Представьте себе молодожёнов. Родилась семья, единое содружественное сочетание несочетаемого. Жена, как правое полушарие, чувственна, импульсивна, при малейшем озадачивании впадает в уныние, мечтательна и интуитивна. Муж, как левое полушарие, рационален, доверяет тому, что видит, пытается логически достучаться до жены, медлителен в принятии решений ( по мнению жены), спокоен и оптимистичен.
Как они живут? По-спортивному, любимый вид спорта - перетягивание каната вместе с половинкой на свою сторону желаний и аргументов.
Каждый слышит себя, видит своё и обижается, если оказывается не понят.
Вот так же ведут себя и оба полушария у маленького ребёнка. Они не умеют ПОКА сопереживать, соображать, согласовывать и уступать по мере необходимости. Нет ещё крепких гладких связей друг с другом. За то время, что они учатся это делать и научаться жить разумным содружеством, можно многое упустить и наломать дров так, что потом придётся расхлёбывать и выращивать "рощу познания" многие годы.
Нынешние дети в большинстве своём пришли в этот мир научиться налаживать отношения между противоположностями, то есть, становиться цельными натурами; видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не в фантазиях на тему; быть разумными, а не умными или чувственными. Это другие дети. По сравнению с поколениями, родившимися до 80-х годов, это дети интуитивно мудрые с с рождения, но физически неловкие и зажатые. Им надо помогать быстрее дозревать физически. Полушария мозга, как часть физического тела, тоже не справляются с возможностями ребёнка, как духовной и развитой личности. Вот и надо помочь, наладить отношения между правым и левым полушариями.
Развивает движение, управляемый стресс, эмоциональные переживания. Не развивает телевизионные передачи, компьютер и его игры. Не очень помогают игрушки с встроенными функциями и звуками, которые лишают ребёнка желания самим всё это сделать, а слушать звуки нужно живые, при общении, когда можно в рот заглянуть, послушать живую вибрацию.
Желательно отдавать предпочтение простым игрушкам, с которыми ребёнок может фантазировать, применять в разных ситуациях. Ничто не заменит кубики, палочки, погремушки, мячи.
Впрочем, я хотела поговорить о упражнениях для ускорения образования связей между полушариями мозга. Амбидекстрам это нужно обязательно.
1. Кладём длинную палочку или верёвку на пол. Просим ребёнка ставить правую ногу слева от палочки, следующий шаг левой ногой, которая должна встать справа от палочки. То есть, ходим перекрёстно. Ребёнка лучше придерживать и направлять, пока он не поймёт и не станет делать сам.
2.Кладём верёвку на пол. Прыгаем боком двумя ногами сразу через неё. Верёвку можно положить изогнуто или в круг. Допрыгать до конца. а потом развернуться и в обратную сторону.
3.Положить два небольших кольца на стол, посадить ребёнка и пальчиками водить внутри кольца по периметру. Сначала каждой рукой отдельно, потом синхронно сразу двумя, потом синхронно в разные стороны. Как вариант, нарисовать большие восьмёрки и водить пальчиками по ним в той же последовательности
4. Правой рукой тянуть левое ушко, стараться ухватить подушечками пальчиков. Потом тоже проделать с левой рукой и правым ушком. Затем проделать тоже самое , только правой рукой за правое ухо, а левой за левое ухо.
5. Правая (или левая) рука ложится на грудь, а противоположная на затылок. Наклоняемся вниз-вверх или вправо-влево.
6.Поднимать левую ногу, сгибая в колене, хлопать правой ладошкой по коленке . Тоже самое проделать с другой ногой. Если сложно, можно хлопать одноимённой рукой, придерживая ребёнка с противоположной стороны.
7.Крутить головой вправо-влево, размахивая руками влево-вправо, то есть, в разные стороны делать два движения.
8.Закрывать глаза ладошками обычно и перекрёстно.
9. Одна рука сжимается в кулак, вторая расправляется с растопыренными пальцами, поменять движения. Если не получается навесу, можно положить ручки на стол и помогать менять позы. Делать под счёт в разном темпе.
10. Одна кисть в кулачке, вторая кисть как тряпочка свисает. Менять тоже под счёт.
11. Под музыку: приседать, когда музыка громкая, подниматься, когда она тихая.
12. Произносить звук " А", поднимать руки вверх, произносить звук "У", опускать руки вниз и сжимать кулачки.
13. Соединить руки в зацеп и бить ладошками до образования хлопков.
14. Соединить кисти рук плотно и съезжая одной рукой вниз, другой, пальчиками, ловить убегающую. Делать поочерёдно.
***************************
Я не пишу о тех упражнениях, которые можно найти в книжках или на сайтах.
Данные упражнения из моей практики логопеда. Надеюсь, что сами родители или их заменители придумают свои варианты. Творчество не наказуемо, а приветствуется.
Во время упражнений можно включать тихую музыку, приятные запахи, поглаживание по спинке.