Найти тему
Культур-трегер

Как бизнесмен из США обманул минкульт СССР и почему в Эрмитаже на почетном месте до сих пор висит фальшивка

Арманд Хаммер начал сотрудничать с правительством Ленина еще будучи 20-летним молодым человеком. Он вагонами вывозил антиквариат из СССР на Запад, основал карандашную фабрику, концессию по разработке асбеста и т.п. Впоследствии И. Сталин указал Хаммеру на дверь. Но бизнесмен снова вернулся в СССР к началу 1960-х годов и провернул еще несколько значительных проектов.

В 1972 году в знак дружбы и признательности Арманд Хаммер подарил Ленинградскому Эрмитажу одну из самых ценных картин своей коллекции - "Портрет Антонии Сарате" кисти великого испанского художника Франсиско Гойи.

Франсиско Гойя (1746-1828), "Портрет актрисы Антонии Сарате", около 1811.
Франсиско Гойя (1746-1828), "Портрет актрисы Антонии Сарате", около 1811.

Кажется, с чего бы это вдруг такая неслыханная щедрость? Однако не все знают истинную подоплеку этой истории. На самом деле Арманд Хаммер не подарил (как это было подано в советской прессе) Эрмитажу картину Гойи, а обменял ее на картину Казимира Малевича "Динамический супрематизм №38" из Третьяковской галереи.

Казимир Малевич "Динамический супрематизм № 38", Музей Людвига Кельн
Казимир Малевич "Динамический супрематизм № 38", Музей Людвига Кельн

Согласование этой сделки шло через министра культуры СССР Екатерину Фурцеву, которую Хаммер уверял, что картина Гойи была куплена им за один миллион долларов (Малевич в то время стоил дешевле).

Прежде чем соглашаться на подобный обмен, нужно было провести хотя бы предварительное исследование картины Гойи или заключить контракт, включающий в себя условие аннуляции сделки, если выяснится, что подаренное полотно окажется фальшивкой. Но Хаммеру в СССР поверили на слово.

Однако то, что картина Гойи - не подлинник, довольно быстро подтвердилось. В записанном спустя 6 лет телефонном разговоре Арманд Хаммер говорил своему абоненту, что он купил портрет Антонии Сарате всего за 60 000 долларов. Картины Гойи столько стоить не могут. Получается, Хаммер заранее знал, что обменивал фальшивку на оригинальную работу.

О наглом обмане Хаммером минкульта СССР и лично Екатерины Фурцевой говорит и другой факт. Картину Малевича "Супрематизм №38" бизнесмен тут же продал известному немецкому олигарху Петеру Людвигу за 750 000 немецких марок. Собственно, даже только одно это событие уже все ставит на места в этой истории.

"Динамический супрематизм № 38" Казимира Малевича в экспозиции Третьяковской галереи. Фото около 1930 года.
"Динамический супрематизм № 38" Казимира Малевича в экспозиции Третьяковской галереи. Фото около 1930 года.

А что же Эрмитаж? Неужели с 1972 года подарок американского бизнесмена так и не проверили на подлинность?

В русской версии Википедии об этом написано так:

В популярной прессе выдвигались теории о неких «экспертах КГБ», якобы установивших, что картина является подделкой, однако в научном искусствоведческом сообществе подобные «журналистские расследования» игнорируются.

Не удивлюсь, если эту статью правили сами работники Эрмитажа. Выставлять КГБ в качестве эксперта в вопросах атрибуции художественных произведений - заведомая ахинея. Вероятно, это тонко рассчитанный вброс на то, чтобы выставить любое предположение о подделке картины глупостью.

Однако сам директор Эрмитажа Михаила Пиотровский в цикле передач "Мой Эрмитаж" к 250 -летию музея прямым текстом на камеру сказал, что на этом портрете от Гойи осталось буквально несколько мазков краски в самом низу полотна, а все остальное заново написано непонятно кем.

Портрет Антонии Сарате в Эрмитаже висит на почётном месте в "Большом Испанском просвете", как и положено картине одного из самых великих художников мира.
Портрет Антонии Сарате в Эрмитаже висит на почётном месте в "Большом Испанском просвете", как и положено картине одного из самых великих художников мира.

Получается, что портрет Антонии Сарате уже давным-давно проверили и убедились, что это фальшивка. Только вот этикетку под картиной, похоже, "забыли" поменять.