Тему образования, которая велась мной на протяжение двух частей предыдущей длинной статьи «Бессмысленное образование», можно продолжить таким разделом как искусство.
Я не искусствовед, конечно. Опыта работы в государственных художественных коллективах, театрах и ДК нет. Есть своя система, книги и студия творческого развития.
Я самоучка почти во всем. Есть 4 года учебы в музыкальной школе. Да! Всего четыре.
Но я могу гордиться тем, чего нет у многих окончивших музыкальные школы. За моими плечами более 170 написанных песен, сотрудничество с авторами, книги, опера, концерты и тематические мероприятия. Много и другого в этой сфере, но это уже не суть. Я руководитель студии собственной постройки и идейного наполнения.
Сейчас я почти не пишу песен. Исчерпало себя это занятие. Нет, написать конечно могу, но не чувствую в этом процессе новизны. Тем более после оперы, которую я написала и поставила на сцене своей студии.
Есть другие направления творчества, которые мне интересны.
Это видео-монтаж и ведение ЮТУБ-канала, но еще более глубокое творчество – писательский труд, книги, в которых было бы и исследование мира, выстраивание системы знаний и для привлечения интереса читателей - художественный событийный ряд. Сейчас я этому учусь.
Чем творчество отличается от искусства? И нужно ли проводить эту грань?
В 2007-2008 г.г. я 8 месяцев жила в Ростове и работала певицей в ресторанах.
Там я пережила непростой, но ценный опыт, главное в котором – это несколько фраз, сказанных посетителями ресторана в мой адрес, и они определили мое отношение к себе и своему предназначению, таланту и карьере в искусстве на многие годы. Это были не просто комплименты. Это были значимые руководства к действию с выводом о том, что образование и правила ничего не стоят. Значение имеют лишь самобытность и талант, вера в себя и упорство в достижении цели. Подобные слова мне говорили конечно не только в ресторанах, но там они были почему-то наиболее выпуклы и запоминаемы. Наверно оттого, что были в контрасте с «искусством» этих площадок…
Что такое искусство – середина между творчеством и сценической коммерцией? Не знаю. Я не об этом сейчас. Я все же о школах.
Что бы ни происходило главное – знать о своей уникальности, если она конечно есть.
Дают ли развиться уникальности школы искусств?
Нет, не дают. Как они могут давать, если все по шаблону? Там не поощряется сочинительство, нет выбора предметов и темпов обучения, даже выбор преподавателя бывает затруднителен, не так ли?
В музыкальной школе (буду говорить именно об этой системе, т.к. она мне хорошо знакома) ученик очень долго не знает системы подбора музыки на слух, или не узнаёт о ней совсем. А я считаю, что это надо стимулировать с первых шагов его маленьких пальцев по клавишам. И я делаю это. Далее – сочинение музыки, песен. Я считаю, что это должно быть обязательным пунктом в домашних заданиях.
Я осмелилась преподавать частным образом вокал и фортепиано, потому что хорошо помню, чему меня учили. Но вот как учили – не пожелаю никому!
Почти ежедневные уроки в музыкальной школе (иногда по 2 урока после основной школы) и объемные домашние задания. Шаблонные упражнения и скучные этюды, от которых тошно соседям, а сам ученик засыпает за клавиатурой. Нервная система не выдерживает бесконечных гамм и многостраничных сонатин…
Преподаю совсем иначе.
Стараюсь не перегрузить, даю техники расслабления, знания о том, как услышать и раскрыть свою душу, пробуждаю мотивацию и настоящие внутренние порывы ученика.
Я люблю выявить и благословить самоучку в каждом своем ученике!
Мне кажется, музыкальные школы так выравнивают, нивелируют творческие способности детей, что они теряют эту уникальность, разочаровываются в творчестве и большинство никогда не берут в руки скрипку, не подходят к пианино. Это ужасно!
Я заметила, что подобных детей больше, чем тех, кто после окончания музыкальных школ идет дальше учиться или хотя бы играет для себя.
Еще огромный пробел, что «научиться» петь там может только изначально талантливый, не зажатый ребенок. И то редко, когда это будет действительно голос. Недавно такой предмет как хор, который на мой взгляд только и был настоящим творчеством изо всех предметов в музыкальной школе, сделали необязательным!
Поющих детей становится все меньше и меньше, потому что давление социума доходит уже до предела выживаемости. А с переходом на дистанционное образование (безумие с моей точки зрения!) останется ли у нас хоть и такое плохонькое «развитие»?
А может слом всего - это и есть тот шанс, который позволит изменить саму систему? Надо использовать этот шанс.
Что я предлагаю? Приглашаю на свои уроки. Для детей и взрослых. Фортепиано и вокал, речевые и голосовые практики, пение в любительском ансамбле, йога, энерготерапия и многое другое...
Школы должны стать местом, где ребенок получит настоящие знания о жизни (и это не информация о сексе!) и о себе.
Художественное развитие – это сугубо индивидуальный процесс.
Научить творчеству невозможно. Ему только можно помочь раскрыться ярче. И все остальное - сам, сам, сам!
Поиск себя, ключи к преодолению страхов и ограничений, изучение своих способностей и возможностей их превзойти, резонанс в слиянии звуков и чувство полета от того, что ты звучишь! Поешь, как бог!
Если ребенок (или взрослый ученик) не выходит с моего урока в приподнятом настроении, я считаю, что не доработала!
Художественное развитие, если оно имеет место быть, должно быть в направлении повышения вдохновленности этим занятием, а не наоборот. Хотя по идее возможно и все образование сделать именно по этому принципу. Я уверена!