От Исаака В. Спрэга после начала загадочного заболевания остался буквально один скелет, но затем его жизнь не становилась лучше, хотя он и обзавелся семьей: многие годы он был вынужден эксплуатировать свой недуг, выступая во фрик-шоу.
Фрик-шоу в XIX веке были чуть ли не обычной частью жизни любого человека, который попадал на ярмарку для развлечения или покупок. Так, самый именитый антрепренёр Ф.Т. Барнум постепенно заполучил в свою «коллекцию»/труппу не только бородатую даму, сиамских близнецов и «человека-собаку», но еще и "живого скелета" Исаака Спрэга, который прожил короткую и странную жизнь. Вот несколько интересных фактов о нем.
Фрик-шоу в США и "Живой человек-скелет"
Дистрофия или анорексия?
Исаак Спраг родился 21 мая 1841 года в Ист-Бриджуотере, штат Массачусетс, к северу от Бостона, США. Ни у кого из его родителей не было проблем со здоровьем, как и у Исаака в течение первых 12 лет его жизни. Но однажды юный Исаак пожаловался на судороги и, несмотря на нормальный аппетит, начал быстро и неуклонно терять вес. Паникующие родители, не зная, как помочь, вызывали врачей, ни один из которых не мог диагностировать причину внезапной худобы с помощью медицинской науки тех времени.
Какой бы ни была причина, аппетит Спрэга оставался здоровым, хотя он становился все худее и худее. Какое-то время он работал на своего отца, сапожника-бакалейщика. Но из-за серьезного снижения веса Исааку становилось трудно поддерживать жизненную энергию. Когда его родители умерли в 1860-х годах, ослабевший молодой человек уже буквально не был пригоден для "нормальной" работы, он начал искать способ обратить свою кондицию себе на пользу.
Карьера во фрик-шоу
Подростковый возраст прошел, Исаак Спрэг был 168 сантиметров (5.6 футов), большую часть жизни он не весил больше 20 килограмов. В 1865 году некий владелец гастролирующего карнавала заметил Исаака Спрэга и предложил ему работу. Хотя сначала юноша отказывался, вскоре он понял, что может стабильно зарабатывать своей внешностью. Поэтому Спрэг решил направиться прямо к знаменитому центру развлечений того времени - Американскому музею Ф.Т. Барнума в Нью-Йорке.
Заключив договор с агентом, Спрэг представился Барнуму, который лаконично заметил: «Довольно худой человек, где ты его напугал?» Шоумен, очевидно, не упустил потенциал, потому что худому мужчине сразу же предложили работу за 80 долларов в неделю (1320 долларов в 2022 году). Спрэг занял место среди бородатых дам и великанов, привлекая любопытных зрителей, жаждущих увидеть "Живого Скелета".
Женитьба
В течение следующих трех лет Спрэг продолжал регулярно появляться в Американском музее. Затем в 1868 году музей сгорел, а Исааку едва удалось спастись из горящего здания. Решив сделать перерыв в шоу-бизнесе, он познакомился и вскоре женился на Тамаре Мур, которая была родом из города Хэнсон, соседнего с его родным Ист-Бриджуотером. Чета Спрэгов зажила тихой домашней жизнью. Тамара родила троих сыновей, каждый из которых вырос до нормального размера без проблем со здоровьем. Однако вес Исаака (не больше 20 кг) не позволял иметь постоянную работу, и все же семью нужно было содержать, поэтому Спрэг вскоре снова обратился к Барнуму.
Последние годы
Хотя Исаак был популярен у публики, ему не нравилась цирковая жизнь, и он несколько раз искал работу в другом месте, но здоровье ухудшалось. С какого-то периода ему приходилось носить фляжку с молоком на шее, чтобы подпитывать себя и не засыпать на ходу. Его финансовое положение только ухудшали долги, возникшие в результате игромании и невезения. После многочисленных медицинских осмотров Спрэгу в 1882 году был поставлен диагноз "агрессивной мышечной атрофии", болезни, из-за которой его мышечная ткань истощалась.
В следующем году он согласился, что после его смерти и в обмен на 1000 долларов Гарвардская медицинская школа должна "вскрыть [моё тело] и провести вскрытие, чтобы выяснить, если возможно, почему я такой худой; потом... поместят в музей училища, где [тело] и останется". Точные обстоятельства смерти Исаака Спрэга неизвестны, но считается, что он, нищенствуя, умер в январе 1887 года из-за асфиксии в Чикаго. Поступило ли его тело в Гарвард - тоже неизвестно.