Найти тему

Смешались в кучу кони, люди…

  Примерно так мы и ездили с лошадьми в товарных вагонах. Закончив программу в каком-нибудь городе, мы собирались в дорогу. У такого большого номера ,как у нас , барахла было много: сбруя, костюмы, реквизит, личные вещи. Артистов от 9 до 12 человек, 5-7 служащих, жены-дети, 10 лошадей! Один наш номер занимал три товарных вагона: два с лошадьми и служащими, один с реквизитом и личным багажом. 

  Вагоны для нас и лошадей требовалось оборудовать. Этим занимались артисты и мужчины-служащие. Мы же тюковали сено , если не было готовых тюков: в большой ящик прокладывали на дно шпагаты и набивали его сеном поплотнее, затем завязывали шпагаты и тюк готов. 

   Вагоны подавались обычные деревянные с раздвижными воротами и щелястыми стенами. Ребята вставляли небольшие оконца, колотили настилы для сена, по-возможности заделывали дыры и щели. Затем грузили бочки для воды лошадям, наша вода была во флягах. Также устанавливались ящики с матрасами, подушками и другим всем необходимым для нашего быта. Посередине вагона ставили небольшую печку, на которой мы готовили себе еду , а в холод обогревались. Когда все было готово, грузили лошадей. Для этого мы перегоняли их пешком из цирка на погрузочную станцию. С этим тоже было много приключений. Например, однажды весной вели лошадок на станцию, а она была далековато. Идем верхом, вереницей артисты и мы. Это был мой первый перегон и я слегка трусила, боялась, что не справлюсь с лошадью. Поэтому, меня поставили в конец и за мной артиста, чтоб помог, если что. А тут еще ручейки журчат. Вдруг подходим к рельсам , а между ними по шпалам ручеек не журчит , а прям бурлит! Наши лошадки-то цирковые отродясь такого не видели и уперлись- не хотят через рельсы идти! Как только ребята не посылали их вперед, не понукали - не идут! Пришлось идти в обход. А я-то на своей лошадке сзади пока подошла к рельсам с ручьем , гляжу- все куда-то поворачивают . И я хоть и неопытная , стала посылать коня вперед. Не хотелось в обход, вагоны-то вот они - прямо , немного пройти осталось! Посылаю коника вперед и чувствую, что он как-то слегка попятился и присел на задние ноги, а потом кааааак прыгнет! И мы на той стороне злосчастных рельс! Когда до меня дошло, что я сделала, меня чуть не разорвало от гордости! А конь с артистом, что за мной шел, тоже перепрыгнул ! Видимо вдохновился нашим примером. Я кричу:

 - Вы видели это! Нет, вы видели?! Я перепрыгнула через ручей!

-Видел, видел! Молодец! 

  А вскоре у меня появился другой повод для гордости: когда стали заводить лошадей по пандусу в вагоны, один коник испугался и никак не хотел заходить. Его водили кругами, пытаясь снова и снова завести, но тот не поддавался. А мне вдруг мысль в голову пришла:

 - Давайте ему глаза завяжем! 

  У меня как раз шарфик подходящий был. Завязали конику глаза и он зашел в вагон с первого раза! Руководитель говорит: 

 -Это ты хорошо придумала, молодец! 

  Кто молодец? Я молодец! - радовалась я . 

 Погрузив лошадей, расставив их по местам, мы -служащие начинали устраивать свой дорожный быт: стелили постели, готовили дрова и уголь для печки ( откуда брали дрова не помню, а уголь собирали тут же на станции, нам это разрешалось, много ли мы его «украдём») . Располагались в вагоне таким образом : две лошадки стояли в одном конце мордами к середине, три в другом . Посередине находился как бы человечий пятачок с нашими «кроватями» и печкой . Над нами и над двумя лошадками был настил с сеном. Так же в вагоне по разным местам располагались ящики с углем-дровами, бочки и фляги с водой, мешки с овсом и прочим скарбом нашим и лошадиным. Туалет и наш и конячий был тут же, уж простите за подробности. Просто надо было много опилок, ооооочень много опилок и вовремя убираться… Подозреваю, что кто-то возил животных в других условиях, лучше или хуже, но мы ездили так. 

  Ну, а дальше : поехали!

Жизнь в вагоне тоже была насыщенной, полной запахов и приключений. Об этом расскажу позже, если позволите. Всем добра!