Начну с дел. Их у пенсионера невпроворот. И самое насущное - как сделать так, чтобы господа Альцгеймер с Паркинсоном не явились с визитом.
Эту угрозу терапевт Джефри Лайф в 59 лет ещё не ощущал. А вот пивной животик его беспокоил. От лишнего веса болели суставы. Но больше всего он пал духом из-за проблем по мужской части. И тут уж все аварийные лампочки замигали одновременно.
Доктор решил, что пришло время заняться самым важным пациентом - самим собой. Сначала он совершил настоящий мужской подвиг -отказался от пива. Но это было явно мало, чтобы избавиться от животика. Поэтому доктор разработал собственную систему питания. Это сделало силуэт доктора более мужественным. Казалось бы, можно и остановиться. Но войдя во вкус самосовершенствования, Лайф отправился в спортзал к профессиональному тренеру.
Сейчас он тренируется в тренажёрном зале пять дней в неделю. И судя по присутствию на его фото некой молодой особы, с личной жизнью у него полный порядок.
Тем не менее глядя на совершенство его торса, пребываю в сомнениях: а только ли в упражнениях дело? Может, и некоторые биологически активные вещества приложили к этому руку?
Как бы то ни было, но мужчина смог дожить до 84 лет. Значит, если вещества и были в его рационе, то в умеренной и медицински выверенной дозе. Здравствует доктор и поныне.
Что же касается меня, то я на такие подвиги не способна. В отличие от американского доктора, от хлеба и сладостей не откажусь. Да и цель нынешней осенью поставила скромную: влезть в любимые зимние брюки. До финиша остались какие-то 1см и 4 мм.
В отличие от доктора Лайфа нашу соотечественницу Ларису Викторовну Морозову собственный внешний вид не очень заботит. А что её по-настоящему увлекает, так это делание денег.
Она живёт даже не в райцентре, а в маленьком посёлке, но при этом пенсионерка имеет счёт в банке с шестью нулями.
По профессии Лариса Викторовна -горный инженер, но ещё в 90-ые годы заинтересовалась финансами и даже всерьёз занималась ваучерами. Потом работала финансовым директором в одной из фирм. То есть опыт у неё имелся, но самое главное наличествовал интерес к этой сфере. В противном случае женщина выписывала бы какой-нибудь дамский журнал, а не экономический под названием "Эксперт".
И вот однажды вернувшись из отпуска, она принялась просматривать пришедший в её отсутствие номер этого серьёзного издания. И там на одной из страниц обнаружила список 400 самых прибыльных предприятий России.
Дело было в кризисном 2008 году. Акции многих компаний упали. Тем не менее Морозова решила рискнуть. Первым делом она позвонила в Газпром с желанием купить их акции. Вот что Лариса Викторовна рассказывала в одном из интервью:
" В Газпроме меня послали... На брокерскую биржу".
С этой "неудачи" собственно и начинается взлёт. Потому что Лариса Викторовна задумалась об открытии брокерского счёта. В декабре 2008 года она открыла его в Сбербанке.
10 тысяч 500 рублей - сумма, на которую она накупила акций этого банка.
В 2008 году они стоили 9 рублей 36 копеек. Но со временем стали подниматься, как на дрожжах, и дошли до 80 рублей каждая. И вот тут Морозова не удержалась от соблазна продать их. А зря! Впоследствии каждая акция стоила уже более 150 рублей. Но такая уж судьба у биржевого трейдера: можешь в одно мгновение и заработать, можешь и потерять. Морозова из опасения потерять и поспешила расстаться с акциями, о чём потом сожалела.
Сейчас Лариса Викторовна посвящает почти всё своё время поиску перспективных акций. А заработанные таким образом деньги тратит на путешествия. И одновременно удивляется, почему её примеру не следуют другие пенсионеры? Ведь среди них немало умных, умеющих анализировать цифры людей.
Полагаю, что такие " финансисты" имеются, но о своих успехах предпочитают помалкивать.
Лично я в эти биржевые дела никогда бы не ввязалась по одной простой причине: СКУЧНО. Меня притягивают малодоходные, но зато увлекательные хобби. Типа писание в Дзене.
Вот и жена фермера Анна Мозес ни о чём таком не думала, когда на старости лет взялась за рисование. С её артритом это было легче, чем вышивание. Картинки получались по-детски наивные, но это художницу не волновало. Главное, самой Анне они нравились.
Привлекали они и односельчан. Ведь в них было столько любви к родной деревне и к жизни! И это после 33 лет работы на чужих хозяев и 10 детей, пятеро из которых умерли в детстве.
Её картинки, выставленные в местной аптеке для красоты, случайно увидел столичный коллекционер. И купил их. Затем встретился с автором, пообещав сделать художницу знаменитой.
"Сэр не в своём уме!" - решила старушка и отправилась кормить кур. Но глаз-алмаз не подвёл того любителя живописи. Через два года выставка под названием "Что рисует жена фермера" прошла в 40 штатах США, побывала в Европе и Японии.
Возможность заняться любимым делом у Анны Мозес появилась лишь в 76 лет. И она использовала оставшиеся годы на полную катушку, написав 1600 картин. Последняя была продана за 60 тысяч долларов. Правда, уже после смерти художницы. Но и при жизни она успела погреться в лучах славы. Сам президент Гарри Трумэн вручал ей премию национального женского пресс-клуба.
То, что бывшая крестьянка дожила до 101 года, говорит не только о пользе физического труда. Важно ещё, чтобы у человека было любимое дело.
И ещё один любопытный факт. Сама Мозес в мировой живописи не разбиралась, но её картины напоминают работы голландского живописца 16-го века Питера Брейгеля, прозванного на родине "мужицким художником". Конечно технически Мозес уступает голландцу, но ведь и её живопись относится к так называемому "примитивному искусству".
Ещё один пенсионер, реализовавший свой творческий потенциал лишь на заслуженном отдыхе, это Гавриил Троепольский. По профессии он был агрономом. Занимаясь селекцией проса, вывел 8 новых сортов. Однако больше всего Гавриилу Николаевичу нравилось писать рассказы. Он даже рискнул в журнал "Новый мир" принести свои "Записки агронома". Но хотя их напечатали, прошли они незамеченными.
Но автор не сдавался. Тем более что на пенсии он стал обладателем самого большого богатства -ВРЕМЕНЕМ.
В итоге в 66 лет его мечта осуществилась: читатели его оценили. Ведь из-под пера Троепольского вышла повесть "Белый Бим Чёрное ухо".
Когда повесть напечатали все издательства СССР, Троепольский так шутил про свои гонорары:
" Я теперь на собачьем корму!"
В отличие от агронома Троепольского, продавец косметики Мэри Кей работу свою очень любила и вкладывала в неё всю душу. Но руководство компании этого почему-то не замечало.
Мэри была уже не первой молодости, когда начальство повысило в должности её более молодую коллегу. Более того, девушка получила существенную прибавку к зарплате. Такая несправедливость так ранила женщину, что та даже уволилась из компании.
Но что было делать дальше? -Искать новую работу?
Мэри решила отправиться в автономное плавание, то есть основать собственный бизнес. Но для этого требуется стартовый капитал.
Те 5 тысяч долларов, которые женщина хранила про запас, пошли на аренду помещения и закупку товара. А вот на зарплату сотрудникам денег уже не оставалось. Так что впрягаться пришлось самой Мэри. И она решила распространять косметику по каталогам с помощью независимых "консультантов по красоте". Чтобы стать им, требовалось прослушать специальный курс по уходу за кожей и приобрести товар на определённую сумму. Эти консультанты имели право привлекать в свои ряды других людей, получая при этом комиссионные с их продаж.
И это сработало. Настолько, что Мэри Кей стала известна и в России. У меня была знакомая, которая в нулевые годы активно сотрудничала с этой фирмой и даже преуспела. Она и меня пыталась увлечь этой идеей, но я ограничилась лишь покупкой помады с надписью "Мэри Кей". Потому что торговля - это прежде всего плотное общение с людьми, а я по натуре рак-отшельник. Поэтому мне ближе судьба тихого профессора Джона Толкина с его очень тихим и одиноким хобби - ФАНТАЗИЯМИ.
Именно придумывание несуществующих миров позволило Толкину пережить ужасы Первой мировой войны, в которой он участвовал. Знаменитых хоббитов он придумал, лёжа в лазарете во время тифозной лихорадки. Однако минует ещё 30 лет, прежде чем замысел оформится окончательно. Ведь Толкину надо было содержать семью. У него было четверо детей. Так что отдаваться своему увлечению он мог лишь в краткие часы вечернего досуга. Но в конце концов книга, которая писалась поначалу для собственных ребятишек, стала культовой. Причём не только у молодых.
Как-то раз наведавшись к бывшему супругу, я обнаружила у него на столе раскрытую книгу про хоббитов, которую он приобрёл ещё в 90-ые годы. Человек читает её как Библию! И полагаю, что в России он не одинок.
И такое чтение лучше, чем сидение перед телевизором. Вот почему для поддержания психического здоровья я отлучаю себя от "ящика" на пару-тройку месяцев, переключаясь на литературу и изучение иностранных языков.
И вот обретя таким образом дополнительный жизненный ресурс, я наконец-то разобралась со своим архивом, то есть скопищем записных книжек, бумажных репродукций, вырезок из журналов и прочего хлама, ненужного в век Интернета. Но именно там на глаза мне попался листок с "молитвой пенсионера".
Есть там следующие строки.
Господи, Ты знаешь лучше меня, что я скоро состарюсь. Спаси меня от стремления вмешиваться в дела других, чтобы что-то там улучшить. Пусть я буду размышляющим, но не занудой. Полезным, но не деспотом.
Охрани меня от соблазна детально излагать бесконечные подробности своего быта.
Дай мне крылья, чтобы я и в немощи смог достичь цели.
Закрой мои уста, если я захочу рассказать о своих болезнях. Ведь их становится всё больше, а удовольствие рассказывать о них - всё слаще.
Не осмеливаюсь просить Тебя улучшить мою память... Но приумножь моё человеколюбие! И ещё: усмири мою самоуверенность, когда случится мне столкнуться с памятливостью других людей.
Пожалуй, надо заключить эти слова в рамочку и повесить на стенку.
А в заключение хочу предложить вам две работы художницы-самоучки Дианы Дигель.
Она настоящий мастер по оптимизму, хотя жизнь её была трудной. Девочка очень любила рисовать, но денег на бумагу не было, и мать приносила ей картон из универмага, где работала продавцом. Позже деньги появились, но их хватало лишь на бумагу и краски.
Вместо кистей она стала использовать свёрнутый конусом лист бумаги либо собственные пальцы. В итоге так и осталась в истории живописи США художницей, рисующей пальцами. Отсутствие изящности в технике восполняется оптимизмом, которым наполнены её работы. А это и есть главный витамин пенсионера.