Найти тему
Okko

Хичкоковская принцесса: Портрет Грэйс Келли

Оглавление

40 лет назад не стало Грэйс Келли, хичкоковской блондинки, княгини Монако и иконы стиля классического Голливуда. Впрочем, ее актерская жизнь закончилась намного раньше — она ушла из кино на пике популярности, с впечатляющей фильмографией и множеством наград, среди которых «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. 12 ноября Келли могло исполниться 93 года. В день рождения актрисы вспоминаем ее лучшие роли и образы, которые, несмотря на непродолжительную карьеру, навсегда обеспечили ей место в истории кино.

Из католической школы на Манхэттен

Жизнь Грэйс Келли — это не история превращения Золушки в принцессу. Она родилась в семье богатого промышленника, трехкратного олимпийского чемпиона по гребле и национального директора по физической культуре (назначен президентом Рузвельтом) Джона Келли — старшего. Ее мать Маргарет Майер тоже была спортсменкой и тренером, до замужества преподавала физическое воспитание в университете Пенсильвании.

Похоже, что стать актрисой Грэйс Келли мечтала со школьной скамьи, хотя ее родители такой выбор профессии не одобряли. Вопреки их воле после учебы в католическом колледже Келли поступила в Американскую академию драматического искусства в Нью-Йорке, судя по всему, не без участия своего дяди, известного драматурга Джорджа Келли. Для прослушивания она выбрала сцену из его фильма «Факелоносцы». А уже на выпускном выступила в роли Трейси Лорд из «Филадельфийской истории» по пьесе Филиппа Бэрри. Келли дебютировала на Бродвее в роли Берты в постановке пьесы «Отец» Августа Стриндберга. В начале карьеры она совмещала работу фотомоделью, съемки для телевидения и игру на Бродвее.

Кадр из фильма «Ровно в полдень», реж. Фред Циннеман, 1952
Кадр из фильма «Ровно в полдень», реж. Фред Циннеман, 1952

В 1951 году состоялся кинодебют актрисы в фильме «Четырнадцать часов» Генри Хэтэуэя, где она сыграла эпизодическую роль. Затем продюсер Стэнли Крамер, увидев игру Келли в одной из бродвейских постановок, пригласил ее сняться в вестерне Фреда Циннемана «Ровно в полдень» в 1952-м, там она получила уже более заметную роль Эми Фаулер Кейн, жены главного героя. Фильм был номинирован на семь «Оскаров» и взял четыре из них. Впрочем, и здесь Келли не произвела большого впечатления на критиков, а Альфред Хичкок оценил ее игру как «довольно робкую». После съемок в «Ровно в полдень» Келли брала частные уроки, чтобы совершенствовать актерское мастерство, что вскоре принесло плоды.

Гейбл, Кросби, Хичкок и «Оскар»

Роль Линды Нордли в фильме Джона Форда «Могамбо» 1953 года принесла Келли «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана и первую номинацию на премию «Оскар». Она сыграла жену антрополога, которая увлеклась персонажем Кларка Гейбла — охотником на диких животных. В этой роли Келли заменила выбывшую Джин Тирни, у которой начались проблемы со здоровьем. Фильм стал настоящим трамплином в ее актерской карьере, после его успеха актриса стала восприниматься как восходящая звезда Голливуда.

Кадр из фильма «Окно во двор», реж. Альфред Хичкок, 1954
Кадр из фильма «Окно во двор», реж. Альфред Хичкок, 1954

Следующий год станет кульминационным для карьеры Грэйс Келли. За всю свою непродолжительную актерскую карьеру она снялась в 11 фильмах, пять из которых пришлись на 1954 год, кроме того, актриса пополнила ряды «хичкоковских блондинок», снявшись в трех картинах мастера саспенса. Первый из них — «В случае убийства набирайте „М“» — экранизация одноименной бродвейской постановки Фредерика Нотта. Келли сыграла богатую жену бывшего профессионального теннисиста, который замыслил ее убийство. Роль беспомощной и пассивной жертвы не позволила в полной мере раскрыться актерскому таланту Келли, зато в следующей хичкоковской картине, «Окно во двор», она предстала в более сложном образе. Ради роли Лизы Фремонт — нью-йоркской светской львицы, ищущей внимания известного фотографа-документалиста, — Келли отказалась от роли в фильме «На набережной» с Марлоном Брандо. В «Окне во двор» она показала уверенную в себе героиню, которая знает, чего хочет, и добивается этого всеми доступными способами. За ширмой гламурной светской дамы, которая «не надевает дважды одно платье», скрывалась увлекающаяся, смелая женщина, способная залезть в квартиру предполагаемого убийцы, чтобы раздобыть улики.

Кадр из фильма «Деревенская девушка», реж. Джордж Ситон, 1954
Кадр из фильма «Деревенская девушка», реж. Джордж Ситон, 1954

В том же году были еще «Мосты у Токо-Ри» Марка Робсона и «Зеленый огонь» Эндрю Мартона, но, пожалуй, лучшая драматическая роль Келли — это Джорджи Элджин из «Деревенской девушки» Джорджа Ситона. Келли у Ситона — уставшая, измученная жизнью женщина, опекающая мужа-алкоголика, в прошлом известного исполнителя, которого блестяще сыграл Бинг Кросби. Героиня Келли выглядит старше своих лет, но, несмотря на потухший взгляд, в ней ощущается сила и безупречная выдержка. От былой «робкости» в игре Келли не осталось и следа, за эту мощную драматическую роль актриса была удостоена премии «Оскар».

Со съемочной площадки во дворец

«Поймать вора» 1956 года — последний фильм Хичкока, в котором появилась Грэйс Келли, и самый судьбоносный в ее жизни. Во время съемок на Французской Ривьере актриса познакомилась с князем Монако Ренье III, своим будущим мужем. Впрочем, сведения расходятся, некоторые биографы отмечают, что знакомство случилось немного позже — на фотосессии во время Каннского кинофестиваля. В любом случае в картине «Поймать вора» красавица предстала в облике безупречной (как всегда), сдержанной, ледяной принцессы, которая на поверку оказывается неудержимой авантюристкой с пылким нравом и острым умом, — излюбленное качество хичкоковских героинь.

Кадр из фильма «Поймать вора», реж. Альфред Хичкок, 1956
Кадр из фильма «Поймать вора», реж. Альфред Хичкок, 1956

Съемки в картине Чарльза Видора «Лебедь» по одноименной пьесе Ференца Молнара позволили Грэйс Келли впервые примерить образ принцессы. Последним фильмом в карьере Келли стал музыкальный ромком «Высшее общество» (1956) режиссера Чарльза Уолтерса — ремейк картины 1940 года. Келли вновь встретилась на экране с Бингом Кросби, кроме того, в актерский состав входил Фрэнк Синатра и легендарный джазмен Луи Армстронг в роли самого себя. В кадре Келли уже носила знаменитое обручальное кольцо Cartier, подаренное ей Ренье в честь помолвки. Удивительно, но роль Трейси Лорд, та самая, с которой она выпустилась из Академии, стала для нее и успешным стартом, и финальным аккордом.

Грэйс Келли ушла из кино на пике успеха и от последующих предложенных ролей отказывалась. Так было с хичкоковской «Марни» в 1962 году и с «Поворотным моментом» Герберта Росса в 1977-м. Была ли это ее инициатива, или же на нее давил новый статус, как ни крути, киножизнь Келли была завершена. Будучи княгиней, она занялась воспитанием наследников, благотворительностью и общественной деятельностью. А показ фильмов с ее участием, по слухам, был фактически запрещен в Монако под давлением венценосного супруга Келли. Актриса и принцесса трагически погибла в автокатастрофе в 1982 году, оставшись во многом непревзойденной звездой экрана и загадочной фигурой прошлого столетия.