В 1930-х годах на французских лайнерах произошла серия пожаров, в основном вызванных отсутствием у экипажа навыков пожаротушения и наличием слишком большого количества легковоспламеняющихся элементов в оборудовании кораблей. Одним из кораблей, сгоревших за это время, был «Л,Атлантик».
«Л,Атлантик» был заложен 28 ноября 1928 года на французской верфи Ateliers et Chantiers de Saint-Nazaire Penhoët, спущен на воду 15 апреля 1930 года. Отделочные работы продолжались до 7 сентября 1931 года. Лайнер имел длину 223 м и водоизмещение 42 512 брт. Он был оснащен четырьмя паровыми турбинами мощностью 45 000 л.с., обеспечивающими максимальную скорость 21 узел. Корабль мог перевозить 1238 пассажиров (488 первого класса, 88 второго класса и 662 третьего класса) и 663 члена экипажа.
Интерьер лайнера был роскошно оформлен в стиле ар-деко. Авторами проекта являлись Альбер Бенар и Пьер Пату. В отделке интерьера использовано большое количество стекла, мрамора и различных пород дерева. По роскоши и качеству отделки это был один из самых эксклюзивных французских лайнеров.
С самого начала он предназначался для обслуживания маршрутов между Францией и Южной Америкой. Корабль совершил свой первый рейс 29 сентября 1931 года. В 1932 году трубы лайнера подняли на 5 метров для лучшего отвода выхлопных газов. С момента спуска на воду «Л,Атлантик» ходил практически на полную мощность, принося большую прибыль. В начале 1933 года лайнер должен был пройти стандартный капитальный ремонт и модернизацию в Гавре.
4 января 1933 года судно проходило между Бордо и Гавром, где должно было войти в сухой док. Во время рейса примерно в 40 км от Гернси экипаж заметил пожар в каютах первого класса. Несмотря на попытки его потушить, огонь перекинулся на другие помещения. При тушении пожара погибли 19 членов экипажа. Утром капитан корабля приказал всем членам экипажа покинуть судно. На призыв о помощи откликнулось несколько кораблей, взяв на борт большую часть экипажа, но некоторые утонули.
Неуправляемый «Л,Атлантик» дрейфовал, на борту все еще бушевал огонь. Лишь к вечеру судно отбуксировали к берегу. Всего в буксировке лайнера в Чербург участвовало 9 судов. Операция длилась 30 часов. Стоит отметить, что только 8 января удалось потушить возгорание и провести осмотр объекта.
За 3 года судьба «Л,Атлантик» не была решена. Предварительное обследование показало, что огонь охватил все помещения на палубах от A до F, но машинное отделение не пострадало. Владелец судна, Compagnie de Navigation Sud-Atlantique, хотел признать его погибшим, что помогло бы получить компенсацию, но страховщик потребовал отремонтировать судно, поскольку считал, что оно подлежит ремонту.
Только в феврале 1936 года «Л,Атлантик» был продан на металлолом и отправлен в Глазго. Владелец судна подписал мировое соглашение на сумму 6,8 млн долларов США (около 133 млн долларов на сегодняшний день). На эти деньги был заказан небольшой пассажирский корабль взамен пострадавшего лайнера.
Расследование после пожара пришло к выводу, что, хотя точная причина пожара была неизвестна, распространению огня способствовало большое количество древесины, использованной для внутренней отделки. После этого и нескольких других пожаров, произошедших примерно в то же время, французские власти решили изменить правила, введя ограничения на использование дерева в отделке коридоров и на лестничных клетках новых лайнеров. Кроме того, было обеспечено обучение экипажей крупных лайнеров действиям при пожарах. Стоит отметить, что серия пожаров на французских лайнерах завершилась трагедией трансатлантической «Нормандии» в 1942 году.
_______________________________
Интересное криминальное чтиво на канале ЖЕСТЬ