Найти в Дзене
Genesis family

55 лет группы Genesis. Ирония судьбы, или как покорить Америку [1978] (ч.36)

Оглавление

Это большой выпуск, в котором мы делаем несколько больших ветвей. Ибо ушли Питер Гэбриэл, Стив Хакетт, а когда-то еще и Энтони Филлипс, но они не перестали быть семьей Genesis. 1977-1978 года были достаточно плодотворными для всех, а для кого-то этот период и вовсе стал поворотным. Начнем со Стива Хакетта, и вернемся в октябрь 1977, когда было объявлено о его уходе из Genesis.

«Please Don't Touch» Стив Хакетт

Стив Хакетт:

На следующий день после моего ухода [из Genesis - прим], я обедал с мамой и братом Джоном. Они всячески меня поддерживали и понимали, как я нервничал относительно правильности своего решения. Я знал, что нет другого пути, по которому я мог бы пойти с чистой совестью. И я помню те беспокойные ночи в полном одиночестве, когда просто лежал в своей постели. Правильно ли я поступил? Это был огромный шаг в неизвестность. Я уходил из группы мирового класса, которая к тому времени начинала заполнять целые стадионы по всему миру. Мне нужно было довериться своим инстинктам и вдохновению. Я знал, что мне нужны силы и уверенность. Музыка - награда и очень устойчивая валюта.

После ухода из группы я был полон идей, которые не сработали бы в лоно Genesis - я это прекрасно понимал. Надо было расправить крылья. Когда ты понимаешь, что твоя идея сильная - она должна родиться во что бы то ни стало. Работа предстояла долгая и тяжелая, но надо было действовать как можно быстрее, чтобы приступить к альбому.

Я немедленно начал подготовку. Купил гитарный синтезатор Roland GP500. Его звук не был похож на гитарный, но он давал нечто неожиданное. Это можно оценить в песне Land of Thousand Autumns. Он звучал словно огнедышащий дракон, пробуждавшийся ото сна.

Дома я сделал вокальные демки, "запетлил" свой голос на 24 дорожки, что стало основой «The Voice of Necam».

Запись я решил делать в Лос-Анджелесе, потому как хотел взаимодействовать с Chrysalis, чтобы оказать большее влияние как на Европу, так и на Америку. Там же собрались певцы и музыканты. Один из них выдающийся Стив Уолш. Мне нравился его голос в Kansas - Carry On My Wayward Son. Свое согласие дали Ричи Хейвенс и Рэнди Кроуфорд. Мне хотелось сделать гибрид между черным соул и белой рок-музыкой, работая с настоящими импровизаторами.

В своем неподражаемом стиле Рэнди проделала потрясающую работу, спев "Hoping Love WIll Last". В данном треке я выразил грусть по разлуке моих родителей. Личных чувств было полно и в песне "Icarus Ascending". Музыка здесь обрела свою жизнь, открыв новые континенты возможностей.

Я был очарован голосом Ричи Хейвенса, его необычайным позитивом. Работа с ним - это нечто захватывающее. Он мог петь что угодно, и звучало это так, будто он даже что-то новое для себя поёт всю жизнь. Каждому его спетому слову веришь. Он был гигантом среди певцов. Я и сегодня поклонник его богоподоного голоса.

Исследуя студийные возможности в Калифорнии, я нашел фантастический орган, который в последствие использовал в "Icarus Ascending", а также в "Please Don't Touch".

Джон Акок как-то говорил, что студия - это пространство, в котором нет понятия времени. Это так. Ты и правда не знаешь, сколько времени прошло. Я всегда очень глубоко погружался в работу, что мне требовалось время на восстановление. Во время записи альбома "Please Don't Touch" я пережил много стресса, учитывая, что пришлось работать с большим количеством совершенно новых для меня людей.

Запись в Штатах была интересной, интенсивной, эмоциональной. По возвращении в Великобританию я заболел язвой желудка и в канун Рождества был госпитализирован. Нужен был перерыв.

По наступлению нового 1978 года я выписался из больницы и в течение зимы закончил работу над альбомом.

Помню, отзыв от Стивена Уилсона, который сказал, что Please Don't Touch для него был сродни "Sgt Pepper". Мне очень нравилась моя новая работа, но всё же я не был уверен, что надо было отправляться в тур. Перспектива представала ужасной. Но меня всё же убедили сделать этот шаг, мол, у меня уже есть имя, благодаря чему можно собирать залы в Европе, Скандинавии.

Пришло время собирать группу. Первым я взял Джона (Хакетта - брата - прим.). Это было очевидно. Он мог бегло играть на гитаре и даже басовых педалях. Он был внешне красив, в детстве носил прозвище "Кумир подростков". Девушки млели, когда он издавал серебряные ноты своей флейты.

Далее я позвонил Нику Магнасу. Он поначалу думал, что это розыгрыш. Дескать, его приятеля разыграли Китом Эмерсоном. Но я всё же мог доказать, что я - это я. И когда предстал у его порога, он всё-таки испытал облегчение.

Джон Ширер - прирожденный шоумен. Он приезжал на репетиции на роллс-ройсе и в шубе. На сцене раздевался до пояса, надевая самые обтягивающие брюки, какие только были. А когда его представляли, вставал на табурет и вилял задницей под кошачьи визги женщин и аплодисменты.

Дик Кэдбери - еще один красавец. Мало того, что басист хороший, так еще и голос прекрасный, контртенор. Он потом будет делать аранжировки вокальных гармоний.

Пит Хикс - прекрасный вокалист. Прекрасное чувство юмора.

-2

И вот, взяв весь этот полк музыкантов, я отправился в свой первый тур осенью 1978 года. Мы играли песни из альбомов Voyage и Please Don't Touch, а также тестировали по 1-2 новой песни. Я дико нервничал перед первым концертом в Осло. Наматывал круги за кулисами, словно кошка по раскаленной сковородке. Обычно я произвожу впечатление спокойного человека, но, как известно, при волнении я это впечатление теряю.

Несмотря на опасения, шоу прошли на высшем уровне, тур был распродан. Сквозь цепь страха пробился прилив энергии и возбуждение. Это было потрясающе - воплотить всю эту музыку на концертах.

Питер Гэбриэл

-3

Выпустив первый сольник, Питер Гэбриэл отправился в свой первый за последние пару лет тур. На тур-менеджера он взял Ричарда Макфейла. Из старых друзей он набрал музыкантов, среди которых был и Тони Левин. «Я ощущаю полную свободу. Мне не нужно никому угождать и играть роли. От меня ничего особенного не ждут, и это тоже бонус». В туре с Питером играл и Роберт Фрипп, под псевдонимом Дасти Роудс. Играл, правда, зачастую за колонками или за кулисами, испытывая отвращение к гастрольной рок-машине.

Ричард Макфейл

Тур стартовал в начале 1977 года с многочисленных шоу в США, а потом в Европе. Будучи тур-менеджером, я контролировал работу команды Showco, а также за техниками. Несколько человек перешли сюда из Genesis - таким образом образовалась неразрывная связь с группой.

Питер пел в залах, которые вмещали в себя 5-6 тысяч человек, в Европе - иногда больше. Он всем видом демонстрировал, что находится уже на определенной ступени славы. «Прошлое - это прошлое. Сейчас есть только сейчас» - говорил Пит. Сет-лист состоял из песен нового альбома, плюс ряд каверов. Он одевался в спортивный костюм - никаких модных штучек и света - всего, что связывало с Genesis.

-4

Тур начался 3 марта 1977 года в Нью-Джерси, до апреля проходил по США и Канаде, а потом – в Великобритании. Выступления специально были лишены театральности Genesis, декораций или ярких световых эффектов. Помимо песен из первого сольника он также играл каверы на Мэрвина Гэя «Ain’t That Pendant», «I Heard It Through the Grapevine», плюс «Ain’t Too Proud to Beg» группы Temptations. Был и кавер на песню «All Day (And All the Night)» группы The Kinks.

Особенно тепло Питера встречали в театре Roxy, где Питер сыграл 6 концертов. Сам он щеголял в спортивном костюме.

Ричард Макфейл

Во многих смыслах работать с Питером должно было быть легче, чем с Genesis, но по правде с годами Питер становился требовательнее. Плюс проявлялось его непостоянство, раздражительность. Среди нас было полно людей, которые что-то предлагали, спрашивали, но не могли дождаться, когда Питер скажет либо «да», либо «нет». Говорил он уклончиво, а в итоге предложение отвергалось. Я же постоянно находился где-то между, вынужден был говорить о том, о сем, но решения откладывались снова и снова.

Энтони Филлипс:

Я следил за Питером на протяжении тура 1977 года. На первых концертах он был просто Питером, играющим на рояле. Рядовым артистом. Выглядело скудновато, не работало так, как надо. Ему потребовалось некоторое время, чтобы понять, что надо что-то делать с образом и играть так, чтобы привлечь внимание людей. Людям нравились его песни, но сам он не производил завораживающего впечатления на сцене как раньше. Это был короткий эксперимент на тему «Когда я буду очень стар…». Всё же наблюдать за ним всегда интересно, а потом – видеть его развитие».

К концу 1977 года Пит вознамерился записать второй альбом:

«Для меня [первый] альбом – обкатка второго моего проекта. Car – это просто сборник песен. Второй же альбом будет экспериментальным, музыкальным, концептуальным. Я хочу занять свою нишу в качестве композитора. Люди смогут оценить музыку, прежде чем получат еще в нагрузку визуальность».

Продюссером второго альбома стал Роберт Фрипп, полная противоположность Бобу Эзрину.

-5

Эрик Тамм, биограф Фриппа:

«Если в 1977 году Питер звучал так, будто он записывался в небесном соборе, то в 1978 Гэбриэл звучит так, словно он выходит из грязного гаража. Фрипп убедил его резко сократить пространство и выбрать плотное, сухое, реалистичное Live-звучание, наподобие того, как записывались King Crimson».

Одна часть альбома записывалась в студии Relight, в Хилварбкеке, вторая – на Западной 54-й улице Манхэттена. Альбом получился разреженным, более жестким, эмоциональным, прямолинейным. Музыкантов в студии стало меньше – Тони Левин, сам Фрипп, Ларри Фаст. Вернулся Джерри Маротта, Сид Макгинник, Рой Биттан, Тод Кочарн, Тимми Капелло.

Пол Стам, журналист:

«Там, где Genesis были мягче, Питер хотел жесткача. Привлечение Роберта Фриппа с его подходом к звуку – это компенсация эстетики Genesis. Как и его широко разрекламированное появление на панк-фестивалях в 1978 году».

Питер Гэбриэл:

-6

Роберт очень хотел, чтобы всё звучало свежо и сыро. Мы сохранили много ранних дублей, студийная обработка сведена к минимуму. Второй альбом получился спонтанным. Мы специально оставили шероховатости и даже ошибки в альбоме, чтобы он остался живым.

Новым альбомом Питер был доволен больше, чем предыдущим.

Ларри Фаст о различиях между Бобом Эзрином и Робертом Фриппом:

«Оба являются сильными музыкальными личностями, но делают они совершенно разное. Боб Эзрин – это такой классический Фил Спектор. Дайте мне лучших сессионщиков, соберите большую группу, настройте звук, чтобы всё было похоже на рок-оркестр и пишите песни, лучше вживую. Никаких наложений. Боб брал на себя управление каждой сессией, и никакой другой подход не обсуждался. Позже были сделаны дополнительные оркестровые наложения, но многие из них не использовались. То есть акцент был сделан на большом звуке.

Фрипп работал в другом режиме. У него резкий, сырой звук. Минимализм. Это было полной противоположностью подходу Эзрина. Фрипп не был военачальником, который вёл свои войска в музыкальное сражение, как Боб. Но он был твёрд, тих, жестко отстаивал свой подход от любых вмешательств со стороны музыкантов или даже самого Питера. Я много времени промучился с дополнительными наложениями второго альбома, хоть их и немного. В итоге получилось то, что Роберт и хотел – сухая, интимная запись».

-7

Интересно, что супруга Питера Джилл стала соавтором песни "Mother of Violence". Гэбриэл использовал мелодию детского рождественского гимна, который они с Джилл сочинили для детской церкви. Был добавлен характерный для Питера зловещий текст. Песня повествовала о природе страха.

"Exposure" была сочинена с Фриппом. Позднее он использовал ее для своего сольника.

Альбом вышел 3 июня 1978 года. Мрачные тексты на фоне яркой и резкой музыки. При этом нельзя назвать работу коммерческой. Обложку делали команда из Hipgnosis – Сторм Торгерсон и Питер Кристоферсон. Питер сделал мрачные снимки Гэбриэла на заснеженных улицах Нью-Йорка, а Торгерсон придумал идею обложки – будто ее иллюстрацию Пит срывает когтями. От того и неофициальное название Scratch.

Питер Гэбриэл

Мне показалось, что так интереснее. Сохранить то же название, тот же шрифт. Отличается только картинка на обложке. Эдакий номер творческого ежегодника артиста.

Успех у альбома был средний, а отзывы - смешанными:

«Новый альбом Питера Гэбриэла – именно такой, каким мы его и ждали. Он еще не покинул мой плейлист и, судя по всему, не собирается. Если артист хороший, то подобный вариант развития исключен. Просто возьмие и послушайте» - Sounds.
Кэролайн Кун: «По ощущениям продакшн Фриппа не такой интенсивный, как у Эрзина. Здесь мало минимум моментов превосходящего блеска, но это компенсируют вдохновленные, хорошо структурированные и аранжированные песни, пронизанные чувственностью и эмоциями».
All Music: «Под конец всё, кажется, теряет форму. Дело не в том, что музыка сложная. Просто запись не сфокусированная».

Энтони Филлипс

-8

Напомним, что свою дебютную работу «The Geese and the Ghost» Энтони Филлипс выпустил в марте 1977 года.

Первые месяцы этого года он сотрудничал с Джереми Гилбертом (в январе они записали «Sleeping On An Instellar Plane» (Greenhouse Demo)), «Go Get The Girl» (с Дэвидом Томасом) и «Reaching Out» совместно с Intergalactic Touring Band.

Практически сразу Энтони приступил к работе над следующим альбомом. На этот раз он хотел сосредоточиться на песнях. Для этого он пригласил Майкла Джайлса на барабаны, в то время как лейбл познакомил его с басистом Джоном Перри.

Летом он записывает дома демки, после чего в начале октября музыканты приступают к репетициям в студии Джайлса.

Энтони Филлипс

Почему на этот раз без Майка и Фила? Ну, я спросил. Они не согласились! Шучу. На самом деле я хотел поработать с разными музыкантами и уйти от ярлыка «экс-гитарист Genesis». Майкл Джайлз мне всегда нравился. А Джона я знал плохо, но лейбл помог организовать нашу встречу.

Я надеялся, что Майкл сможет внести свой вклад в аранжировки, станет эдаким «тотальным барабанщиком». Увы, репетиционное время было ограничено, мы не смогли испробовать все песни. И все же его партии очень многое в мою музыку привнесли.

16 октября начинаются звукозаписывающие сессии под руководством продюсера Руперта Хайна в Essex Studios. После этого еще одна сессия, где на записанное ранее сделали дополнительные инструментальные наложения, в студии Farmyard. На основе этого были выпущены разные версии материала «work in progress».

Энтони Филлипс

Решение делать песни было неизбежным. Первый альбом критиковали за его недоступность для широких масс, беспорядочность и инструментальность. Я же могу писать и инструментально, и для вокала. Потому решение сделать всё чуть ритмичнее было сознательным. Точнее это вопрос акцента на ритм. Он есть и в первом альбоме, просто на втором альбоме на этом сделано больше акцента.

Стиль Майкла в этом плане очень индивидуален. Его личность подчинена музыке, что очень важно. Он не пытается заполнить собой всю песню, в том числе места для паузы.

Конечно, первые пару дней прошли тяжело. Изначально демки я записал акустикой, а потому плясать можно было по-всякому. И песня "Pulling Faces" звучала уже вполне неплохо. Поначалу Майкл и Джон что-то пытались добавить, но потом поняли, что не работает. Конечно, мне самому надо было к ним привыкнуть, как и им ко мне. В частности, к чужому стилю, исполнению (к Резерфорду-то я уже давно привык). Джон тоже не сразу врубился в то, что я хотел донести. То есть взаимопонимание устанавливалось постепенно. И по итогу могу сказать, что исполнение Джона стало для меня выдающимся.

Не все треки из сессии Wise After the Event поместились в альбом, в итоге они будут выпущены позднее.

В марте Энтони записывает новые версии Lucy: an Illusion и I Saw You Today и снова сотрудничает с Гарри Уильямсоном. Вместе они записывают Gypsy Suite.

Для продвижения своего второго альбома у Энтони будет возможность дать живой концерт в июле в студии радиостанции Radio Clyde в Глазго. В дополнение к песням с его двух выпущенных альбомов, можно услышать также ранее не издававшийся материал, части которого войдут в его предстоящий сборник Private Parts & Pieces.

Энтони Филлипс

Будут ли у меня гастроли? Должна быть публика, которая пойдет слушать подобную музыку, а не просто шуметь, болтаться или что-то такое. Здесь другая музыка. Нужно время на нее. То есть здесь музыка, которая только со временем подогревает к себе интерес.

Как я вижу концерты… я хотел бы сделать что-то более интимное из того… что вы обычно называется «классическим материалом», соло на 12 струнах и тому подобное, а главное уступить обычным предубеждениям поп-аудитории и просто придерживаться более тяжелых номеров. Думаю, это кладбище для многих групп. Я-то вполне готов, несмотря на то, что отсутствие выступлений разочаровывает, а некоторые песни очень даже подходят для «живаго». Я готов ждать нужного момента, потому что считаю, что полная приверженность гастролям - это неверная позиция. Ну, с моей точки зрения. Бесконечные гастроли с исполнением одного и того же материала из вечера в вечер должны походить на исполнение Симфонии Нового Света на сцене, что было бы невероятно утомительно. Думаю, когда вы выступаете на сцене, то каждый концерт должен быть особенным. Возможно, это звучит крайне банально, но каждое выступление должно быть особенным, а не просто повторение из раза в раз, а когда у тебя большие гастроли, то так и получается. Что касается меня, то я занимаюсь многими вещами в том, что касается написания текстов. Надеюсь, сделать что-то для кино, что-то для оркестра, еще немного преподаю. В общем, это лишь один из аспектов музыки.

Летом Энтони снова записывает несколько треков, в том числе материал, который, возможно, войдет в следующий альбом. Он будет записан с той же группой из Wise осенью.

Наконец, Майкл Джайлс и Джон Г. Перри возвращаются в студию Essex в октябре и студию Matrix для наложений в ноябре. Несколько рабочих версий будут выпущены спустя годы.

Треки для Sides будут закончены в декабре за исключением небольших перкуссионных дубляжей на паре треков, которые будут добавлены позже, 11 января.

Фил Коллинз

Вездесущий Фил Коллинз продолжал тратить свою энергию и талант не только на Genesis, но и кучу коллабораций на стороне.

Ненадолго вернемся назад, ибо про одну работу мы забыли упомянуть. На рубеже 1976-1977 годов вышел альбом Solo Casting музыканта по имени Билли Лайл.

-9

Билли родился в Шотландии. Играл на флейте и клавишах в группе Pilot. Стал соавтором одного из хитов группы "Magic". Продюсером той записи был Алан Парсонс, с которым Уильям тоже сотрудничал. После ухода из Pilot в 1976 году, выпустил свой первый сольный альбом «Solo Casting», на котором на барабанах отметился и Фил - в 7 песнях из 10. С 1978 по 1982 года Лайл играл на клавишах в группе Dollar.

Больше Билли сольных альбомов не записывал. Он умер в 1989 году в возрасте 36 лет от СПИДа.

-10

В декабре 1977 года вышел альбом "Before and After Science" Брайана Ино.

Обычно Брайан свои альбомы записывал быстро, но работа над Before and After Science продолжалась года два, параллельно шла работа и над другими его альбомами - "Discreet Music" и "Music for Films". Прошлый его рок-альбом Another Green World (где также поучаствовал Коллинз и Перси Джонс) критиками был встречен на ура. Брайан хоть и не хотел повторяться, но отчаянно желал сделать всё по высшему разряду.

В итоге он созвал множество музыкантов, среди которых опять же были Фил Коллинз, Перси Джонс, Роберт Фрипп и другие. Предположительно Коллинз записывался в апреле 1977 года, когда Genesis взяли паузу во время тура в поддержку альбома Wind & Wuthering. Тогда же в апреле он успел записать партии и для следующего альбома Ино Music For Films, который вышел в сентябре 1978.

К слову о Brand X. 22 апреля 1977 года у них вышел второй альбом "Morrocan Roll".

А 18 ноября 1977 года вышел первый концертник "Livestock"

Летом и осенью 1977 года группа даёт ряд концертов, в некоторых участвует Коллинз. Один концерт запомнился многим. Из-за постоянной занятости Коллинза в Genesis, группа отправилась в тур с Кенвудом Деннардом на барабанах. Выступление от 5 августа 1977 в Хаммерсмите началось именно с ним, но внезапно на сцену вышел странный «уборщик» с метлой и начал подметать сцену, не обращая внимание на играющих музыкантов. Публика была в замешательстве и начала смеяться, музыканты не совсем понимали, что происходит. Но спустя некоторое время «уборщик» раскрылся - им оказался Фил Коллинз, который тут же занял место перкуссиониста.

Кстати, в августе гитарист Brand X Джон Гудсолл принял участие в записи альбома "Feels Good to Me" (и одноименной песни) нашего старого знакомого Билла Бруфорда. Релиз альбома состоялся в январе 1978 года.

С каждым разом Brand X ощущают всю большую уверенность в себе и, не желая постоянно зависеть от бесконечных отлучек Фила в Genesis, группа решает записать свой следующий студийник без него. К записи группа приступила в мае. Работа продолжалась месяц. 8 сентября новый альбом Masques поступил на прилавки. За барабанами играл американский музыкант Чак Бурги.

В 1977 году Род Арджент и Фил Коллинз приняли участие в записи альбома "Variations" самого Эндрю Ллойд Веббера при активном участии своего младшего брата Джуллиана Ллойда Веббера. Есть легенда, что братья (Эндрю писал рок-мюзиклы, а Джулиан был виолончелистом) однажды поспорили, что если их любимая команда «Лейтон Ориент» не вылетит из 2 лиги, то Эндрю напишет для брата произведение для виолончели. Джулиан выиграл, пришлось старшему творить. Заглавной темой он выбрал «Каприс№24» Николло Паганини и добавил 23 вариации для виолончелии и рок-группы. Премьера состоялась в 1977 году на Сидмонстонском Фестивале при участии Рода Арджента, Гари Мура, Барбары Томпсон, Дона Эйри и других. Позднее произведение решили записать в студии. Собственно, так и появился этот альбом в конце января 1978. Занял, к слову, он 2-е место в Британии.

С Арджентом Коллинз поработал и чуть позже. Как мы помним, в 1975 году Фил принял участие в альбоме "Counterpoints" группы Argent. А в 1978 году ее лидер Род Арджент решился на запись сольной работы, для чего пригласил нашего героя, а также Морриса Пирта, Альфонсо Джонсона, Гари Мура, Джека Ланкастера.

Дэнни Уайлдинг и Пит Бонус, вдохновившись фьюжн-коллегами, решили организовать свой проект. И на запись альбома пригласили почти всю честнУю компанию - Фил Коллинз, Джон Гудсолл, Робин Ламли, Байете, Майкл Шрив (играл с Сантаной), Моррис Перт, Джон Гиблин и многих других. Результатом стал альбом Pleasure Signals, вышедший 15 июня 1978 года. Барабаны Фила можно услышать в песнях "Race of Space", "G. Storm" и "Rampage".

Работа оказалась разовой. Музыканты исчезли из поле зрения. Данни ещё появлялся в 80-х у Гарта Хьюита, сыграв у него на флейте, а в 90-х принял участие в альбомах воскрешенного Brand X - «Xcommunication» (1992) и «Manifest Destiny». Пит был более плодотворным. В 2002 году он выпустил свой сольник, а до этого отметился во многих альбомах Джима Капальди (основатель и барабанщик гр. Traffic), Питера Мёрфи и других.

Ну а что же Genesis? Выпустив альбом, надо думать о его раскрутке.

Фил Коллинз

-11

Начался 1978 год, и название альбома точно характеризовало происходящее. Нас осталось трое...

После конца сессий Тони Смит созвал нас на встречу группы. Обычно на таких встречах мы пили чай, ворчали и обсуждали наше будущее. Как правило, мы собирались в головном офисе в Лондоне.

Такие встречи были отличной площадкой для споров и дискуссий. Обычно Смит что-то предлагал, а я отвечал ему: «Сколько тебе можно повторять, что я не собираюсь выступать на… (и далее нужное подчеркнуть: Top of the Pops, название тура, обязательное выступление по рекламному контракту и так далее). И, кстати, несмотря на твой график, в месяце всё равно остается 4 недели, а не 5, поэтому мы сможем успеть сделать всё, что ты запланировал». После чего я замолкал.

Но однажды мы пришли к единому мнению (наверное, потому что нас стало меньше и потому найти компромисс стало проще): мы недостаточно часто появлялись на американском радио. Недостаточно, чтобы взорвать мегаполисы США: Нью-Йорк, Филадельфию, Чикаго, Лос-Анджелес. И мы никак не могли стать популярными в тех городах, потому что мы не были на самом деле рок-н-роллом. Мы были старательно (а иногда - чересчур) частенько добрыми длинноволосыми англичанами, которые каким-то образом заставили публику ходить на наши концерты и смотреть наши выступления.

В общем, если Genesis хотят стать популярными на юге и в центре США, надо было попробовать действовать как-то иначе. Нам нужно было набраться решимости и заехать в глубь США, охватывать второй и третий рынки.

Короче говоря: чтобы завоевать Америку, нам нужно было выступить по всей Америке.

Смит и наш давний агент Марк Фаррелл тщательно распланировали для нас насыщенный тур по США. А затем еще один. А потом ещё. А потом было еще три тура по Америке, которые шли прямо друг за другом. И два тура по Европе. И еще один тур по Японии в конце года.

Я сказал: «ОК». И снова замолк.

Майк Резерфорд

-12

Весь 1978 год мы провели на гастролях. Возникла безумная идея провести в США не один большой тур, а три коротких. Правда, мы не понимали, что придется туда-обратно ехать 6 раз в году, что очень утомительно.

Сердце Тони Смита принадлежало работе на концертах. Он отлично понимал, что если дела идут хорошо и ты сам активно работаешь, то это окупится рано или поздно. Когда он со мной об этом говорил, то проявлял некую изобретательность. Он привторялся перед нами, когда говорил, что один месяц - это на самом деле всего 4 недели. Поэтому мы соглашались на тур в июле и августе, потому что… это же всего 8 недель. Потом мы узнали, что отыграем 10 недель концертов. «Но июнь мы не считаем, потому что на дворе уже июнь!». Мы всегда на эту уловку попадались.

Фил Коллинз

-13

(в 1978 году) Группа растет, поскольку мы сами растем. Группа развивается естественным путем и созревает. Это как отношения с кем-либо - тебе нужно дать им время. Наиболее важным является дух Genesis, а не ее личности, именно поэтому, думаю, мы выжили после ухода Питера и после ухода Стива. Считаю, что музыка и дальше будет развиваться. Мы процветам, будучи группой мы уже существуем 9-10 лет. Разумеется, за такой период не исключены ошибки. И периодически нам всем нужен пинок. Любые изменения - это отличный разбег для такого пинка.

Майк Резерфорд

-14

С февраля по декабрь 1978 года мы плыли почти без перерыва. И один концерт мы отыграли в Великобритании, в Небуорте, 24 июня, перед 120-тысячной аудиторией. Сейчас вспоминаю, и это кажется невероятным. Ошеломительным. Мне было только 28 лет, и это был не просто фестиваль с целым рядом громких имен, собиравшими огромную толпу. Это был наш концерт, мы были хедлайнерами. На нас шли люди. Но когда ты в ударе, как мы тогда, то всё это воспринимается как должное.

Однако когда я прилетел на вертолете на саундчек, я был поражен размерами сцены. Огромное черное сооружение, самая большая мировая сцена того времени. Напоминала форт в вестернах, к которому спускалась заросшая травой лощина парка.

-15

Увы, Тони не довелось этот вид лицезреть, поскольку он не любил вертолёты. Когда мы взмыли вверх, он застрял в пробке на единственной крошечной дороге, которая вела и выводила из этого места. Он только и смог, что добраться вовремя до концерта. Но он хотя бы на него попал, чего не скажешь о вокалистке группы Jefferson Starship, которая играла на разогреве. Грейс Слик уже накуролесила в Европе и в итоге ушла в самоволку как раз перед Небуортом. Бедных Talk Talk зашикали на выступлении: мне это всегда казалось несправедливым.

-16

Концерт в Небуорте был большим во всех отношениях, и мы хотели произвести еще большое визуальное впечатление. Вместо того, чтобы просто использовать прожекторы, у нас была идея направлять лучи света со сцены на осветительную установку, где они затем отражались бы вниз через огромные движущиеся шестиугольные зеркала. Это было намного интереснее и инновационнее, чем обычное световое шоу того времени, но всё равно выглядело чутка неуклюже. Нам было нужно лишь заставить огни двигаться. А еще лучше, чтобы они двигались и меняли свой цвет. Но кому придёт в голову изобретать что-то подобное...?

Небуорт был не единственным нашим крупным выступлением в том году. В ноябре мы отыграли перед 100 тысячной аудиторией в Париже на La Fête de l’Humanité, еще одно место, где количество зрителей просто шокировало. Все, что мы видели со сцены, это люди. И лишь мельком - ярмарки на горизонте. Мы не были к этому готовы, но еще больше озадачились, когда поняли, что мы не на фестивале играем. На самом деле это был митинг коммунистической партии.

-17

Тони Бэнкс

-18

Дэрил был довольно разносторонним музыкантом, с ним на концертах мы стали еще сильнее. Но и Честер на барабанах давал жару.

Заполучив, возможно, даже лучшего по маневренности и техническим данным гитариста, чем Стив, мы поняли, что можем играть то, что уже давно не пробовали. Так мы включили в сет "In the Cage" отдельной песней, вырвав ее из контекста The Lamb. Казалось, что это необычный выбор, но Дэрил добавил ей азарта, поскольку он играл быстро и всегда четко.

Мы рассматривали возможность использования Дэрила и Честера для студийной работы, но когда мы дошли до следующей стадии записи альбома, мы подумали: «Нет, мы здесь и у нас сложилась своя химия и будем её придерживаться». Хотя временами это нас ограничивало.

Примечательно, что 29 июля в Нью-Йорке казалось бы рядовой концерт Genesis в Мэдисон Сквер Гардене закончился неожиданно: во время исполнения на бис на сцену вышел Питер Гэбриэл и вместе с группой спел I Know What I Like.

-19

Майк Резерфорд

-20

Тем летом 1978 года в Америке большинство площадок, где мы выступали, представляли собой «сарай». Крытые и открытые помещения с 5 тыс человек в укрытии и еще 15 тыс человек на открытом воздухе, пусть и в весьма живописных местах. Зрители приходили почти на пикник, а за кулисами мы часто сами устраивали барбекю. Когда наступал вечер, атмосфера царила невероятная. Единственным местом, которое можно назвать исключением, был Саратога-Спрингс. Там всегда лил сплошной дождь. Либо в Саратоге-Спрингс просто нет другой погоды, либо они ее специально для нас приберегли.

-21

Но собирая аншлаги на огромных площадках мы до сих пор продавали сравнительно мало экземпляров наших альбомов. Наш успех в качестве концертной группы был несоразмерным нашему коммерческому успеху. Частично проблема заключалась в Джерри Гринберге, генеральном директоре Atlantic. У него всегда было много слов, но музыку нашу он никогда не слышал. В конце концов Тони Смит однажды сказал основателю и президенту Atlantic Ахмету Эртегюну, что мы попытаемся выкупить себя за деньги, которые нам предложила Phonogram. Ахмет был весьма умным, элегантным сыном турецкого дипломата и, как Страт, крутился в музыкальном бизнесе, потому что очень его любил. У него не было правил - он был одним из первых руководителей звукозаписывающих компаний, которые начали платить гонорары чернокожим артистам, к большому раздражению других лейблов. Он также верил в то, что артисту надо дать творческую свободу, поэтому он так преуспел и стал очень почитаемым. Ахмет в Америке был подобен богу. Он также с первого дня влюбился в нашу музыку. И как только он услышал, что мы собираемся покинуть Atlantic, он сразу же сел на самолет из Нью-Йорка. «Парни, послушайте, я понимаю вашу точку зрения. Но я обо всём позабочусь. В частности о том, чтобы сделать следующий альбом правильно. Пожалуйста, дайте мне еще один шанс».

-22

Нам всегда нравились боевые речи Страта в первые дни нашей карьеры, но даже тогда, в глубине души, мы знали, что он говорит иногда что-то специально, чтобы нас взбодрить. Но речь Ахмета была убедительна. Плюс Ахмет - это Atlantic. В те дни глава звукозаписывающей компании мог взять и вдохновить всех остальных на лейбле: и если Ахмет был на твоей стороне, то весь лейбл принимал твою сторону. Он также был человеком слова. Если бы Ахмет пообещал, что будет всячески продавливать вперед пластинку, будьте уверены - он так и сделает. «Парни, я вас люблю. Пожалуйста, дайте мне еще один шанс». Ну вот что нам оставалось делать?

Однако накануне Рождества 1978 года в пабе Crown в Чиддингфолде состоялась внеплановая встреча, которая поставила под угрозу существование группы Genesis.

-23

Фил Коллинз

Я собрал Майка Резерфорда, Тони Бэнкса и Тони Смита в баре Crown специально, чтобы сказать: «Парни, мне надо переехать в Канаду. Я собираюсь вернуть своих детей и жену». Я видел в этом шанс спасти свой брак. «Вряд ли мы с вами что-то сможем сделать в Ванкувере. Если бы получилось, то я, конечно, остался бы. Однако это маловеротно, поэтому я ухожу из группы».

Тони Бэнкс

Фил тогда переживал тяжелый период. И вместо того, чтобы прижать его в угол со словами: «Да, это всё», мы решили дать отсрочку на несколько месяцев, чтобы сохранить группу.

Майк Резерфорд

Мы ему ответили: «Не вопрос, езжай в свой Ванкувер, а там посмотрим». Я полностью был согласен с его выбором, поскольку считал, что семья должна быть на первом месте. Но даже если бы ему пришлось туда уехать навсегда, думаю, мы нашли бы возможность продолжать. Это лишь вопрос географии.

Фил Коллинз

Они сказали: «У нас накопилось много материала. Поэтому почему бы тебе и правда не уехать и не разобраться в себе, а мы в это время займемся сольными альбомами».

-24

Еще пару лет назад после ухода Питера оставшиеся члены группы поставили жесткое условие: никаких отлучек, никакого сольного материала. Всё что есть в загашнике, всё что сочинилось - всё в группу. Тогда это было оправдано. Несмотря на это, Стив всё же свой первый сольник в этот сложный период и записал. Желание выбраться из рамок и, как ему казалось, несправедливого к себе отношения, сподвигли его через год выбрать сольный путь и уйти из группы. В 1978 году все бывшие участники Genesis выпустили свои сольные работы - и Питер, и Стив, и Энтони. И вот ирония судьбы приводит к тому, что на свои сольные альбомы в конце года решаются принципиальные Тони Бэнкс и Майк Резерфорд. За пару лет принципы изменились? Или это страх потерять Фила и разогнавшуюся группу? Или долгий и изнурительный тур утомил их друг от друга, а потому перерыв был очень кстати?

To be continued...