//Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток (А.С.П.)//
//Мишель не был косолап, и глаза его были вовсе не красные, а скорее прекрасные (А.П.Шан-Гирей)//
Признаю, что я была не права, уж слишком раскритиковав воспоминания о Лермонтове, написанные его современниками. Вспоминали разные люди, и их впечатления разные. Эти воспоминания друзей, родственников, соучеников по Пансиону, Ун-ту, Юнкерской школе, офицеров-гвардейцев, литераторов и пр. интересны отдельными деталями, черточками, нюансами. Конечно, говорили о его росте, некрасивости, смуглости, тяжелом взгляде и пр. Ну не могу удержаться: всё-таки говоря о внешности, следовало бы им лучше промолчать. Внешняя красивость, привлекательность, даже обаяние – в общем, ведь всё это относительно. А по портретам, по-моему, вообще нельзя давать категорических оценок. Человек познается только при живом общении. И я скажу, что в данном случае живым общением считаю сочинения Лермонтова. И в этом моём живом общении он всегда прекрасен. Кстати, с самого детства (моего) Лермонтов мне всегда казался красивым на своих портретах. А внешность Пушкина? Пушкин был Пушкин– мне кажется нелепым и даже кощунством обсуждать его внешность. Ну да, самым красивым поэтом у нас считается Блок. Ну и что? Я его люблю не за это. И замираю от его стихов, а не от его красивого лица. Отвлеклась я от темы.
Но вспоминая Лермонтова, все сходились в одном (начиная с пансиона, и далее, в универе, в гвардии, в светском обществе): он был очень умён, свободно знал языки (англ, немецкий, французский само собой разумеется), знал математику, и много ещё чего просто хорошо знал. А откуда – неизвестно. Странно всё это. Он всё время читал, всегда был с книгой. А читающий человек для меня - это !!! В аудитории садился обособленно, углубясь в чтение и не слушая профессора. Конечно, всех это раздражало. Павел Фёдорович Вистенгоф (литератор, соученик по Пансиону) рассказал, например, такой случай.
//Перед рождественскими праздниками обычно проверяли подготовленных учащихся за пройденное полугодие, ставили им баллы, которые потом учитывались на экзамене. Проф. Победоносцев, читавший изящную словесность, задал Лермонтову какой-то вопрос. Тот начал бойко и уверенно отвечать. Проф. слушал, потом остановил его, спросив, откуда такие знания, ведь он этого не читал им. И Лермонтов ответил, что он пользуется источниками из своей библиотеки, где собрано всё самое современное. Проф. этого и не может знать.//
Такой же ответ был дан и другому профессору, который читал лекции по нумизматике и геральдике. Всё это, конечно, выглядело дерзко. Хотели Лермонтова срезать на публичных экзаменах - не получилось.
Но Лермонтов сам покинул Моск. Ун-т. Официальная причина: не мог мириться с невежеством, догматизмом, безграмотностью преподавательского состава и администрации. Он наверняка выразился бы по-другому и понятнее. А дальше была Школа юнкеров и Гусарский полк.
Да, ещё, по воспоминаниям Шан-Гирея: (троюродный брат МЮЛ): Лермонтов был «счастливо одарен способностями к искусствам, рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины».
Cont.