2,1K подписчиков

Трофейный паровоз серии BR86 на заводе "Азовсталь" в Мариуполе.

3,1K прочитали
Паровоз BR86. Фото из сети Интернет.
Паровоз BR86. Фото из сети Интернет.

В послевоенное время, на железных дорогах МПС СССР и на путях промышленных предприятий, массово использовали паровозы, вагоны и прочую технику, полученную от побежденной Германии в качестве репараций.

Любителям железных дорог хорошо известно, что в СССР попало большое количество паровозов BR52, которые на дорогах МПС получили наименование ТЭ. Эти локомотивы долгое время использовались на приграничных дорогах (Львовская, Белорусская, Прибалтийская), где позже были отставлены на базы запаса, откуда часть машин успели разобрать по музеям. О других сериях немецких паровозов, работавших в СССР, воспоминаний осталось куда меньше. А ведь попадали к нам локомотивы самых разных типов, от танк-паровозов до пассажирских машин.

Собственно, я и сам раньше не сильно интересовался трофейной техникой, пока не обнаружилось, что на мариупольских предприятиях работало довольно много немецких паровозов. Точно известно, что были у нас паровозы BR55 и BR57. Но эти машины встречались и на МПС, особенно 55-е, получившие в СССР серию ТЩ. А вот, что в Мариуполе работали паровозы серии BR86, я случайно узнал год назад.

На заводе "Азовсталь". Слева виден паровоз серии BR86. Середина 50-х годов. Снимок из фондов Мариупольского краеведческого музея.
На заводе "Азовсталь". Слева виден паровоз серии BR86. Середина 50-х годов. Снимок из фондов Мариупольского краеведческого музея.

Рассматривая фотопортрет горнового доменной печи завода "Азовсталь", я заметил в левой части кадра необычный паровоз. Если внимательно присмотреться к очертаниям этого локомотива, легко сделать вывод, что он не похож на паровозы, строившиеся в Российской империи и СССР. Машина имеет меньший габарит, нехарактерные для русских паровозов скосы боковых стенок будки и множество других особенностей.

Паровоз BR86. Фото из сети Интернет.
Паровоз BR86. Фото из сети Интернет.

Характерный внешний вид паровоза не оставлял мне сомнений, что передо мной немецкий локомотив серии BR86. Это грузопассажирский танк-провоз с осевой формулой 1-4-1, предназначенный для работы на второстепенных железнодорожных линиях, а также для работы в горных условиях, с большим количеством кривых. Первые машины этой серии были выпущены в 1928 году. Локомотивы одновременно строились на нескольких заводах, среди которых: «BMAG», «Borsig», «Henschel & Sohn», «Krupp», «Orenstein & Koppel», «Schichau» и другие. Выпуск продолжался по 1943 год, и всего за 15 лет было построено 776 единиц.

Паровоз серии BR86 развивал мощность 1030 л.с. (758 кВт) и максимальную скорость 70 или 80 км/ч, в зависимости от типа направляющей тележки. Служебный вес паровоза составлял 88,5 тонн, длинна по буферам 13820 мм, диаметр движущих колес 1400 мм. В бункерах локомотива размещался запас воды (до 9 кубометров) и 4 тонны угля. В общем, паровоз получился весьма неплохой! Мощный, как для танка и в то же время довольно легкий.

Чертеж паровоза BR86. Фото из сети Интернет.
Чертеж паровоза BR86. Фото из сети Интернет.

Первое знакомство советских железнодорожников с паровозами серии BR86 состоялось еще в военные годы. Они изредка попадали к нам, как военные трофеи, и к 1945 году в МПС СССР было учтено всего 16 таких локомотивов. Но уже в 1946 году Советский Союз получает по репарации 71 паровоз 86-й серии, и большое количество этих машин попадает в промышленность. Известно, что кроме «Азовстали», эти паровозы работали на заводе «Запорожсталь». В 1955 году в Запорожье снимали художественный фильм «Весна на Заречной улице», где в кадр попали сразу два паровоза серии BR86 с номерами 392 и 439.

Паровоз BR86  на заводе "Запорожсталь". Кадр из фильма "Весна на заречной улице"
Паровоз BR86 на заводе "Запорожсталь". Кадр из фильма "Весна на заречной улице"

Номер паровоза попавшего на «Азовсталь», к сожалению, рассмотреть нереально. Но, можно сделать вывод, что машина позднего военного выпуска. Построенные в 1942 - 1943 годах паровозы отличались упрощённой конструкцией - у них в будке машиниста отсутствовали вторые боковые окна, что хорошо видно на нашем фото.

Паровоз BR86 позднего выпуска. Фото из сети Интернет.
Паровоз BR86 позднего выпуска. Фото из сети Интернет.

Больше информации из этой фотографии выжать невозможно. И пока это единственный снимок, который доказывает присутствие немецких паровозов 86-й серии в Мариуполе. Но сколько их было и до какого года они работали на заводе пока непонятно…

Кроме канала на Дзен, у меня есть свой сайт, на который вы можете перейти нажав на ссылку: Путевой обходчик - авторский блог об истории и современности железных дорог.