Опять буду злопыхать и разоблачать!
Если вы читали роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", то, конечно, помните главу "Крем Азазелло". Если нет, напомню, что Азазелло приносит Маргарите баночку крема, которым она должна обязательно натереться перед балом у Воланда. И вот как описывает Булгаков действие крема:
Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, <....>, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась.
На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы.
Правда же, сразу хочется такую баночку? Ладно, в тридцать лет (возраст Маргариты), возможно, еще и не хочется, но в сорок и позже - однозначно. На этом желании и играют современные производители уходовой косметики. Если верить производителям, то в арсенале женщины должно быть не менее 30 средств для очищения, увлажнения, тонизирования, питания, лифтинга, разглаживания морщин и т.д.
Конкуренция на рынке косметических средств - запредельная, поэтому перед производителями стоит сложнейшая маркетинговая задача - склонить покупательниц к покупке конкретного бренда. Ну, и, разумеется, продать продукцию подороже.
В погоне за прибылью в ход идут любые средства, в том числе и откровенный обман. Любимая маркетинговая фишечка последних лет - упор на "натуральное, экологически чистое", с легким намеком на традиции предков. Одним словом, нужно что-то современное, но с манящим оттенком "какраньши". Типа, по рецепту бабушки Глафиры, но изготовленное новейшими технологиями.
Самая распространенная завлекалочка - экстракты и гидролаты якобы полезных растений в составе в составе условного крема или шампуня. Обратите внимание, что производители не пишут процентное содержание этих экстрактов, не говоря уже о концентрации активных веществ. Все когда-то учили биологию и химию в школе? Тогда вспомним такой термин как "действующая концентрация". Кто не помнит, погуглите.
Нам же надо знать, что наличие тех или иных веществ в составе косметического средства не гарантирует его действие. Иначе говоря, если в бочку вазелина капнуть каплю настойки ромашки, то свойства вазелина это не изменит.
Вторая завлекалочка - так называемое "отсутствие химии". Я сейчас прямо жестокую вещь совершу - сниму розовые очки с поклонниц так называемой натуральной косметики. Я так понимаю, что под "никакой_ химии" подразумевают отсутствие синтезированных соединений. Давайте посмотрим чуть глубже, чем хотят маркетологи. Во-первых, синтезированные соединения в составе обязательно будут. Даже если производитель говорит об обратном. Свеженький пример - забиваем в поиск "натуральная косметика ". Взяла первый крем из списка. Пропускаем бла-бла-бла о чудодейственных экстрактах и смотрим, что заявляет производитель в составе:
Aqua, Glycerin, Propylene Glycol, Hydrolyzed Caesalpinia Spinosa Gum, Caesalpinia Spinosa Gum, Isopropyl Palmitate, Glyceryl Stearate SE, Ethylhexyl Stearate, Cеtearyl Alcohol, Polysorbate 20, Tocopheryl Acetate, Niacinamide, Acrylates/C10-30 Alkyl Acrylate Crosspolymer, Triethanolamine, Phenoxyethanol, Saccharide Isomerate, Citric Acid, Sodium Citrate, Parfum, Disodium EDTA.
Перевод: Вода, глицерин, пропиленгликоль, гидролизованная камедь цезальпинии спинозной, камедь цезальпинии спинозной, изопропилпальмитат, глицерилстеарат SE, этилгексилстеарат, цетеариловый спирт, полисорбат 20, токоферилацетат, ниацинамид, акрилаты/C10-30 алкилакрилатный кроссполимер, триэтаноламин, феноксиэтанол, Изомерат сахарида, лимонная кислота, цитрат натрия, отдушка, динатрий ЭДТА.
Но даже, если в составе нет "явной химозы", то все равно огорчу - она есть. Процессы экстракции, получения гидролатов, эмульгации, стабилизации и консервации продуктов без "химии" невозможны. В противном случае косметический продукт будет нестабильным и быстро протухнет. Увы. Но многие производители предпочитают просто не упоминать о них в составе продукта. И даже откровенно врать об их отсутствии.
Ну ладно, скажет покупательница, пусть там есть чуть-чуть химии, но зато остальное-то какое чудесное! Гидролат сибирской розы, мука орехов прибайкальского кедра, слизь улитки, эфирное масло можжевельника, крахмал тапиоки и даже мед с биодинамической пасеки!
О, как! Ребята, уже двадцать лет общаюсь с пасечниками, но такого еще не слышала.
И это третья завлекалочка. Такие красивые названия, правда? И это же не может стоить дешево? И это почти беспроигрышный марткетинговый ход - называть так, чтобы прямо "полезно и экологично". И дорого.
А кто вам сказал, что даже если эти вещества и присутствуют в кремах не в следовых количествах, а в нормальных концентрациях, то они обязательно полезны?
И правда, кто сказал, что крахмал тапиоки лучше картофельного или кукурузного? Спойлер - никто. Но звучит привлекательно.
О доказательстве пользы тех или иных компонентов косметических средств я расскажу в следующей статье ( и там же, как и почему я отказалась зарабатывать на их рекламе), иначе будет очень длинно.
А сейчас остановлюсь на четвертой завлекалочке. Экологически чистое. Как прекрасно это звучит! Как хочется купить что-то собранное в Горном Алтае, на Байкале или еще у черта на рогах! И опять я разобью ваши розовые очки. Никто, понимаете, никто не будет вам гарантировать эту так называемую экологическую чистоту. Начнем с печального факта, что экологически чистых мест на нашей планете практически не осталось. И даже если в какой-то конкретной точке не сосредоточено промышленное производство, то трансграничный перенос загрязнений никто не отменял.
Никто не проводит анализ каждой ягодки и травинки. Что закупили у заготовителя, то и пошло в производство. И да, загрязненность токсичными поллютантами в относительно малонарушенных биотопах - величина непостоянная. Проще говоря, сегодня чистое, а через пару месяцев - уже не очень, и наоборот.
Мы проводили химический анализ ягод облепихи с рекультивированных угольных отвалов. Думали, что тяжелые металлы зашкалят. А по факту - нет. Зато язи из заказника показали превышение ПДК по ртути.
Так что милые дамы (и уважаемые джентльмены, которые захотят порадовать милых дам хорошей косметикой), не ведитесь на маркетинговые ходы. Не выкладывайте бешеные деньги за т.н. натуральное. Не стоит оно того.
Продолжение про эффективность и безопасность будет чуть позже. Очень многабукф. Ставьте лайки, подписывайтесь - будет интересно!
Всем добра! Ваша Михална.