Итальянский триллер «Спазм» (1974) в прямом смысле слова вдохновил Дэвида Финчера на создание своей прославленной «Игры», а также предложил сюжетную особенность для сериала «Декстер». Впрочем, мы вышли на этот удивительный проект совершенно иными тропами.
С одной стороны, мы недавно отмечали, что именно «Спазм» рекомендовал мировому кино тему тиражности манекенов, что было доведено до совершенства в одном из эпизодов французского фильма «Страх над городом». С другой стороны, «Спазм» был создан итальянским режиссером Умберто Ленци, творчеству которого мы в последнее время уделяем повышенное внимание.
Он отметился и в спагетти-вестерне, и в еврокрайме, и в джалло, и даже в эксплойтативном кино (вспоминайте «Ад каннибалов»), однако в указном случае будто бы была продолжена традиция, предложенная Хичкоком. Далеко не случайно, в рекламном слогане к кинокартине говорилось: «После „Психо“ случился СПАЗМО».
Сходство с «Игрой» вполне очевидно, хотя в итоге это два разных сюжета. «Спазм» не имеет счастливого финала, и фабула строится вовсе не на теме розыгрыша. НО… речь идет о двух братьях, принадлежащем к промышленному семейству, в котором отец откровенно не ладил с головой.
Одни из братьев любит пересматривать старые семейные кинохроники, а второй становится участником странных и пугающих событий, когда даже вполне нормальный человек сможет стать жертвой приступа паранойи. Главный герой вообще перестает понимать, что есть реальное, а что мнимое. Отсюда и название. Как пела группа «Ноль»: «Человеку бедному мозг больной свело…»
Вот на берегу лежит девушка – но она поднимается и говорит, что упала в обморок, видимо, из-за перегрева на солнце. Вот в номер мотеля врывается незнакомец, угрожающий пистолетом. Завязывается схватка, незваный визитер гибнет, но его тело таинственным образом исчезает.
А затем обнаруживается вполне пышущее здоровьем, но опять с угрозой для жизни. Впрочем, на сей раз очень сложно разыграть мнимую кончину. Если тебя несколько раз переехали автомобилем, то симулировать травмы весьма проблематично. Но самое важное - во всём происходящем не наблюдается никакого смысла.
Собственно как и в «Игре». И вы ожидаете сюрприз-финала, как в легендарном проекте Финчера. Тем более что подобные подозрения подкрепляются появлением манекенов. Хотя в «Спазме» это не большой клоун, а подобие женщин, но суть остается одна и та же.
И вот здесь вам предстоит столкнуться с действительной неожиданностью: мистификации не будет – всё происходит на самом деле. Ну как на самом деле? Некую субъективность вы начнете улавливать уже в середине фильма, когда, например, в якобы давно пустующем доме вам будут показаны весело верещащие канарейки.
Опять же логичное и простое криминальное объяснение будет лишь оболочкой, под которой таится настоящая тайна. И вот здесь приходит время прототипа «Декстера». А именно, персонажа, который всё-таки смог унять свое маниакальное безумие, выплескивая его на куклы. Что в жизни привело к некой управленческой практике - ставить в офисах манекены для бокса. Мол, пусть раздраженные служащие вымещают злобу на них.