Когда впервые довелось увидеть репродукцию автопортрета этого художника, первая мысль была - ну вот, еще одна глупая ошибка атрибуции. Как можно было портрет, выполненный в конце 70-х - начале 80-х гг ХХ века датировать 1825 г.? Ну как???
А оказалось, и правда, 13 ноября 2022 года исполнилось 214 лет со дня рождения автора этого автопортрета - Алексея Тыранова.
А вот так! Это действительно автопортрет, написанный в 1825 году художником Алексеем Васильевичем Тырановым. Если повнимательнее присмотреться, замечаешь и кракелюрную сеточку - краска потрескалась от времени, и одежду, явно позапрошлого века. Но в целом с ощущением временнОго несоответствия придется некоторое время побороться. Уж очень "современно" написан этот портрет.
Вообще, знакомство с творчеством Тыранова напоминает шкатулку с сюрпризами: постоянно ошибаешься, удивляешься, присматриваешься к деталям.
Родился будущий художник к небольшом городе Бежецк, что неподалеку от Твери. Отец семейства был мастером по серебряной чеканке. Родители явно заботились об образовании детей, потому что Алексей учился сначала в местном уездном училище, а позже - в гимназии в Твери. Правда, по неизвестной причине гимназистом он был недолго и вскоре вернулся в родной Бежецк. Здесь он стал работать вместе со своим старшим братом, который был иконописцем.
В 1824 году произошла судьбоносная для 17-летнего Тыранова встреча с Алексеем Венециановым. Знаменитый художник обратил внимание на талантливого юношу и пригласил его в свою школу. Удачно совпало - школа Венецианова находилась совсем недалеко, в селе Сафонково.
Кстати, вот работа Тыранова, по которой однозначно можно определить, что он был учеником и последователем Венецианова:
Менее чем через год учитель посчитал завершенной свою миссию по обучению талантливого юноши и отправил Тыранова в Петербург, где содействовал его приему в Академию художеств вольнослушателем. Уже в 19 лет Алексей получил престижную награду - малую золотую медаль Академии, а еще через 3 года был удостоен высшей академической награды - большой золотой медали. Вот его работа, которая была так высоко оценена:
После этого карьера молодого художника стремительно понеслась вверх. В 1836 году его взял в ученики сам Карл Брюллов, а менее чем через год Тыранов получил звание академика живописи. Вот его работа, принесшая такое высокое звание:
Внимательный читатель сразу заметит, как манера учителя - Брюллова - немедленно отразилась и на работе Тыранова. Он был прилежным и старательным учеником, но своего стиля в то время еще не нашел.
Как и многие талантливые художники того времени, Тыранов на правах пенсионера Академии художеств отправился в Италию, а точнее - в Рим. 3 года он изучал живопись с мировой столице искусств и вернулся в Петербург в 1842 г. К этому времени он был очень востребованным и известным портретистом. Считалось, что он составляет достойную конкуренцию своему учителю, Карлу Брюллову. Вот несколько работ Тыранова (листайте галерею):
Кисти Тыранова принадлежит и один из самых известных портретов Айвазовского:
В 1842 году Тыранов вернулся на родину в зените славы. Он был знаменит, успешен, талантлив, богат. Вместе с ним в Россию из Италии приехала и его возлюбленная - одна из итальянских натурщиц, которая пленила художника и буквально околдовала его. Что именно произошло дальше с Алексеем Тырановым не вполне понятно.
Примерно через год прекрасная итальянка покинула Россию. Художник попал в больницу (какую именно - биографы не уточняют), вскоре у него появились признаки чахотки. Финансовые дела после отъезда возлюбленной оказались полностью расстроенными, как и нервы, и здоровье Тыранова. Он так и не оправился, не вернулся к продуктивной работе, утратил вдохновение и растерял мастерство.
Одна из последних его работ - символична по сюжету и очень слаба с художественной точки зрения. Талант как будто покинул художника, который добился таких грандиозных успехов:
Несчастный и больной, Тыранов покинул столицу и уехал к своему брату в провинциальный Кашин, где и скончался в 1859 году. В последние годы жизни он больше не брался за кисти и краски. И к иконописи не вернулся.
Вот такая история, которая начиналась так оптимистично и почти сказочно, а закончилась печально и совершенно бесславно. На пике карьеры Тыранов был популярнее Карла Брюллова и считался превосходящим его по таланту. Но фамилию Тыранова сейчас почти никто не помнит, а Карла Брюллова знают даже люди, далекие от мира искусства.
Кстати, Брюлловых в истории живописи не один или два, а даже три: