О том, какой у нас кинематограф вы все прекрасно знаете и без меня. Можно долго вспоминать советское кино, можно вообще вспомнить Эйзенштейна, но это всё дела давно минувших дней. На дворе стоит 21 век и почти что четверть этого столетия мы к слову уже прожили. Так вот похвастаться нашему кино тут решительно нечем. При этом ведь фильмы снимают, только получается на выходе зачастую нечто странное и специфическое. Порою такое специфическое, что я не понимаю, кто может такие фильмы вообще хвалить. И если такое хвалят, то чего в принципе можно ждать от отечественного производителя? В общем, пообщаемся сегодня о нашем кино, но сосредоточимся на таком жанре как боевик.
Существует устойчивое мнение, что снять боевик несложно. Более того это низкопробный жанр где всего-то надо устроить красивые перестрелки, взрывы и зритель оценит. Такое мнение естественно не имеет никакого отношения к реальности. Потому что боевик это сложное кино и увлечь зрителя не так-то просто как кажется на первый взгляд. Погонь, стрельбы и спецэффектов недостаточно для этого. Там должен быть сюжет и герои, которым сопереживаешь. И вот с этим у нас в последнее время беда.
В этом году довольно много рекламы у фильма «Лучшие в аду». Вот решил попробовать посмотреть, и я эту ленту в ознакомительных целях. Что тут можно сказать? Фильм позиционируется как правдоподобный и достоверный. Может быть реалистичности достичь режиссеру и удалось, но самое важное при съёмках было забыто. Зритель хочет видеть не документальное кино, а художественное. Реальных роликов хватает в сети, а мы тут вроде как об искусстве ведём речь. Соответственно кино должно оставлять какое-то послевкусие. После просмотра данной ленты никакого послевкусия нет и быть не может. Там и лица-то персонажей не вспомнишь уже через пять минут. И может быть с точки зрения какого-то командира происходящее на экране выглядит правдоподобно, но я как зритель скучаю, глядя на такие фильмы.
Никто меня не сможет переубедить, что главному герою не надо сопереживать. И мне лично не принципиальны какие-то детали. Понятное дело, что откровенные ляпы увидит среднестатистический зритель, но если в кино весь сюжет сводится к тому, что отряд ведёт бой и на этом всё, то и реакция у него будет соответствующая. Тем более у нас уже имеется пример, когда в погоне за достоверностью к деталям зритель столкнулся с отсутствием сюжета.
Кино же должно раскрывать характер героев, показывать что-то такое, что остаётся в тебе после того как пошли финальные титры. То есть кино — это не только картинка и декорации. Там персонажи должны вызывать что-то в зрителе. Может быть даже заставлять что-то осмыслить. Простую же картинку мы можем увидеть в компьютерной игре где бесчувственный юнит бегает и куда-то стреляет. Может быть играть в такое и интересно, но где здесь искусство-то?
Примером же такого скучного кино являются «28 панфиловцев». Казалось бы, вот он сюжет, который можно в какую угодно сторону развернуть и персонажей там можно было раскрыть. Вместо всего этого создатели сосредоточились на поиске точно таких же пуговиц, которые были в то время. Да мне нет дела до этих пуговиц. Мне сюжет нужен, а не бездушная картинка со стрельбой. И что «28 панфиловцев», что «Лучшие в аду» напоминают какую-то компьютерную игру. Только описывают они совсем неигрушечные события.
Так и хочется привести в пример советские фильмы где между прочим играли актёры фронтовики, но не буду. Того кино уже давно нет, и оно не вернется, но вопрос в том, что мы видим вместо него. Я понимаю, что «Они сражались за Родину» не тянет на боевик в классическом понимании, но дело в том, что тот кинематограф не просто на голову выше современного, а он вообще из другой вселенной. И ответ почему лежит на поверхности. При просмотре тех фильмов ты смотришь не на то как сняты бои, а на то как ведут себя главные герои. В современных фильмах героев нет. Есть какие-то статисты из компьютерной игры.
Впрочем, одно исключение за последнее время мне все же попадалось. В прошлом году смотрел я такой фильм как «Турист» и он мне понравился. Конечно это не шедевр, но там хотя бы есть центральный персонаж. Плюс опять же имеется и экзотика в виде Африки. Возможно, как раз из-за Африки он меня и заинтересовал. Все-таки не самая привычная локация для нашего кино.
Подводя итог можно сказать, что жанр боевиков у нас пока что находится в зачаточном состоянии. Операторы работать научились, с натуральностью тоже всё в порядке. Осталось дело за самым сложным. Создать сценарий и прописать там главного героя так что бы он запоминался. Как показывает опыт пока что эта задача неподъёмная.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.