В центре шахматной доски фигура озирается по сторонам: вокруг нет ни одной живой души, пустыня чёрных и белых полей кажется бескрайней, палящее солнце одиночества давит безысходностью и бессмысленностью. Мы не знаем имени одинокой фигуры - в холодной ночи мы видим только тень возле костра на захваченном поле, но нам доступны звёзды и числа: мы можем перебрать имена, пересчитать поля и мы будем готовы к встрече с таинственным незнакомцем, кем бы и где бы он ни был.
Конь - это самая рельефная фигура! Это - единственная фигура, взгляд на которую испепеляет все сомнения: младенец, схватив её за гриву, скажет кратко и чётко: "конь". Разница в расположении на доске - такая же ясная и отчётливая, словно гранитные выступы и характерные формы греческой скульптуры. Если в центре доски конь готов гарцевать на восьми полях, то в тесном углу, как в тёмной конюшне, под контролем будет два поля - всего два поля вместо восьми!
Ладья - это образец постоянства: где бы она ни была, чем бы она ни занималась, какие бы проблемы не приходилось бы ей решать в этой чёрно-белой пустыне, она всегда контролирует 14 полей. Всегда!
Слона немного жаль. За сотни лет, пока он добрался до нас, он потерял в пути самые великолепные уши и уникальнейший хобот. Кроме того он от рождения одноглазый: увы, он способен видеть только половину доски. Тем не менее, находясь в центре, он держит под своим взглядом 13 полей: ещё чуть-чуть, и нам будет казаться, что он равен ладье! Нет, нет и нет! Не забывайте, что он видит только полдоски. А из угла он обстреливает только семь(!) полей. В углу он сильно сдувается, как и конь.
Ферзь - это Хеймдалль шахматного мира: от его взгляда трудно укрыться. Конечно, шахматная доска - не один из девяти миров, но 27 полей, которые видит ферзь, стоящий в центре, будут гореть под вашими ногами, и не будет вам покоя ни жарким днём, ни ледяной ночью!
И вот мы, усталые путники, наконец-то получили приют возле одинокого костра. Пока его тепло будет согревать наши кости, мы можем обдумать увиденное и подвести некоторые итоги.
Ферзь в центре контролирует 27 полей, ладья - 14, слон - 13 (7 в углу), конь - 8, пешка - 3 (ход вперед и два возможных взятия), на краю - 2 (ход и одно взятие). Теперь мы можем узнать массу фигур. Подобно тому, как удава измеряли в попугаях, мы будем измерять массу фигур в пешках. Итак...
Масса ферзя = 27 : 3 = 9 пешек.
Масса ладьи = 14 : 3 = 4,6 пешек. Если округлить, то получим 5 пешек.
Масса слона = 13 : 3 = 4,3 пешки (~4 пешки). Здесь надо вспомнить, что слон видит полдоски, а в углу - лишь 7 полей. Если слон равен 4 пешкам, то два слона (8 пешек) почти равны ферзю (9 пешек). На практике ферзь выигрывает против двух слонов. Это значит, что масса слона меньше. Поэтому нужно 7 (берём положение слона в углу) поделить на 2 (количество ходов крайней пешки - углы прилегают к краям доски). Получаем 7 : 2 = 3,5 пешки (~3 пешки).
Масса коня = 8 : 3 = 2,6 пешек (~3 пешки).
Повторим ещё раз, масса фигур - это соотношение контролируемых полей фигур и пешек на пустой доске.
В шахматной литературе говорят "абсолютная ценность", имея в виду, что существует ещё и "относительная ценность", которая колеблется, как морская волна, в зависимости от позиции. Пусть так, но возникает вопрос: "Почему одни фигуры тяжёлые, а другие лёгкие?" Почему, когда на доске остаются ладьи и ферзи, тогда говорят "тяжелофигурное" окончание? А когда остаются слоны и кони - "легкофигурный" эндшпиль? Очевидно, что речь идёт о свойстве фигур, о котором говорил ещё Зноско-Боровский в своём учебнике - о массе. А "относительная ценность" - это ничто иное, как сила, которая по своей природе может быть разной.
И ещё раз. Мы знаем, что фигура может захватить и контролировать поле. Каждая фигура на пустой доске контролирует разное число полей, а это значит, что масса (кстати, это постоянная, неизменяемая величина) фигур различна. Масса влияет на силу: точнее даже - масса даёт фигуре силу. И если в дебюте или в миттельшпиле масса почти неощутима, то ближе к эндшпилю она становится более очевидной. Новички обычно не жалеют фигуры, но, когда в конце игры им приходится играть, скажем, конём и слоном против ферзя, то результат только один - поражение.
И напоследок. Берегите фигуры! Разменивайтесь с выгодой или хотя бы на равных.