Валентин Серов родился в Петербурге в 1865 году. Семья его была творческой - оба родителя тяготели к музыке. Отец мальчика Александр Серов был музыкальным критиком, а также сам занимался написанием композиций. Мать Валентина Серова была пианисткой и первой женщиной в России, ставшей композитором.
В возрасте 6 лет мальчик лишился отца, после чего мать мальчика отправились в Мюнхен. Сам же Валентин был отправлен в одну из трудовых коммун Смоленской области.
Причиной тому стала карьера матери - она решила, что в Германии добьется более значимых успехов, а сын станет лишь обузой. Однако, коммуна продержала всего лишь год, и женщине все же пришлось перевезти наследника к себе.
Валентина действительно была невероятно увлечена своим занятием, так что сыну уделяла мало времени. Однако, она сумела заметить проклевывающийся в нем талант к рисованию.
Тогда женщина отправила сына учиться к местному граверу Карлу Кеппингу. Сделала она это не от большой любви - просто мальчика надо было чем-то увлечь, иначе он мешал Валентине заниматься музыкой.
В дальнейшем Серов стал учеником молодого Ильи Репина, с котором занимался сначала в Германии, потом в Париже, а затем уже и в Москве. В 1880 году, заручившись рекомендацией Репина, Валентин отправился в Петербург для поступления в местную Академию художеств.
Он попал в класс Павла Чистякова, о чем в будущем никогда не жалел - изучая строгие принципы рисования, на которых Чистяков настаивал, Серов смог начать формировать собственные художественные взгляды.
Посмотрите больше работ художника в галерее.
Примечателен тот факт, что окружающие совершенно не сомневались в таланте Серова. В то время как сам Валентин Александрович считал себя чуть не шарлатаном, который случайно оказался в волшебным мире живописи.
Его первым настоящим учителем и наставником был Репин, талант и мастерство которого были бесспорными. В студии Чистякова Серов часто следил за студентом Михаилов Врубелем, которого также считал невероятно талантливым. Видя вокруг себя таких ребят, Валентин все чаще комплексовал из-за собственного уровня мастерства.
Сейчас становится очевидно, что он рисовал не хуже - его работы просто были другие. Однако, Серов этого не понимал. А если учитывать то, что все детство он провел в ожидании одобрения матери, то его страхи становятся более чем обоснованными.
Полистайте галерею, чтобы увидеть больше портретов работы художника.
В Академии Серов продержался всего лишь 5 лет, после чего бросил обучение ради самостоятельной работы. При этом Валентин отмечал, что всегда считал крайне важным для себя мнение Чистякова, абсолютно игнорируя всех остальных.
В 1888 году художник становится участником выставки Товарищества передвижников, представив публике "Девочку с персиками" и "Девушку, освещенную солнцем". Работы вызывают фурор как у критиков, так и у зрителей.
Спустя год Валентин обвенчался с Ольгой Трубниковой, вместе с которой переехал в Москву. Следующие 10 лет он нарабатывал стиль и много путешествовал по России с целью расширить кругозор.
Деньги он зарабатывал рисуя большое количество заказных портретов. В 1892 году у него заказали портрет императора Александра III с семьей, что в дальнейшем вылилось в целую серию портретов с изображением царской семьи.
Посмотрите больше портетов в галерее.
В конце жизни он увлекся черно-белыми рисунками, все чаще отдавая предпочтение именно им, а не живописи. Он даже иллюстрировал книги с баснями Крылова. Скончался Валентин Серов в 1911 году от сердечного приступа.
Посмотрите иллюстрации к басням, полистав галерею.
Картины Валентина Александровича отличаются "солнечной" палитрой - художник практически всегда обращался к светлым акцентам и ярким интонациям.
Удивительно, но автором этих ярких и солнечных картин являлся человек молчаливый, замкнутый и немногословный. Валентин в свое время был невероятно популярным портретистом, к нему охотно шли знатные персоны с целью получить красивый портрет от угрюмого, но востребованного мастера.
Однако, его работы не так просты, как может показаться при беглом ознакомлении, особенного это касается портретов мастера. При написании картин он смотрел куда глубже, чем позволяет внешность человека - он изображал самые потаенные черты характера модели. Зачастую, черты эти оказывались не очень лестными, что вызывало гнев и недоумение у многочисленных заказчиков.
Но скидок художник не делал - ни простым моделям, ни даже царской семье. За внешней яркостью каждый раз пряталась реальность - зачастую очень жестокая.