Все слышали про грозные межконтинентальные баллистические ракеты (далее - МБР), способные нанести сокрушительный удар по противнику, в какой бы точке земного шара тот ни был. А многие ли задумывались, как же ракета находит цель, расположенную в десяти тысячах километров от места её запуска?
Первыми ракетное оружие применили немцы в 1944 году, запуская свои Vergeltungswaffe-2 в сторону Лондона. Малоизвестный факт: количество боевых пусков V-2 (более 3000) превысило число их жертв (менее 3000 человек), а экономике самой Германии программа нанесла больший ущерб, чем экономике Британии, поскольку стоили ракеты безумно дорого, тогда как в цель почти не попадали. Ведь случайно отклонившись от намеченного курса, неуправляемая ракета уже не могла на него вернуться.
Как же находят дорогу ракеты с ядерными боеголовками? МБР не должна полагаться на спутниковую навигацию, поскольку противник может вывести спутники из строя либо послать ракете ложные сигналы, враз обесценив весь ядерный потенциал. Да и не было ещё GPS в те времена, когда первые МБР встали на боевое дежурство. После старта ракета вообще не принимает и не передаёт никаких радиосигналов; пресловутый "код самоуничтожения" - вымысел кинематографистов. Тогда как?
В теории, после разгона МБР движется только под действием силы притяжения Земли по близкой к эллипсу траектории, которую можно вычислить довольно точно. Конечно, смещение цели в результате вращения Земли также учитывается. Двигаясь только под действием сил тяготения, ракета (и всё, находящееся внутри неё) должна пребывать в состоянии полной невесомости. В реальности, однако, за счёт сопротивления воздуха ракета испытывает небольшие дополнительные ускорения, нарушающие невесомость. Все эти даже самые малые ускорения отслеживает немыслимо чуткая система гироскопов и акселерометров, которая отправляет свои измерения на вычислительный блок, а тот, в свою очередь, отдаёт команды на включение двигателей, возвращающих МБР на расчётную эллиптическую траекторию. Таким образом, в основе этой ИНЕРЦИАЛЬНОЙ системы наведения лежит принцип обратной связи, восстанавливающей невесомость путём компенсации как поступательных, так и вращательных ускорений относительно всех трёх осей. Ради уменьшения трения, в гироскопах используют газовые подшипники; стоимость каждого акселерометра составляет сотни тысяч долларов.
Системы наведения МБР производят на пределе возможностей существующих технологий и по мере развития технологий заменяют ещё более совершенными. Какие страны и в каких объёмах могут позволить себе подобную непрерывную модернизацию и замену отслужившего свой срок оборудования - отдельная тема.
Уважаемые читатели! Данный материал - мой первый опыт здесь. Буду очень признателен вам как за ваши оценки, так и за ваши вопросы об интересующих вас аспектах устройства ЯО.