Страсть этой замечательной восьмидесятилетней женщины к воздухоплаванию на протяжении всей жизни сделала ее вдохновляющим учителем и подставным лицом, а также космонавтом-рекордсменом.
Увлечение Уолли полетами началось рано. В детстве она обожала строить модели самолетов и кораблей и боготворила Амелию Эрхарт, летчика-первопроходца, которая стала первой женщиной, совершившей одиночный перелет через Атлантику за семь лет до рождения Уолли.
К 16 годам Уолли поступила в Стивенс-колледж в Колумбии, штат Миссури, США, где был женский аэроклуб.
В возрасте 17 лет, получив лицензию пилота и получив высшее образование в своем классе из 24 летчиков, она перешла в Государственный университет Оклахомы, где проходит самая известная в стране программа обучения пилотов, где она налетала тысячи часов.
К моменту выпуска в 1960 году она летала на всем, от гидросамолетов до планеров.
Она также стала офицером известного университетского авиаклуба «Flying Aggies» и получила множество трофеев, в том числе «Выдающийся пилот-женщина».
Несмотря на такое многообещающее начало, история Уолли могла бы на этом и закончиться. Гендерная дискриминация того времени была такова, что женщинам не разрешалось становиться пилотами коммерческих авиалиний или служить в ВВС США.
Уолли выбрала один из немногих оставшихся вариантов и стала гражданским летным инструктором в Форт-Силл в Оклахоме, обучая мужчин-кандидатов в ВВС.
В возрасте 20 лет она устроилась на свою первую работу в качестве гражданского летного инструктора в Форт-Силл, штат Оклахома, США. Там она учила новобранцев ВВС летать, несмотря на то, что самой ей не разрешили вступить в ВВС.
Программа Меркурий 13
Когда НАСА было открыто в 1958 году, оно специально не исключало женщин из подготовки к космическим полетам. Но потенциальные космонавты должны были служить летчиками-испытателями военного реактивного самолета — роль, доступная только мужчинам.
Те женщины, которые стали частью космической программы США, сделали это за кулисами, но их вклад может быть жизненно важным. В 1961 году вдохновенная Кэтрин Джонсон рассчитала траекторию полета космического корабля Freedom 7 , в котором находился Алан Шепард, первый американец в космосе — подвиг, отмеченный в фильме « Скрытые фигуры » 2016 года .
В том же году Уолли, которому сейчас 21 год, стал волонтером программы «Меркурий 13». В рамках этого проекта, финансируемого из частных источников, 25 женщин-пилотов прошли те же изнурительные испытания, с которыми столкнулись астронавты-мужчины НАСА «Меркурий-7», в число которых входили Джон Гленн (первый американец, вышедший на орбиту Земли) и Алан Шепард.
Один из соратников Уолли, Джерри Кобб, назвал их КВАРТИРАМИ - стажерами первой леди астронавтов. Уильям Рэндольф Лавлейс II, руководивший испытаниями «Меркурия-7», снова находился под наблюдением в своей клинике в Нью-Мексико.
Ее достижения не остались незамеченными: в 1964 году она стала первой женщиной, получившей награду выпускника колледжа Стивенса за достижения в области авиации.
Уолли преуспела в этом испытании, став одной из 13 женщин, прошедших все тесты, с результатами, которые превзошли своих коллег-мужчин в нескольких областях.
Раньше Уолли хотел стать летчиком; теперь она стремилась стать космонавтом.
Но хотя обнадеживающий успех программы FLATS вызвал обсуждение в Конгрессе возможности обучения женщин-астронавтов, сопротивление этой идее было глубоко укоренено, не в последнюю очередь в самой космической программе США.
Незадолго до заключительного этапа подготовки женщин инициатива «Меркурий 13» была прекращена.
Палата представителей США организовала общественные слушания, чтобы выяснить, почему.
В одном из них Джон Гленн категорически заявил: «Тот факт, что женщин нет в этой области [космических полетов], является фактом нашего социального порядка».
Не то что в СССР. В 1963 году младший лейтенант Валентина Владимировна Терешкова стала первой женщиной в космосе , совершив 16 июня орбитальный полет на Востоке 6 .
Доказательство того, что будущее освоения космоса может включать в себя женщин-астронавтов, хотя НАСА потребовалось некоторое время, чтобы последовать их примеру.
Первая американка в космосе Салли Райд не выходила за пределы стратосферы еще 20 лет. Но Уолли никогда не сдавался и не впадал в депрессию из-за неудач: «Выше, быстрее, дольше — это мой девиз, — сказала она Guardian в 2019 году. — Что-то отменили? И что? Уолли продолжается.
Гражданская жизнь
Когда НАСА было открыто в 1958 году, оно специально не исключало женщин из подготовки к космическим полетам.
Но потенциальные космонавты должны были служить летчиками-испытателями военного реактивного самолета — роль, доступная только мужчинам.
Не испугавшись, Уолли искала, какие роли она могла бы занять в авиационной отрасли, где доминируют мужчины, и повторно подала заявку в НАСА, чтобы присоединиться к одной из ее программ обучения.
Четыре приложения; четыре отказа. Она провела почти десятилетие, работая летным инструктором, все время подавая заявки на работу в авиакомпании; без исключения, она была отклонена.
Но, несмотря на наложенные на нее ограничения — исключительно потому, что она женщина — она продолжала свою карьеру.
Она стала летным инспектором Федерального авиационного управления и первой женщиной-исследователем безопасности полетов в Национальном совете по безопасности на транспорте, а также руководила академическими программами летной подготовки.
Ее достижения не остались незамеченными: в 1964 году она стала первой женщиной, получившей награду выпускника колледжа Стивенса за достижения в области авиации.
А в следующем году она была признана одной из «Выдающихся молодых женщин Америки».
Она продолжала преподавать авиационные полеты в средней школе Редондо в Калифорнии, на три года стала послом доброй воли и приняла участие в многочисленных воздушных гонках.
В 1975 году Уолли победил 80 участников и выиграл гонку Pacific Air Race из Сан-Диего, Калифорния, в Санта-Розу.
В том, что оказалось звездным годом, она также была приглашена в Белый дом на обед — по воле Бетти Форд, жены тогдашнего президента США — и была произведена в почетные полковники губернатором Луизианы.
К настоящему времени женщины-космонавты постепенно становились фактом жизни в космических агентствах.
В 1978 году НАСА выпустило первый класс астронавтов, в который вошли женщины — всего шесть человек.
Шесть лет спустя Светлана Савицкая (СССР) стала первой женщиной, совершившей выход в открытый космос ; Кэтрин Салливан из НАСА последовала ее примеру в 1984 году.
Первый руководитель отдела астрономии НАСА Нэнси Грейс Роман сыграла ключевую роль в разработке космического телескопа «Хаббл», который был запущен в 1990 году.
А 12 сентября 1992 года Мэй Джемисон стала первой женщиной-афроамериканкой-астронавтом, отправившейся в космос .
Помимо ее исторической роли в качестве одного из стажеров Mercury 13, постоянная работа Уолли в качестве лектора и инструктора на протяжении десятилетий продолжала вдохновлять начинающих авиаторов. (На сегодняшний день она научила летать более 3000 учеников и налетала около 19 600 часов.)
В 1995 году она и ее коллеги из FLAT были приглашены на запуск космического корабля "Дискавери" - запоздалое признание ключевой роли, которую они сыграли в истории НАСА.
В том же году Эйлин Коллинз стала первой женщиной-пилотом космического корабля "Шаттл " , а в 1999 году стала первой женщиной-командиром американского космического корабля "Шаттл" . Каждый успех наносил сокрушительный удар по укоренившемуся предубеждению против женщин, работающих в этой области.
Мечта сбылась
К началу 21 века появились признаки того, что космические агентства начали бороться с гендерной дискриминацией и ошибками прошлого.
В июне 2007 года Конгресс США официально отметил вклад, внесенный Уолли и ее коллегами из FLATS, в резолюции, в которой высоко оценивается «Меркурий-13 как первопроходец для женщин-астронавтов НАСА и [поощряется] молодых женщин следовать по их стопам и делать карьеру в авиации и космонавтики, а также техники и науки».
В 2008 году Пегги Уитсон стала первой женщиной-командиром Международной космической станции в 2008 году. Среди набранных астронавтов НАСА в 2013 году мужчины и женщины были разделены 50/50.
И, несмотря на свой возраст, Уолли все еще не отказалась от своей мечты. Она даже внесла залог в размере 200 000 долларов, чтобы покататься на долгожданной Virgin Galactic Ричарда Брэнсона.
«Я как-нибудь туда заберусь», — уверяла она The Guardian в 2019 году, когда еще каждую субботу давала уроки авиации. «Я буду летать, пока не умру».
В 2021 году, ровно через 60 лет после отмены программы «Меркурий-13», Уолли Фанк наконец-то получила шанс выиграть крылья астронавта — благодаря любезности предпринимателя-мультимиллиардера.
Бывший глава Amazon Джефф Безос владеет аэрокосмической компанией Blue Origin и пригласил Уолли стать «почетным гостем» в его миссии NS-16. «Никто не ждал дольше», — сказала она. "Пора."
20 июля 2021 года — ровно через 52 года после того, как американцы Нил Армстронг и Базз Олдрин стали первыми людьми, ступившими на Луну, — Уолли присоединился к экипажу из четырех человек, который взлетел на ракете New Shepard недалеко от Ван-Хорна, штат Техас. , США.
Путешествуя со скоростью почти в три раза превышающей скорость звука, космический корабль достиг высоты около 100 км (62 мили), прежде чем его капсула приземлилась на парашютах.
После приземления еще одна из ее давних амбиций была остро реализована: Уолли получила крылья астронавта от бывшего командира космического корабля "Шаттл" Джеффа Эшби, который теперь присоединился к команде Blue Origin.
Как будто ничего не могло быть лучше, 24 марта 2022 года Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики наградил Уолли трофеем Майкла Коллинза за заслуги перед жизнью.
Приземлившись на своем рекордном рейсе Blue Origin, восхищенный Уолли сказал ликующей толпе: «Я хочу полететь снова. Быстро!" После прочтения ее истории, кто будет ставить против нее?
Бывший глава Amazon Джефф Безос владеет аэрокосмической компанией Blue Origin и пригласил Уолли стать «почетным гостем» в его миссии NS-16. «Никто не ждал дольше», — сказала она. "Пора."
20 июля 2021 года — ровно через 52 года после того, как американцы Нил Армстронг и Базз Олдрин стали первыми людьми, ступившими на Луну, — Уолли присоединился к экипажу из четырех человек, который взлетел на ракете New Shepard недалеко от Ван-Хорна, штат Техас. , США.
Путешествуя со скоростью почти в три раза превышающей скорость звука, космический корабль достиг высоты около 100 км (62 мили), прежде чем его капсула приземлилась на парашютах.
После приземления еще одна из ее давних амбиций была остро реализована: Уолли получила крылья астронавта от бывшего командира космического корабля "Шаттл" Джеффа Эшби, который теперь присоединился к команде Blue Origin.
Как будто ничего не могло быть лучше, 24 марта 2022 года Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики наградил Уолли трофеем Майкла Коллинза за заслуги перед жизнью.
Приземлившись на своем рекордном рейсе Blue Origin, восхищенный Уолли сказал ликующей толпе: «Я хочу полететь снова. Быстро!" После прочтения ее истории, кто будет ставить против нее?