Найти тему
Страницы и дни

Res et Verba: культурный код и документальная фотография

С самого раннего детства мы погружены в мир фотографического. Знакомство человека с феноменом фотографии в наше время, как правило, происходит в самом начале жизненного пути человека. Впрочем, что касается частного человека, то здесь вряд ли вообще уместны какие-либо обобщения. Справедливо и то, что каждый человек был рождён на свет матерью, поклонимся данности. Акт фотографирования становится своего рода обрядом инициации, посвящением в мир зрительно воспринимаемых вещей, в визуальное сообщество, в перевернутый мир художественного образа, смысл которого шире прямого значения. У многих современных людей, возможно, на бессознательном уровне фотографический процесс отождествляется не с камерой, а со вспышкой. Путаница в причинах и следствиях – обычное дело.

«Сейчас вылетит птичка», - говорит фокусник-фотограф, который с ранних лет сообщает нам, что нас окружает мир подобий, мир образов, мир тотальной симуляции, с ранних лет очеловечивающий мир перцепции. Мы допускаем принцип самоподобия как базис искусства и основополагающую идею, которая легла в основу автопоэзиса: через фотографию жизнь постигает свою техническую сторону, знаково-символическую природу самой психики, как активного отражения действительности. Фотография – это поэзия повседневности, это особый способ видения. Она хранит в себе образ неподдельной реальности знака, его вещественного присутствия в мире в качестве фотографа. Фотограф*, таким образом, символизирует знак*. Фотограф – часть фотографического процесса. Фотограф – фокусник. Он совершает ритуальную последовательность действий, которая приводит к фотографическому произведению, к сотворению иллюзии, фотографического подобия.

Фотография – это воплощенная граница между реальностью и сновидением, в ней сливаются вещь и образ, она воплощает в своей противоречивой сути изначальное противоречие, на котором строится всё культурное мироздание, на этом искомом противоречии нашего сознания, которое фундаментально не способно отличить себя от галлюцинации. Понимание слова в современном мире упирается в понимание текста – кирпичика культурного мироздания, которое является не чем иным, как гипертекстовым симулякром. В мире фотографического события складываются по Бодрийяру: «территория больше не предшествует карте». Фотография сама становится картой – своего рода картой воспоминаний.
Понятие культурного кода является ключом к пониманию культуры каждого социального и исторического периода. Фотография кодифицирует мир на символическом уровне. Каждое последующее поколение вырабатывает уникальный тип восприятия, качественно преобразуя культурный код под реалии своего социального и исторического времени. В этом удивительная сила искусства, в целом, и фотографии, в частности, сила фотографии – в её универсальности, в универсальности её кода. Она воплощает в себе потенциал любого «видения». Сохраняя в себе черты эстетического творения, она тесно связана с научно-философской сферой. Фотография – существенный элемент научной коммуникации и, вместе с тем, актуальный предмет научной дискуссии.

Эстетическая сущность фотографического образа проявляется в глазах смотрящего в виде эстетического переживания, это всегда погружение в картину мира Другого посредством приобщения к прекрасному. В этом плане категория прекрасного обнажает свою социальную природу радостного сопереживания или трагического сочувствия. Фотография – это тоже своего рода эмоциональный якорь, татуировка на душе памяти.
Искусство мыслить фотографически – это фото-навык, помноженный на эстетическое видение человека-художника, который производит на свет фотографический образ реальности – образ, сконструированный с помощью технического устройства. Преждевременные размышления о techno наводили наших предшественников на мысли о том, что любое произведение искусства характеризуется тем, что производится творцом при помощи инструмента и творческого навыка. Умение пользоваться инструментом выражается в мастерстве. Мастерство фотографа, в целом, напоминает ремесло писателя, инструментом которого становится язык. Впрочем, это отнюдь не означает, что человек-писатель нагло узурпировал весь язык, отнюдь. Человек-художник создаёт собственный язык, язык альтернативный, поскольку сплошь образный. В основе любого языка – его знаково-символическая природа, семиотика. Фотография подобна правде, она лишь означает картину, символизирующую момент времени.
Итак, фотография – это момент времени, а время – суровый учитель, ведь искусство движется смертью, поэтому темы жизни и смерти вечно актуальны в документальной фотографии, которая настаивает на правах вечности в истории. Фотография позволяет надеяться встретиться вновь, фотография дарит надежду и воплощает собой любовь.

Фотография – это своего рода символ веры нашего времени, она символизирует память, историческую и культурную преемственность. Представим себе библиотеку провинциального города N. – корпус её составляют книжные издания, с относительно недавних времён дополненные электронными копиями и различными мультимедийными форматами.

Фотография, подобно словесности, образует собственный корпус текстов. Мир фотографии напоминает мир коллекционера открыток. Коллекционер фотодокументов коллекционирует свидетельства другого времени, будто желая уверить себя в реальном существовании исторического процесса и межкультурного диалога, а погружение в прошлое – это всегда ситуация межкультурной коммуникации. Фотография хранит значимую часть визуальной картины мира и является чрезвычайно важным и недооценённым элементом библиотечной системы.
Библиотека представляется мне дворцом культуры и свободных искусств. Фотография – восьмое свободное искусство, то самое зернышко смысла, из которого рождается виртуальная реальность. Фотография нарушает порядок событий, она становится продуктивной формой автоматического письма. Выйти из автоматизации – значит нарушить привычный ход действий, выйти из автоматизации – это удовольствие мыслить иначе, видеть иначе, воспринимать...

Фотография наглядно демонстрирует, как «автоматизация съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны» , - писал Виктор Шкловский, но какой страх войны, когда все в сон погружены!

Важно, чтобы фотография не была автоматизацией.

© Е. А.

#ResEtVerba
#документальнаяфотография #культурныйкод #художественныйобраз #поэзис #текст #гипертекст #слово #автоматизация #паршин #паршинегор #махов #маховалександр #лев #институтгорького #имли