Найти тему
Жизнь, книги и коты

Песня Севера

Фото с сайта https://uhd.name
Фото с сайта https://uhd.name

– В круг, все по кругу! А теперь только девочки! Ладошками машем, как чайки крыльями!
Сайаара дождалась, пока «Эргырон» допоет ритмичную песню и выключила музыку. Детский танцевальный ансамбль, хихикая, стал собираться по домам.

– Носы все спрятали? - учительница проверила каждого, чтоб был хорошо укутан и не обморозился. На улице сегодня около минус сорока.
Сайаара живет в Волочанке, работает в сельской школе. Учит детишек народным танцам и игре на пианино.

Недавно сюда на метеостанцию новый сотрудник приехал, Андрей. Сам родом из Астрахани. Отправили на полгода на вахту, как молодого-неженатого. Он особо и не сопротивлялся, почему бы и нет? Север ему нравился.
Приехал, стал работать, освоился в поселке. Быстро перезнакомился со всеми, да и народу тут немного. До Норильска два часа вертолетом – не ближний край.

Влюбился Андрей в Сайаару, и она его полюбила. Долгой полярной ночи не хватало, чтобы поговорить обо всем. Приезжала в поселок погостить семья Сайаары, олешки с бархатными рогами тянули домик-балок на полозьях. Потом ездили с родней на стойбище, ловили оленей, помогали управляться. Запрягали в нарты собачек, уезжали далеко. И так красива была Сайаара в расшитой кухлянке, что сердце сжималось.

Зимой опускалось до -60, слова у губ замерзали. Полярное сияние рассыпало в небе зеленые искры, тундра от края до края была видна как на ладони – небо огромное, снег белый волнами, как бескрайнее белое море. Ничего, кроме снега.

Всю свою жизнь, все двадцать пять лет, Сайаара не была южнее Сургута. Училась там в педуниверситете на учителя музыки.

– Поедем со мной в Астрахань, – говорил ей Андрей. – Увидишь, как это здорово, когда есть настоящее лето. Жаркое! Посмотришь, как лотосы цветут. Мне кажется, тебе понравится. У тебя ведь и имя – «летняя». Да? Поедем!

Увез ее Андрей. В Астрахани было хорошо, но скоро затосковала девушка, загрустила. Не радовали ее ни красоты большого города, ни театры с магазинами, ни большая река. С каждым днем становилась Сайаара все более печальной.

Звал Андрей ее замуж, говорил: привыкнешь, тут правда хорошо. Будем жить-поживать, детей возить к морю. Тебе же Каспий понравился…
Понравился, соглашалась девушка. Но давай еще разок к нашим съездим, домой. Попрощаюсь.

Сначала самолетом до Норильска, потом вертолетом до Волочанки… все радостнее становилась Сайаара, и все задумчивей Андрей.
Вот сел вертолет, выскочила Сайаара на снег, а ей навстречу дети бегут, учительницу встречать, и собачки ездовые несутся, хвостами машут. Обнимает их Сайаара, смеется и плачет. Вот обернулась к Андрею, помахала рукой. Подошла.
– Прости, Андрей. Не могу я на юге жить. Без севера не могу. Прости.

Вертолет прогревал мотор, низко над горизонтом висело холодное таймырское солнце.