Термин «индивидуальный подход в обучении» активно используется сегодня педагогическим сообществом. В то же время, насколько часто учитель реально использует приемы и методы индивидуализации, а главное, насколько эффективно он использует этот инструмент, будь то в частной образовательной школе или традиционной, мы постараемся разъяснить в этой статье.
Что такое индивидуальный подход?
При индивидуальном обучении учитель работает только с одним учеником, а ученик взаимодействует только со средствами обучения. Безусловно, преимуществ у такой модели обучения очень много: наблюдается адаптация к индивидуальным особенностям ученика и темпу его работы. Кроме того, учитель знает слабые стороны ученика, пробелы в знаниях; он опирается на представление об общем уровне знаний ученика и его готовности к школьной работе. Но в обычной школе с массовым обучением эта модель используется редко.
Большинство учителей интересует технология индивидуального подхода. Он характеризуется тем, что педагог в учебном процессе с группой и с отдельными учащимися работает индивидуально, исходя из их интеллектуальных и психологических особенностей. Этот подход используется на практике практически каждым учителем, поскольку иногда он является единственным эффективным решением динамики индивидуального обучения.
Ключевое слово в этом вопросе — личность. Учитель, взаимодействуя с учеником, опирается не только на его знания и навыки обучения, но и на его психологические особенности. Учитывается не только характерный для ученика темп работы, но и такие качества его личности, как уверенность в себе, общительность или асоциальность. То есть, задача учителя- найти «ключик» к каждому ученику, создать атмосферу доброжелательности на уроке. Хотя это кажется очевидным, добиться этого не всегда легко.
Каковы цели индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения?
Одним из приоритетов индивидуального подхода является сохранение и дальнейшее развитие индивидуального интеллектуального и личностного потенциала обучающегося. Это означает, что ученики не должны терять свою индивидуальность. Акцент делается на сохранении уникального облика учащегося, что проявляется в учебной деятельности, социализации и его саморазвитии.
Следующая цель направлена на обеспечение средствами индивидуального обучения. Это означает, что осуществляется профилактика неуспеваемости учащегося. Учитель определяет все моменты, которые необходимо доработать, предупреждает о возможном отставании ученика в школе.
В чем сложность этого подхода?
Это трудоемкий процесс, нелегко определить план работы с каждым учеником. Особенно тяжело приходится молодым учителям, которые не так тонко чувствуют «душу» урока, не так быстро могут перенаправить его ход. Это действительно непросто, поэтому без подсказок работать невозможно. Если это обычный стандартный комбинированный урок, учитель в плане урока отдельно отмечает те задания, которые он дает отдельным ученикам. Либо отмечает специальные инструкции, этапы урока, в которых эти учащиеся должны быть максимально задействованы. В целом, работа кропотлива, для достижения результата преподаватель учитывает все факторы, которые могут прогнозировать развитие учебной ситуации, а главное отмечает и фиксирует промежуточные результаты.
Индивидуализация обучения за пределами стандартного урока
Приемы и методы индивидуализации обучения могут использоваться в различных формах учебного процесса: на экскурсиях, разных мероприятиях, соревнованиях, в походах и т. д. В зависимости от возраста учащихся формы занятий усложняются.
Нужно помнить: индивидуальный подход к обучающимся в процессе обучения тесно связан с одним из главных аспектов учебы – сравнивать ученика только с самим собой. То есть, все успехи ученика должны быть сопоставлены исключительно с его прошлыми достижениями; то же самое относится и к отрицательной динамике. Это правило помогает ученику быть самокритичным и не бояться быть «хуже всех». Один такой страх- быть униженным перед всем классом (а многие дети воспринимают такую критику) может сформировать негативное отношение к учебе на все последующие школьные годы.
Рассмотрим преимущества индивидуального обучения
Индивидуальный подход к обучению в классе приносит пользу как учащимся, так и учителям, предоставляя учащимся индивидуальный опыт обучения, чтобы они могли заниматься своими интересами в своем собственном темпе, и позволяя учителям сосредоточиться на руководстве, поддержке и долгосрочном планировании.
Индивидуальный подход:
1. Позволяет учащимся осваивать школьные предметы
Когда учащимся разрешается работать в своем собственном темпе, они получают возможность освоить каждый предмет в учебной программе. В традиционном классе учителя должны проводить уроки в определенном темпе, что может оставить некоторых учеников позади, а более быстрых учеников - незаинтересованными. При индивидуальном обучении каждый учащийся проходит уроки в темпе, который позволяет ему правильно усвоить материал и в конечном итоге освоить предмет.
2. Дает ученикам свободу действий
Индивидуальное обучение позволяет учащимся контролировать свое образование и планировать свое будущее, что помогает им более активно участвовать в учебе. Такой подход побуждает учащихся находить и исследовать свои увлечения в школе, а также открывать для себя различные способы обучения. Учащиеся могут учиться не только у педагогов, им предлагается тесно сотрудничать со своими сверстниками, чтобы делиться навыками, знаниями и общими интересами. Поддерживая интерес учащихся к тому, как и что они изучают в классе, персонализированное обучение дает им свободу управлять своим образованием.
3. Помогает развивать социальные навыки
Индивидуальное обучение учит важным навыкам помимо традиционных предметов, таких как математика, русский язык, английский язык и история. Он также направлен на развитие и практику мягких навыков, таких как творчество, общение и сотрудничество. Эти навыки важны, поскольку дети готовятся к неопределенному будущему. Хотя мы не знаем, как технологии повлияют на рынок труда в ближайшие десятилетия, мы уже можем предположить, что большая часть рабочего времени во всем мире будет автоматизировано. А навыки межличностного общения по-прежнему будут востребованы в мире растущей автоматизации. Индивидуальное обучение, вооружая учащихся универсальными навыками, готовит их к непредсказуемому будущему рынку труда.
4. Приводит к улучшению обратной связи с учениками
Персонализированное обучение часто использует технологии для улучшения обучения в классе. Технологии также позволяют учителям чаще и быстрее давать обратную связь учащимся, используя личные оценки и специальные тесты для каждого учащегося. Учащиеся, родители и преподаватели могут лучше понять, насколько хорошо ученик усваивает новые уроки, и устранить любые пробелы в знаниях в режиме реального времени.
5. Способствует лучшему сотрудничеству
Сотрудничество встроено в индивидуальное обучение. Ученики и учителя работают вместе. Также, учащимся предлагается тесно сотрудничать со своими сверстниками, чтобы обмениваться информацией друг с другом и учиться вместе посредством групповых проектов и неформального обмена знаниями.
6. Позволяет учителям лучше использовать свое время
Используя технологии, персонализированное обучение может помочь учителям сэкономить время на административных задачах, чтобы они могли сосредоточиться на поддержке учащихся в их индивидуальном обучении и устранении неполадок при возникновении проблем. Программы онлайн-обучения могут помочь сократить время, затрачиваемое учителями. Персонализированное обучение позволяет учителям сосредоточиться на работе с учениками один на один. Часто классные технологии также позволяют родителям получить представление о том, как их дети учатся в школе, от чтения о предстоящих заданиях до просмотра оценок. Таким образом, родители могут быть в курсе последних событий без дополнительной нагрузки на педагогов.
7. Приводит к улучшению успеваемости
Вероятно, самым большим преимуществом внедрения персонализированного обучения в классе является то, что оно повышает успеваемость. Индивидуальное обучение укрепляет отношения между учащимися и учителями, позволяет учащимся учиться в своем собственном темпе и побуждает учащихся заниматься своими интересами. В результате успеваемость в классе часто заметно улучшается, когда школы начинают применять индивидуальный подход к обучению.
Исследования и наблюдения снова и снова доказывают, что у каждого ученика разные способности к обучению. Поэтому индивидуальный подход к обучению имеет гораздо больше преимуществ для обеспечения роста учащихся. Обучение не должно быть принудительным, оно должно быть интересным. Индивидуальное обучение играет огромную роль в том, чтобы ученики полюбили и освоили той или иной предмет.