В Тукаевском районе существует одна особенная дорога. Она связывает с городом (Набережные Челны) несколько крупных СНТ («Бриз», «Бриз-2», «Орбита-2», «Прибрежный») и строящийся коттеджный поселок «Алан». Даже зимой на этой дороге наблюдается довольно интенсивное движение, а в весенне-осенний сезон там ежедневно проезжает не менее 10 тысяч различных транспортных средств – легковушки, грузовики, автобусы, строительная техника. И первая особенность этой дороги в том, что она неописуемо разбита. Во многие СНТ по республике дороги не идеальны. Но про эту председатель СНТ «Прибрежный» вполне серьезно говорит:
- Там уже не бывает ДТП. Невозможно совершить ДТП, когда ползешь между ямами!
Там другая беда – люди разбивают ходовые части своих автомобилей. Это чревато тем, что без конца тратиться на дорогостоящий ремонт людям надоест и они начнут через суд предъявлять свои материальные претензии государству. Пока народ ограничивается тем, что настоятельно требует ремонта, потому что другой дороги нет. Тукаевские власти стараются. Тот же Дорофеев о ремонте говорит так:
- Я даже через СМИ уже сообщал, что дорогу включили в программу на 2022 год, выделили 90 миллионов рублей. Но потом власти передумали, нашлись другие более важные объекты. Ремонт лесной дороги из программы вычеркнули.
Председатель Ассоциации садоводов Тукаевского района это подтвердил.
- Она была включена в программу 2022-го года. Но получилось так, что [фактически] Тукаевский район в программе по ремонту дорог [в этом году] не участвовал, - говорит он.
Все деньги (300 миллионов рублей) ушли на 14 объектов в других районах. По его словам, в частности это подъездная дорога к СНТ «Усаево», к СНТ «Дружба» в Менделеевском районе, такие же пути к СНТ в западной части Татарстана.
Заявку 2021 года на ремонт дороги до СНТ «Прибрежный» в 2022 году продублировали на 2023-й. Поскольку цены на все растут, ее планируют модернизировать в два этапа: сначала до СНТ «Орбита-2», потом – до СНТ «Прибрежный». Так или иначе, но дорогу до «Прибрежного» отремонтируют. Хотя бы потому, что программа господдержки садоводства с этого года действует не по воле чиновников, а на основе закона Татарстана и, рано или поздно, а очередь дойдет.
Но есть еще одна важная особенность. 5,5 километра асфальта этой дороги пролегают по особо охраняемой природной территории Национального парка. По лесу, проще говоря. Так получилось из-за чьего-то головотяпства еще когда очерчивали территорию Нацпарка. Границы отмежевали, а про дорогу забыли. Так и стала дорога курьезной. Она есть, по ней ездят, ремонтировать ее надо, но официально ее не существует. Потому что никакого асфальта не должно быть там, где живут звери. Звери живут в тишине.
- На наших картах это звериная тропа, – сообщал еще в начале 2010-х годов начальник охраны Национального парка.
- Это просека, – говорит сейчас Дорофеев.
По идее нужно из какого угодно бюджета выделять средств столько, чтобы хватило на строительство новой трассы до садов и коттеджей в объезд леса. Чтобы не мудрить с законом и не беспокоить зверей. Еще несколько лет назад председатели СНТ об этом активно говорили. Но в Тукаевском районе бывает так, что правая рука не знает, что делает левая. Был еще несколько лет назад относительно не длинный участок, по которому можно было проложить асфальт и появлялась дорога к «Алану» и далее к СНТ.
- А сейчас это уже невозможно! Занят участок коммуникациями, – сообщает заместитель председателя СНТ «Прибрежный» .
- Все уже размежевано, у каждой территории есть хозяин, - снова подтверждает Волков.
Хорошо, что существующая дорога сервитутная, то есть выдано разрешение на пользование ею и на ее ремонт.