Найти в Дзене
VIDEO\GAMES

Живые и мёртвые (1964)

"Тут уж не до репортажей"

Говорить про советское кино едва ли не тяжелее, чем про культовые киношки в целом. И, нет, дело не в том что я как-то там с пренебрежением к советскому кинематографу отношусь, как могло бы показаться. Были там и шедевры, и откровенная халтура на заказ - как и в любой другой национальной киношной индустрии. Просто всегда есть риск наткнуться на волну воплей от граждан с синдромом утёнка и перекосом в голове. Но, я таки попробую... и, да, сегодняшний фильм основан на книге, которую я начинал читать, но не осилил. Так что никаких сравнений - восприятие вот чисто по тому, что есть в кадре.

спецэффектов в фильме практически нет
спецэффектов в фильме практически нет

Репортёра Ивана Синцова война застала прямо в ходе командировки - бардак, неразбериха, где кто, и куда делась редакция - поди ещё пойми! Хорошо, попались хоть какие-то знакомые, указавшие куда топать и кого спрашивать. Там, правда, по пути выяснилось, что и топал не туда, и отвечать особо некому - но раз уж пошло такое дело, материал-то можно собирать буквально где угодно! Да и со временем как-то журналистский зуд уступил место фронтовой жизни, а репортёр весьма умело перековался в политрука - и толку больше, и самому не так неловко перед окружающими. Ну, это пока не случилась типичная для войны дурацкая нелепость... так что Синцову пришлось всем вокруг доказывать, что он не дезертир, а все вокруг и рады бы поверить - но где документы? А чёрт их не знает, где документы - получил ранение, очнулся чуть ли не в исподнем - и ничего при себе нет!

главный герой в целом немножко теряется, и следить за ним не особо интересно
главный герой в целом немножко теряется, и следить за ним не особо интересно

Вот тут давайте сразу вот о чём - мало того что фильм советский, и в принципе не очень-то ориентированный на какой-либо экшон, так он ещё и из шестидесятых - тогда в том же Голливуде снимали плюс-минус такое же. Это чтобы вопросов не возникало, а чё эт тут сплошная болтовня и толком ничего не происходит? Ну - учимся добывать сюжет из диалогов, немых сцен, и скупых зарисовок... фантазию тренируем, ёлы-палы! Впрочем, конечно, фильм совсем немного не об этом, и я тут скорее иронизирую на фоне совсем недавно попадавших под разбор историй. Тут даже не про трансформацию человека через войну - Синцов не сказать чтобы как-то серьёзно изменился за три часа хронометража. Он как был храбрым, рассудительным и самоотверженным, так таким и остался, не завалившись, кстати, и под выпавшей на его долю несправедливостью.

Анатолий Папанов на себе чуть ли не всю атмосферу фильма вывозит!
Анатолий Папанов на себе чуть ли не всю атмосферу фильма вывозит!

Тут бы, конечно, начать что-то в духе "гвозди бы делать из этих людей!" - но есть у фильма один нюанс - он всё-таки несколько идеологизированный. Да, время от времени проговариваются мысли о перегибах на местах, о некоторых косяках, допущенных отдельными гражданами - это есть. Но всё рано или поздно упирается в максиму, мол люди разные, но Партия всегда безоговорочно права. Хотя, довольно странно бы было ожидать от советского фильма о войне, отгремевшей всего-то двадцать лет назад, каких-то немыслимых откровений, где, кто и чего прощёлкал по факту. Уже то, что такие мысли в принципе допускались и даже озвучивались - неслабое такое достижение, хотя тут я опять же - не могу сказать, где заслуга фильма, а где - первоисточника.

ну и что, что стреляют - а кто боевые действия освещать будет?!
ну и что, что стреляют - а кто боевые действия освещать будет?!

Интереснее другое - при практически полном отсутствии внятных каких-то батальных сцен, смотрится кино довольно ровно. Хотя, может быть, потому оно так ровно и смотрится, без провисаний, что держится в основном на диалогах? Несколько пафосных, кстати, но особо какого-то переигрывания тут нет, что для советского кинематографа даже чутка необычно. 7 из 10 поставить - вполне так заслуженно, ну потому что есть у фильма какая-то едва заметная рваность и сумбурность - не сразу понимаешь, о чём и о ком будет речь, будто часть материала из довольно объёмного хронометража, успели понарезать. Ну и да - отдельный номер, это заместитель комбрига, а потом комбриг, да и вовсе генерал, Серпилин в исполнении Анатолия Папанова. Тоже, в чём-то, конечно, идеализированный образ, но впечатление производит весьма конкретное. Впрочем, у фильма есть продолжение - "Возмездие", снятое по второй части романа Симонова.

советские машины перегруза не боялись
советские машины перегруза не боялись

Ввиду отъезда хэштегов на починку, предлагаю, например, закинуть стольничек вечнодеревянных, если обзор понравился. Ну или лайк поставить - что тоже нефигово.