"Тут уж не до репортажей"
Говорить про советское кино едва ли не тяжелее, чем про культовые киношки в целом. И, нет, дело не в том что я как-то там с пренебрежением к советскому кинематографу отношусь, как могло бы показаться. Были там и шедевры, и откровенная халтура на заказ - как и в любой другой национальной киношной индустрии. Просто всегда есть риск наткнуться на волну воплей от граждан с синдромом утёнка и перекосом в голове. Но, я таки попробую... и, да, сегодняшний фильм основан на книге, которую я начинал читать, но не осилил. Так что никаких сравнений - восприятие вот чисто по тому, что есть в кадре.
Репортёра Ивана Синцова война застала прямо в ходе командировки - бардак, неразбериха, где кто, и куда делась редакция - поди ещё пойми! Хорошо, попались хоть какие-то знакомые, указавшие куда топать и кого спрашивать. Там, правда, по пути выяснилось, что и топал не туда, и отвечать особо некому - но раз уж пошло такое дело, материал-то можно собирать буквально где угодно! Да и со временем как-то журналистский зуд уступил место фронтовой жизни, а репортёр весьма умело перековался в политрука - и толку больше, и самому не так неловко перед окружающими. Ну, это пока не случилась типичная для войны дурацкая нелепость... так что Синцову пришлось всем вокруг доказывать, что он не дезертир, а все вокруг и рады бы поверить - но где документы? А чёрт их не знает, где документы - получил ранение, очнулся чуть ли не в исподнем - и ничего при себе нет!
Вот тут давайте сразу вот о чём - мало того что фильм советский, и в принципе не очень-то ориентированный на какой-либо экшон, так он ещё и из шестидесятых - тогда в том же Голливуде снимали плюс-минус такое же. Это чтобы вопросов не возникало, а чё эт тут сплошная болтовня и толком ничего не происходит? Ну - учимся добывать сюжет из диалогов, немых сцен, и скупых зарисовок... фантазию тренируем, ёлы-палы! Впрочем, конечно, фильм совсем немного не об этом, и я тут скорее иронизирую на фоне совсем недавно попадавших под разбор историй. Тут даже не про трансформацию человека через войну - Синцов не сказать чтобы как-то серьёзно изменился за три часа хронометража. Он как был храбрым, рассудительным и самоотверженным, так таким и остался, не завалившись, кстати, и под выпавшей на его долю несправедливостью.
Тут бы, конечно, начать что-то в духе "гвозди бы делать из этих людей!" - но есть у фильма один нюанс - он всё-таки несколько идеологизированный. Да, время от времени проговариваются мысли о перегибах на местах, о некоторых косяках, допущенных отдельными гражданами - это есть. Но всё рано или поздно упирается в максиму, мол люди разные, но Партия всегда безоговорочно права. Хотя, довольно странно бы было ожидать от советского фильма о войне, отгремевшей всего-то двадцать лет назад, каких-то немыслимых откровений, где, кто и чего прощёлкал по факту. Уже то, что такие мысли в принципе допускались и даже озвучивались - неслабое такое достижение, хотя тут я опять же - не могу сказать, где заслуга фильма, а где - первоисточника.
Интереснее другое - при практически полном отсутствии внятных каких-то батальных сцен, смотрится кино довольно ровно. Хотя, может быть, потому оно так ровно и смотрится, без провисаний, что держится в основном на диалогах? Несколько пафосных, кстати, но особо какого-то переигрывания тут нет, что для советского кинематографа даже чутка необычно. 7 из 10 поставить - вполне так заслуженно, ну потому что есть у фильма какая-то едва заметная рваность и сумбурность - не сразу понимаешь, о чём и о ком будет речь, будто часть материала из довольно объёмного хронометража, успели понарезать. Ну и да - отдельный номер, это заместитель комбрига, а потом комбриг, да и вовсе генерал, Серпилин в исполнении Анатолия Папанова. Тоже, в чём-то, конечно, идеализированный образ, но впечатление производит весьма конкретное. Впрочем, у фильма есть продолжение - "Возмездие", снятое по второй части романа Симонова.
Ввиду отъезда хэштегов на починку, предлагаю, например, закинуть стольничек вечнодеревянных, если обзор понравился. Ну или лайк поставить - что тоже нефигово.