Александр Евгеньевич Махов – выдающийся российский литературовед,
работавший в различных областях филологического знания (история поэтики, медиевистика, эстетика немецкого романтизма, история русской литературы Золотого века). Один из крупнейших отечественных специалистов в области эмблематологии, особое внимание в своих трудах он уделял интермедиальным связям литературы с другими видами искусства, выявлению общих закономерностей в поэтике вербальных и
невербальных текстов. Отличительные черты научного стиля А. Е. Махова – классическая стройность и ясность изложения, академическая точность, строгая научная достоверность, энциклопедическая широта и глубина теоретических обобщений. А.Е. Махов на протяжении многих лет работал в Отделе классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. А.Е. Махов – автор
около 400 научных работ, в том числе восьми монографий; среди них: «Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике» (2005), «Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии» (2006), «Средневековый образ: между теологией и риторикой» (2011), «Эмблематика. Макрокосм» (2014) «Реальность
романтизма. Очерки духовного быта Европы на рубеже XVIII-XIX веков» (2017).
Монографии
- Ранний романтизм в поисках музыки. М.: Лабиринт, 1993—126 с.
- Hortus daemonum. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. — М.: Издательство Кулагиной — Intrada, 1998 (2-е изд., испр. и доп. — 2007) — 320 с.
- Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. — М.: ИНИОН РАН — Издательство Кулагиной — Intrada, 2005—224 с.
- Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии. — М.: Издательство Кулагиной — Intrada, 2006—416 с.
- (совместно с М. Л. Бутовской, И. А. Морозовым) Обнажение языка: Кросс-культурное исследование семантики древнего жеста. Studia naturalia. — М.: Языки славянской культуры, 2008—320 с.
- Средневековый образ: между теологией и риторикой. — М.: Издательство Кулагиной — Intrada, 2011—256 с.
- Эмблематика. Макрокосм. М., 2014
Статьи, рецензии, переводы, микромонографии
- более 50 статей в изданиях «Западное литературоведение XX века. Энциклопедия» (М., 2004) и «Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель» (М., 2010).
- (совместно с Е. А. Гришиной) Формулы в составе текста (к анализу новгородской берестяной грамоты № 605) // Балто-славянские исследования. 1985. М., 1987 — с. 209—221
- Черед бросать кости: Бог, Николай Маркевич, Лев Толстой, Стефан Малларме, Пьетро Чероне, Пьер Булез, Джексон Поллок и другие // Апокриф. Культурологический журнал. № 2. М., 1993 — с. 70—89
- Перевод-присвоение: чужое слово «инкогнито» // Российский литературоведческий журнал, № 3. М., 1993 — с. 13—23
- М. В. Юдина и Теодор Адорно: два пути эстетического «прорыва» // Диалог. Карнавал. Хронотоп, № 3. М., 1999 — с. 118—126
- Якоб Буркхардт и современная гуманитарная мысль: изобретение нового и вечное возвращение // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М.: Наука — Гос. институт искусствознания, 2000 — с. 134—147
- «Есть что-то, что не любит ограждений». Библейская доктрина границы и раннеромантический демонизм // Темница и свобода в художественном мире романтизма. М.: ИМЛИ РАН, 2002 — с. 27—87
- Обнаженный язык дьявола как иконографический мотив // Одиссей. Человек в истории. Язык Библии в нарративе. М.: Наука, 2003 — с. 332—367
- The Devil’s Naked Tongue as an Iconographical Motif // Medium Aevum Quotidianum, № 53. Krems, 2006 — р. 44—72
- Изобретение многозначности: средневековая теория смыслов как этап в истории поэтики // Литературоведческий журнал, № 23. М.: ИНИОН РАН, 2008 — с. 3—31
- Формирование теории лирики как литературного рода (к вопросу о роли музыкальных аналогий в истории поэтики) // Там же — с. 84—110
- Европейская поэтика: темы и вариации // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель. (РАН. ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. Отдел литературоведения). М.: Издательство Кулагиной — Intrada, 2010 — с. 7—72
- Веселовский — Курциус: историческая поэтика — историческая топика // Вопросы литературы. 2010. № 3. — с. 182—202
- «…In diversas figuras nequitiae»: Devil’s Image from the Viewpoint of Rhetoric // Angels, Devils. The Supernatural and Its Visual Representation. Edited by G. Jaritz. (серия CEU Medievalia, Vol. 15). Budapest; New York: Central European University, Department of Medieval Studies, 2011 — p. 29—49
- «Историческая топика»: раздел риторики или область компаративистики? // Вопросы литературы. 2011. № 4. — с. 275—289
- The Structure of Medieval Images and the Birth of polyphony // Ritual, Images and Daily Life. The Medieval perspective. Ed. by G. Jaritz. Wien; Berlin: Lit Verlag, 2012 — p. 221—229
- Свойства зверя: от античной «естественной истории» к ренессансной эмблематике // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве. Материалы конференции. М.: Intrada, 2012 — c. 84—96
- Подражание против гармонии: «Музыкальный словарь» Ж.-Ж. Руссо в контексте поэтики // Литературоведческий журнал, № 31. М.: ИНИОН, 2012 — c. 21—38
- Структура средневекового образа и изобретение полифонии // Одиссей. Человек в истории: альманах. 2010—2011. Ин-т всеобщей истории РАН. М.: Наука, 2012 — c. 117—143.