Найти в Дзене
Один Век Назад

На гране ядерной войны!

Все мы знаем о губительном воздействии ядерного оружия. Одна бомба оставляет лишь тени людей на местах где те стояли, сейчас хо елось бы рассказать вам о человеке, благодаря которму мы все живы! Петров Станислав Евграфович В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным на командном пункте космической системы обнаружения стартов ракет в Серпухов-15 (100 км от Москвы). В это время холодная война находилась на своём пике: всего за три с половиной недели до того Советским Союзом был сбит нарушивший границу южнокорейский пассажирский «Боинг-747». На КП поступала информация от принятой на вооружение годом раньше космической системы раннего предупреждения «Око». Во время дежурства Петрова 26 сентября система сообщила о запуске межконтинентальных баллистических (МБР) ракет с американской базы. Проанализировав информацию («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из нескольких МБР) и донесения «визуальщиков» — офицеров, отслеживаю
Оглавление

Все мы знаем о губительном воздействии ядерного оружия. Одна бомба оставляет лишь тени людей на местах где те стояли, сейчас хо елось бы рассказать вам о человеке, благодаря которму мы все живы!

Петров Станислав Евграфович

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным на командном пункте космической системы обнаружения стартов ракет в Серпухов-15 (100 км от Москвы). В это время холодная война находилась на своём пике: всего за три с половиной недели до того Советским Союзом был сбит нарушивший границу южнокорейский пассажирский «Боинг-747». На КП поступала информация от принятой на вооружение годом раньше космической системы раннего предупреждения «Око».

Во время дежурства Петрова 26 сентября система сообщила о запуске межконтинентальных баллистических (МБР) ракет с американской базы. Проанализировав информацию («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из нескольких МБР) и донесения «визуальщиков» — офицеров, отслеживающих воздушное и космическое пространство на экранах видеоконтрольных устройств и не зафиксировавших стартов каких-либо ракет, подполковник Петров решил, что это ложное срабатывание системы, и передал соответствующее оповещение по цепочке командованию. Командующий войсками противоракетной и противокосмической обороны генерал-полковник Юрий Всеволодович Вотинцев, прибыв на КП, доложил о ложном срабатывании системы главкому Войск ПВО страны, а также министру обороны Д. Ф. Устинову.

По мнению главного научного сотрудника ИМЭМО Владимира Дворкина, оценивая поступок С. Е. Петрова и придавая ему такую значимость «практически никто не подчеркивал ключевого фактора в принятии решения о запусках ракет: такое решение могло быть принято исключительно на основании информации от второго эшелона СПРН, то есть данных наземных радиолокаторов (РЛС), определяющих масштаб, траектории ракет и цели, по которым и формируется сигнал „Ракетное нападение“. И если бы даже Верховный Главнокомандующий сидел на „ядерном чемоданчике“, он никогда не принимал бы катастрофических решений по информации „Старт ракет“ от космического эшелона».

Что с ним было в дальнейшем?

-2

Из-за военной секретности и по политическим соображениям действия Петрова стали известны широкой общественности только в 1991 году, когда в еженедельнике «Совершенно секретно» был опубликован очерк журналиста Дмитрия Лиханова о подвиге С. Е. Петрова, написанный на основе интервью генерала-полковника Ю. В. Вотинцева (во время описываемых событий — командующий Войсками противоракетной и противокосмической обороны ПВО МО СССР), состоявшегося в конце 1990 года. Впоследствии Ю. В. Вотинцев отразил события и в своих собственных воспоминаниях.

После выхода в отставку (в 1984 году) С. Е. Петров жил и работал в подмосковном Фрязино.

Станислав Петров умер 19 мая 2017 года в возрасте 77 лет. Журналист Дмитрий Лиханов сообщил об этом в своём аккаунте в Facebook 23 мая. Новый очерк о Петрове вышел в журнале «Родина» в августе, 14 сентября со ссылкой на журнал информацию перепубликовала региональная немецкая газета WAZ, сообщившая, что в своей квартире в Подмосковье умер Станислав Петров — советский офицер, который в 1983 году мог отдать приказ о нанесении атомного удара по территории США. 16 сентября об этом написало латвийское русскоязычное интернет-издание Meduza, 18 сентября вышли публикации в The New York Times и Би-би-си