Найти в Дзене
Джейн Дэй

Позор Ники

В семидесятые годы в Казахстане невозможно было купить гимнастический купальник.

Нике первый трикотажный купальник, который уже прошёл крым и рым, отдала соседская девочка, далёкая от гимнастики. Во дворе сидели девчонки, и каким-то образом разговор коснулся именно спортивных купальников. Ника жаловалась, что нигде не может найти.

- Да у меня есть, - вдруг сказала Ирка. – Не новый. Мне уже не нужен. Я тебе отдам.

Ника не удивилась бы так остро, если бы рядом разверзлась земля. Слова соседки по дому подбросили Нику подобно пружине, потому что второй месяц ходила на тренировки в сплошном купальнике для плавания и страшно стыдилась этого и страдала.

Когда из рук Ирки в руки Ники перешёл маленький синий комочек трикотажа, не хватало лишь видеокамеры: более счастливого человека со сверкающими от слёз радости глазами трудно было представить. Неловко благодаря, Ника прижимала к груди драгоценный дар. Тут же побежала домой, развернула, померяла.  Восторженно крутилась перед зеркалом. Потом разглядела, что дырки под мышками были схвачены грубыми швами. Ника лишь покачала головой, удивляясь неряшливости того неизвестного человека, который это сделал. Распорола толстые нитки, выбрала самую тонкую иголку и аккуратно зашила каждую отдельную дырку и прореху так, что было почти не заметно швов. Её никто не учил этому. Сказалась природная аккуратность во всём.

Раньше не было красивых современных купальников, рады были хоть какому.
Раньше не было красивых современных купальников, рады были хоть какому.

Девочка с огромным удовольствием занималась семь месяцев. Она оказалась в числе самых способных. И сама видела это, когда у неё быстро и правильно получалось то, что другие совсем не могли, когда её прыжки были явно выше, а растяжка и гибкость удивляли, и тренер хвалила. Раз мама собралась навестить свою знакомую, и, поскольку та жила рядом со спортзалом, зашла за дочерью. Все уже расходились. Тогда Зоя Фёдоровна в присутствии Ники и поговорила с мамой.

- У вашей дочери очень хорошие данные для гимнастики. Её ждёт большое будущее. Вы помогайте всеми силами.

Мама кивала головой.

- А ты, - тренер обратилась к Нике, - не особо слушай похвалы. Как только перестанешь трудиться, потеряешь всё.

Нике такие советы были не нужны, она и так всё делала с полной отдачей, даже там, где и нужды особой не было.

На первый набор брали всех, кто пришёл, поэтому неудивительно, что большинство занималось просто, чтобы что-то делать. О достижениях в спорте они и не мечтали.

После восьми месяцев Ника и пять девочек выполнили первые разряды и начали учить программу кандидатов в мастера спорта. Только на соревнования им выдавали от спортклуба настоящие купальники: голубого цвета с белой полосой на v-образном вырезе.  Как выдавали, так и забирали, до следующих выступлений.

В это время Зоя Фёдоровна решила провести открытый урок для родителей, которые мечтают посмотреть на своих детей.

Мама Ники тоже выказала желание, отпросилась с работы, чего не делала никогда.

Начав собираться, Ника достала свой видавший виды купальник и... о, ужас!  Аккуратные и незаметные швы под мышками были вырезаны, а на их месте «красовались» огромные заплаты из ткани, не совпадающей ни по цвету, ни по типу.  Мама постаралась! Она любила, да нет, скорее, была вынуждена ставить заплаты на носках отца, на гамашах, своих и дочери, даже на простынях. Увидев купальник Ники, решила сделать доброе дело и, недолго думая, сделала.

Вынести такой позор Ника не могла. Много позже она поймёт, что можно было подойти к тренеру и   открыто сказать: «Зоя Фёдоровна, смотрите, какой кошмар! Что делать?». Умная женщина что-нибудь придумала бы, чтобы скрыть заплаты. Но тогда Ника была ещё очень стеснительная и скрытная. Свободно общаться с тренером – нет, это не про неё.

Она выбрала единственный на её взгляд выход: пропустить открытый урок, где участвовала во всех упражнениях, то есть подвести многих. Это было для неё подобно удару ножом, но другого решения ребёнок не нашёл, а помочь было некому. Через час вернулась мать, не нашедшая свою дочь в спортзале.

- Мама, как ты могла понаставить эти заплаты! Кто тебя просил? – рыдала Ника.- А чем они помешали тебе? – искренно не понимала мама.

- Да они же совсем другого цвета и огромные! Ведь мы постоянно поднимаем руки, все бы смотрели и смеялись надо мной!

- Да так всем и нужна именно ты!

«Зачем им дети? Я же мешаю, я не нужна», - думая о родителях, терзалась в маленькой тёмной кладовке Ника, на которую обрушилось сразу два горя: она подвела любимого тренера и дорогих для неё девчонок, а мать не поняла, что виновата в этом.

А уж сцену, когда на следующей тренировке Зоя Фёдоровна выстроила в линию группу и сказала Нике много резких слов о предательстве, Ника запомнила навсегда. И даже тогда не осмелилась открыть правду, слушала и молчала, приказав себе выдержать всё, потому что знала: она не предатель, так получилось не по её воле, она - без вины виноватая.