Найти тему
Кино и книги

"Княгиня Ольга, Богдан Хмельницкий и монголо-татарское нашествие": 3 забытых советских фильма об истории государства Российского

Оглавление

По свидетельству Пушкина русское общество заинтересовалось своими корнями после выхода в 1818 г. первых томов "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Полагаю, что в советское время значительные события истории больше всего запоминали по художественным фильмам. В школе, конечно, тоже изучали, но на экране все выглядит как-то живее и увлекательнее.

Предлагаю перелистать некоторые страницы прошлого при помощи красочных фильмов производства Киевской студии им. Александра Довженко.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Легенда о княгине Ольге" 1983 г.

1015 г. В Киеве умирает четвертый единодержавный властитель русской земли - Великий князь Владимир. Умирает долго и тяжело, то впадая в беспамятство, то возвращаясь в реальный мир. Перед смертью он просит привести в палаты своего коня - попрощаться, но ругает слуг, исполнивших его желание: это не тот конь, его конь белый - Облак.

В памяти князя смешиваются прошлое и настоящее. Он хочет видеть своего первого коня, подаренного отцом, принадлежавшего раньше княгине Ольге. Незаконный сын Святослава и ключницы Малуши считался сыном рабыни и лишь по дружбе немого конюха впервые сел на Облака, за что подвергся насмешкам княжеского гонца Виверы.

Кадр из фильма "Легенда о княгине Ольге". Немой конюх (Михаил Голубович).
Кадр из фильма "Легенда о княгине Ольге". Немой конюх (Михаил Голубович).

Владимир ответил обидчику, что он - сын князя, за что вскоре предстал перед грозным отцом, но Святославу понравился гордый и грамотный подросток. Конь умершей Ольги перейдет к ее младшему внуку, но прежде чем получить его, а затем и княжение в Новгороде, Владимир должен пройти испытание: год прожить в лесу, в одиночестве, с самыми скудными средствами.

Кадр из фильма "Легенда о княгине Ольге". Святослав признал Владимира.
Кадр из фильма "Легенда о княгине Ольге". Святослав признал Владимира.

Фильм "украинского поэтического кино" режиссера Юрия Ильенко, по-моему, получился вершиной жанра. Что греха таить, картины этого направления, при всей визуальной живописности и музыкальности, часто страдают растянутостью сюжета.

"Легенда о княгине Ольге" не производит такого впечатления, возможно, потому, что наряду с княжескими интригами, центром которых становится Владимир, в ней происходит своеобразное расследование. Младший внук Ольги пытается понять какой была его бабка, чью жизнь князь Святослав поручает описать христианскому монаху Арефе.

Кадр из фильма "Легенда о княгине Ольге". Грек Арефа (Дмитрий Миргородский) и князь Святослав (Лесь Сердюк).
Кадр из фильма "Легенда о княгине Ольге". Грек Арефа (Дмитрий Миргородский) и князь Святослав (Лесь Сердюк).

Летопись Арефы рассказывает о жестокой язычнице, умилосердившейся от сошествия благодати, рассказ Малуши - о девушке, лишившейся любимого, обвинения древлянина - о мстительной княжеской вдове. Есть лишь легенда о княгине Ольге. Почему же ее помнят люди? Ольга - собирательница земли Русской. Перед смертью Владимир сознает, что может уйти спокойно, поскольку продолжал ее дело.

Кадр из фильма "Легенда о княгине Ольге". Явление Владимиру умерших Арефы и Ольги.
Кадр из фильма "Легенда о княгине Ольге". Явление Владимиру умерших Арефы и Ольги.

Картина противопоставляет гармоничную жизнь людей, природы борьбе за власть и социальному неравенству. Прекрасны картины купальской ночи, когда расцветает любовь Ольги и Руса, общение Владимира с Облаком, воплощающим совершенство естества. Как укор совести не оставляет умирающего князя образ белого коня: предал друга - отдал в подарок новгородцам, ради налаживания отношений.

В фильме много хороших актеров, но наиболее удалась, на мой взгляд, роль князя Святослава в исполнении Леся Сердюка. Храбрый, честный, прямой, то суровый, то веселый герой вызывает симпатию. Имена Святослава, князя-военачальника, и Ольги-правительницы связаны в истории.

"Великие Князья до времен Ольгиных воевали, она правила Государством. Уверенный в её мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицы." - пишет о них Карамзин ("История государства Российского" т I., гл. VII).

В фильме снимались: Людмила Ефименко (княгиня Ольга), Ваня Иванов (князь Владимир в юности), Иван Миколайчук (Владимир в старости), Константин Степанков (воевода Свенельд), Иван Гаврилюк (Рус, возлюбленный Ольги), Дмитрий Миргородский (грек Арефа), Николай Олялин (Вещий Олег) и другие.

"Захар Беркут" 1971 г.

1241 г. После смерти князя Владимира единовластию пришел конец. В XIII в. страна разделена на княжеские уделы. В карпатских землях, лежащих во владениях Даниила Галицкого, еще сильны старые общинные порядки и даже крещение не везде принято жителями полонин.

В одном из селений правит совет общины - вече, а, по сути, старейшина Захар Беркут. У него два сына - старший Любомир и младший Максим. Обряд посвящения Максима показан в прологе. Юноша становится в узкую выемку скалы и односельчане с завязанными глазами бросают в него камни. Вероятно, это испытание храбрости для признания молодого человека взрослым мужчиной.

Кадр из фильма "Захар Беркут". Захар Беркут (Василий Симчич).
Кадр из фильма "Захар Беркут". Захар Беркут (Василий Симчич).

В следующем эпизоде мы видим Максима во главе посольства. Князь Галицкий посадил на земли общины боярина Тугара Вовка. Однако крестьяне не решили стоит ли признавать его хозяином. С одной стороны - их устраивает привычный уклад жизни, с другой - скоро докатятся волны монголо-татарского нашествия. Год назад хан Батый захватил Киев. Кочевники могут прийти и сюда, а посланец князя все же - воинский человек.

Максим прислан пригласить боярина на вече. Тот, имея грамоту на владение землей, несерьезно относится к выдумкам смердов. Впрочем, Тугар Вовк в хорошем настроении и соглашается прийти на сход в обмен на услугу. Он хочет взять Максима проводником на охоту в здешних лесах. Молодой человек, которому понравилась дочь боярина Мирослава, соглашается.

Кадр из фильма "Захар Беркут". Мирослава (Антонина Лефтий).
Кадр из фильма "Захар Беркут". Мирослава (Антонина Лефтий).

Экранизация снята по мотивам одноименной повести Ивана Франко. Украинским школьникам, которые смотрят фильм вместо чтения книги, заданной по программе, я бы так поступать не советовала, поскольку сюжеты не всегда совпадают. У Франко Максим остается жив, а боярин-предатель погибает. У сценариста Дмитрия Павлычко и режиссера Леонида Осыки - наоборот.

Образ вождя общины Захара Беркута тоже претерпел изменения. Если в книге он точно - демократ и его авторитет держится на многочисленных умениях и образовании, то в фильме Захар о совместных решениях много говорит, но настаивает всегда на своем.

Особенно это заметно в финале, когда одни его соратники молчат, другие умоляют спасти Максима и выпустить татар из ловушки, но старик остается непреклонен. Любомир, добровольно уходя разделить судьбу брата, на мой взгляд, предпринимает последнюю попытку переубедить отца. Оба ведут себя как герои, но чья позиция правильнее, сказать трудно.

Кстати, мужество проявляют не только русины, но и некоторые из захватчиков: смерть переводчика, идущего навстречу прибывающей воде, и стойкость Бурунды, неподвижно медленно погружающегося на тонущем плоту - впечатляют. Остальные-то, конечно, галдят и судорожно хватают каждый глоток воздуха.

Кадр из фильма "Захар Беркут". Хан Пета (Болот Бейшеналиев) и Бурунда (Борислав Брондуков).
Кадр из фильма "Захар Беркут". Хан Пета (Болот Бейшеналиев) и Бурунда (Борислав Брондуков).

Центральным смысловым моментом картины является спор Максима об обществах, построенных на рабстве и свободе, с ханом Петой в блистательном исполнении Болота Бейшеналиева. Эпизод с взятием города также отсутствует в повести Франко и напоминает случай, приведенный у Карамзина.

"Батый — узнав, что Князья южной России находятся в Венгрии, — пошел в область Галицкую и Владимирскую; осадил город Ладыжин и, не умев двенадцатью орудиями разбить крепких стен его, обещал помиловать жителей, если они сдадутся. Несчастные ему поверили, и ни один из них не остался жив: ибо Татары не знали правил чести и всегда, обманывая неприятелей, смеялись над их легковерием." (История государства Российского т. IV , гл. I).

В ролях: Василий Симчич (Захар Беркут), Максим Беркут (Иван Гаврилюк), Антонина Лефтий (Мирослава), Константин Степанков (боярин Тугар Вовк), Борислав Брондуков (Бурунда), Иван Миколайчук (Любомир), Федор Панасенко (Дмитро Вояк), Владимир Прокофьев (толмач) и другие актеры.

"300 лет тому..." 1956 г.

1648 г. По широкой украинской степи скачут впереди небольшого отряда три всадника. Это гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий, его сын Тимош и сподвижник Мужиловский. Они останавливаются, чтобы расстаться. Мужиловского гетман отправляет послом к русскому царю, а Тимоша - заложником к турецкому хану, в обмен на четырехтысячный отряд Тугай-бея.

Кадр из фильма "300 лет тому...". Тимофей Хмельницкий (Юлиан Панич).
Кадр из фильма "300 лет тому...". Тимофей Хмельницкий (Юлиан Панич).

После первого поражения от поляков хан имеет право отрубить голову молодому Хмельницкому, поэтому прощаются отец и сын трогательно. К отряду подъезжает полковник Богун, привезший гетману Войска Запорожского весть о том, что коронный гетман королевского войска Николай Потоцкий выступил против них и движется по Украине, сжигая села и деревни потенциальных бунтовщиков.

С крепостных стен Корсуни смотрят на пылающие окрестности Потоцкий и его свита. Бискуп (епископ) Леонтовский произносит речь о каре схизматикам (схизматиками - отклонившимися от истинного христианства считают друг друга обе стороны). Он предлагает воспеть в стихах деяния Потоцкого Брониславу Оржельскому, послу короля и поэту.

Кадр из фильма "300 лет тому...". Бронислав Оржельский (Василий Лановой).
Кадр из фильма "300 лет тому...". Бронислав Оржельский (Василий Лановой).

Юноша-гуманист, едва сдерживающий отвращение к происходящему, уклоняется от ответа, а на такую же просьбу Гелены Чаплинской, бывшей яблоком раздора в распре Хмельницкого с ее нынешним мужем, напоминает, что она совсем недавно была близка с опальным гетманом. Епископ-иезуит, которому варшавский интеллигент очень не нравится, пытается вызнать у Гелены, что он сказал, но та предпочитает помалкивать.

Восхищенный голосом кобзаря Андрея Журбы Оржельский признается ему в своем сочувствии борьбе хлопов, но между польским шляхтичем и крепостным рабом Потоцкого, купленным за трех породистых собак, полного доверия быть не может.

Кадр из фильма "300 лет тому...". Андрей Журба (Сергей Дворецкий).
Кадр из фильма "300 лет тому...". Андрей Журба (Сергей Дворецкий).

Чтобы оповестить короля и сейм о принятых мерах Потоцкий посылает Оржельского осмотреть подземелья Корсуни, где содержатся захваченные бунтовщики. Пройдя по ужасным подвалам в сопровождении палачей, увидев приготовленную для Хмельницкого камеру, наподобие "Железной девы", впечатленный Бронислав двусмысленно произносит: "Теперь я верю, что скоро и очень скоро Хмельницкий будет здесь!"

Поскольку до Хмельницкого Карамзин свою историю не дописал, обратимся к "Истории с древнейших времен" С.М. Соловьева: "13 апреля двинулся передовой отряд польских войск Днепром и сухим путем... предводителями были козацкий комиссар Шемберг и сын коронного гетмана Степан Потоцкий. 22 апреля выступил и Хмельницкий из-за Запорожья с осьмитысячным отрядом; Тугай-бей шел за ним с татарами; держали путь к устью Тясмина, к потоку Желтые Воды...5 мая у Желтых Вод встретился Хмельницкий с сухопутным польским войском, и после трехдневной битвы (5, 7 и 8 мая) поляки потерпели страшное поражение, так что и десятка их не успело спастись бегством. Покончивши с молодым Потоцким, который умер от ран в плену, Хмельницкий двинулся навстречу к старому, сошелся с ним 16 мая у Корсуня и поразил наголову: оба гетмана — коронный великий Потоцкий и польный Калиновский — попались в плен и были отосланы к хану в Крым..."

Нам покажут и битву при Желтых водах, и взятие Корсуни, и Переяславскую раду. Фильм, поставленный на основе пьесы Александра Корнейчука "Богдан Хмельницкий", от исторической реальности заметно отклоняется, рисуя Хмельницкого однозначным сторонником России.

На самом деле он достаточно долго метался между возвращением на более выгодных условиях под власть польского короля или принятием подданства турецкого, крымского и, наконец, русского. Это отражено даже в его речи на Переяславской раде. Однако, так или иначе, территория Левобережной Украины с Киевом присоединилась к Российской империи.

Помимо политических событий в картине есть любовная линия полковника Ивана Богуна и девушки Соломии, выступающей в роли связного между Хмельницким и Андреем Журбой, который, оказывается не только певец, но и "засланный казачок", по известному выражению из "Неуловимых мстителей".

Кадр из фильма "300 лет тому...". Прощание Соломии с матерью перед уходом в тыл врага.
Кадр из фильма "300 лет тому...". Прощание Соломии с матерью перед уходом в тыл врага.

Интриги и тайные агенты занимают на экране не меньше места, чем батальные эпизоды. Уже и бой идет в крепости Корсунь, а палачи все пугают раскаленным железом привязанную Соломию. Что значит увлечение своей профессией! К художественному воображению Корнейчука относится и попытка отравления Хмельницкого подосланной иезуитами Геленой. Тем не менее такие приключения оживляют сюжет, как и находчивые выходки старого казака в сражении за Корсунь.

Кадр из фильма "300 лет тому...". Богдан Хмельницкий (Виктор Добровольский) и Гелена (Галина Кравченко).
Кадр из фильма "300 лет тому...". Богдан Хмельницкий (Виктор Добровольский) и Гелена (Галина Кравченко).

Впечатляет подвиг Андрея Журбы, пожертвовавшего жизнью ради победы соратников, и трагическая линия шляхтича Оржельского, вынужденного сражаться не на той стороне, к которой влекут его чувства. В исполнении юного красавчика Василия Ланового эти переживания выглядят особенно трогательно.

Картина яркая, красивая, с качественным музыкальным сопровождением. Патетическая, конечно, но в 50-е годы преобладал такой стиль. Во всяком случае мне она больше понравилась, чем "Богдан Хмельницкий" 1941 г., масштабный, но по игре суховатый. И Гелена там злая, а здесь - женщина со своей трагедией: и Хмельницкого любит, и иезуитов боится. Вообще, Лановой перевешивает все, жаль, что его персонаж появляется, в основном, в начале фильма.

В ролях: Виктор Добровольский (Богдан Хмельницкий), Юлиан Панич (Тимофей), Евгений Самойлов (Иван Богун), Наталья Ужвий (Варвара), Елена Добронравова (Соломия), Сергей Дворецкий (Андрей Журба),Владимир Белокуров (Лизогуб, войсковой писарь, изменник), Альфред Ребане (гетман Потоцкий), Роберт Клявин (бискуп Леонтовский), Галина Кравченко (Гелена), Антон Дунайский (старый казак), Владимир Иванов (царь Алексей Михайлович), Сергей Филиппов (флорентийский монах) и другие актеры.

Надеюсь, вам понравятся предложенные мною картины. Приятного досуга! Смотрим кино, читаем книги, в том числе и исторические! Предыдущая подборка фильмов на похожую тему: "Роковые страсти в украинском селе": 3 забытых интересных советских фильма Киевской киностудии".

-14