В музыкальных кругах бытует миф о том, что продюсер - это человек, который полностью контролирует процесс создания музыки, в буквально смысле не давая творческой свободы своим подопечным. Одним из людей, что создали подобный миф по праву может считаться Фил Спектор, который начал свою карьеру с подростковых коллектив, а закончил продюсером работавшим с участниками группы Beatles, и фактически собравшим воедино их последний выпущенный альбом Let It Be.
Girls-бэнды и "Стены звука".
Спектор начал свою музыкальную карьеру ещё в 1958 году, когда стал одним из создателей коллектива The Teddy Bears, где был гитаристом и автором песен. Написанная им в "To Know Him Is To Love Him" заняла первую строчку чартов США, сделав его группу национально-известным актом. Однако амбиции исполнителя не ограничивались группой и через год он покинул её. Он основал собственный лейбл Philles Records и принялся искать исполнителей для него.
И неожиданно Спектор нашёл золотую жилу, а именно - подростковые группы. Первой такой группой стала The Crystals. Спектор придерживался чёткой формулы, уделяя особое внимание первому куплету и припеву и пуская остальные части песни на самотёк. Итогом стала песня "He's Rebel", которая достигла первой строчки чартов США. Примечательно, что хоть исполнителями и были отмечены Crystals, однако песню исполнили другие девушки.
"He's Rebel" не только принесла Спектору невероятный успех, но и развязала ему руки как продюсеру. С этого момента Спектор дорабатывает свою технику записи музыки. Она получила название "Стена звука" и заключалась в многократном наложение инструментов. Получавшийся таким образом звук был плотным и напористым, а инструментал гармонично сплетался, практически не давая вычленить фоновые его составляющие. Добавить к этому оркестровое звучание композиций Спектора и получится конвейер по производству хитов.
Важнейшей записью Спектора стала "Be My Baby" для новой девичьей группы Ronnetes. Сессии записи песни были очень напряженныё, однако когда они закончились результат был невероятен. Песня стала хитом, а музыкальная критика и пресса до сих пор отзывается о ней, как одной из самых важных записей в поп-музыке. Услышав эту песню, Брайан Уилсон (лидер группы Beach Boys) был настолько поражён, что почти всё свободное время слушал эту песню на повторе, а технику "стены звука" взял на вооружение для своих записей.
Уход из шоу-бизнеса и продюсирование Beatles.
Однако самому Спектору девичьи коллективы уже достаточно приелись и он обратил внимание на соул-сцену середины 60-х. Он спродюсировал запись группы The Righteous Brothers "You've Lost That Lovin' Feelin" (что стала очередным хитом Спектора) и "River Deep - Mountain High" Ike & Tina Turner. Однако последняя не удовлетворила ожиданий Спектора, в связи с чем он на время принял решение оставить шоу-бизнес.
Неожиданно в конце 60-х Спектор получил в руки материалы невыпущенного альбома Beatles "Get Back" и по просьбе Джона Леннона и Джорджа Харрисона начал работать с материалом альбома. Звучание альбома было серьёзно изменено наложениями "стены звука", а также изменением аранжировок. Итоговый альбом получил название "Let It Be" и был выпущен как последний официальный альбом группы Beatles. И если Джордж и Джон не имели претензий к работе Спектора, то вот у Пол Маккартни критически отнёсся к вышедшему материалу (особенно к наложениям на песне "The Long And Winding Road"). Его мнения также разделила пресса, что окрестила альбом "картонным надгробным памятником группы Beatles".
Однако Джордж Харрисон и Джон Леннон продолжили работу с Филом Спектором и в своей сольной карьере. Спектор был продюсером тройного альбома Джорджа Харрисона, а также альбома Леннона "Imagine". Однако нрав Спектора не позволил долго работать с бывшими битлами. Во время одной из сессий "Imagine" Спектор выстрелил в потолок, чем не на шутку перепугал Леннона. Выходки Спектора продолжались и в дальнейшем при работе с Ramones и Леонардом Коэном, а также при работе с его студийными музыкантами. И пока Спектор продюсировал хиты, никто ничего не мог с этим сделать.
Падение популярности и тюремное заключение.
Но уже к 80-м карьера Спектора пошла на спад. Его продюсерские работы перестали приносить существенные доходы, а его "подручные" исполнители покинули его из-за характера продюсера. Усугубило всё и ужасное отношение Спектора к его жене - Ронни Спектор (вокалистка девичьей группы Ronnetes), которую тот активно изводил держа взаперти у себя в особняке, что в конце-концов привело к её побегу и крупному бракоразводному процессу, который Спектор проиграл и был вынужден выплатить жене огромную сумму.
Закончил же Спектор совсем печально. В 2003 году он стал фигурантом дела об убийстве актрисы Ланы Кларксон. Процесс длился целых 6 лет, но в итоге Спектор был приговорён к заключению. Жизнь продюсера оборвалась в тюрьме, где в 2021 году он умер от осложнений вызванных коронавирусом.
Несмотря на то, что нрав Спектора чаще всего приводил к разрыву с его подопечными, можно с уверенностью сказать. что именно он сформировал образ продюсера, как того, кто контролирует каждый аспект студийной записи и того, кто продвигает исполнителей и пишет им материал. Что, к слову, ни капли не уменьшает вклад Спектора в развитие рок-музыки 20 века, делая его одним из самых успешных продюсеров в истории.