"Парк юрского периода" - настолько прибыльная франшиза Universal, что даже финальная часть, качество которой оставляет желать лучшего, собрала больше млрд долларов в прокате. Начал эту серию Стивен Спилберг, снявший первые два фильма, которые были приняты лучше всего. Первый фильм, само собой, ценится больше всех, а также он уже считается культовым.
История создания фильма "Парк юрского периода" 1993 года - это очень интересное и увлекательное путешествие в мир кинематографа, когда он только вступал в разряд громоздких блокбастеров, которые пытались удивить как зрелищем, так и историей. Юрский парк стал настоящим революционером в области спецэффектов, но вы все, наверняка, об этом знаете. Вышло уже очень много всякого контента по "Парку юрского периода", где были разложены по полочкам тонкости съёмок и интересные факты, поэтому моя статья на такую же тему была бы сродни просмотру "Мира юрского периода: Господство" - ужасно однообразной и рассказывающей одно и то же.
Как многим также известно, фильм Спилберга основан на книге Майкла Крайтона, которая была выпущена тремя годами ранее - в 1990. Книга эта сыскала популярность и признание, так как интересный концепт, персонажи, сеттинг и т.д.
Я уже как-то разбирал книгу и сериал "Легенда об Искателе", где пришёл к выводу, что последний многое упростил и ему больше подойдёт термин "лёгкое развлекательное кино". И знаете, "Парк юрского периода" делает то же самое. Несмотря на лёгкую направленность книги, она не просто рассказывает интересную историю, приправленную посылом. Тут ситуация обратная - сначала посыл, который пробрасывается сразу через несколько персонажей, а потом приключенческий экшен в мире динозавров. Если бы Спилберг снимал полноценный ремейк книги, то сейчас мы бы явно не вспоминали с теплотой многие трогательные моменты серии, поскольку в книге такового нет. В нём преобладает жестокость, большинство героев умирают весьма кровавым образом, а концовка остаётся открытой, никакого хэппи-энда.
Но, надо сказать, что экранизация в целом довольно точно переносит страницы книги на экран. Начало в целом у Спилберга не сильно отличается от версии Крайтона - чуть более сокращённое и менее жестокое, разве что. Общая канва сюжета тоже адаптирована точно. Лишь в концовке фильм отошёл от первоисточника, делая итог более однозначным. Но дьявол, как известно, в деталях, так что начнём...
( Статья предназначена для тех, кто видел фильм или читал книгу, если ни с тем, ни с другим произведением вы незнакомы, то вряд ли что-то поймёте).
Книга стартует с небольшой сводки по поводу того, как в мире обстоят дела с генетикой. Автор заостряет своё внимание на том, что добилась эта наука многого.
Затем книга демонстрирует несколько нагнетательных моментов, где самих динозавров не показывают ( не описывают?), но мы можем прочитать кровавые подробности их действий. Первая связана с доктором больницы в Коста-Рике. Туда ей привезли раненого рабочего - его когтями ранило неизвестное животное. Как выяснилось, виновен в этом велоцираптор.
Открывающая сцена фильма, можно сказать, является приквелом той сцены. Рабочего тоже ранит раптор, которого нам так и не покажут.
В этой больнице также свирепствуют прокомпсогнатусы, съедающие новорождённых детей. Такое Спилберг, само собой, показать не мог, а прокопсогнатусов приберёг для сиквела.
Этот вид, собственно, участвует и в следующей новелле, которая не будет сюрпризом, если вы смотрели Парк 1997. Именно эту новеллу сиквел взял за открывающую сцену, хотя в деталях всё равно произведения разнятся.
В книге это просто обычная американская семья, решившая съездить в отпуск, побывать в разных подходящих для этого местах. Таким местом и стал небольшой островок. Девочка тоже гуляла по берегу, неудачно напоровшись на компи.
В Затерянном мире же богатая семья высадилась на Сорну вместе со свитой слуг.
Но новелла в книге не была совсем бесполезной. Врач, помогавший девочке, решил разобраться, что за такая ящерица её покусала. Отправился на то место, нашёл труп компи и отправил через тернии к доктору Гранту.
Затем книга даёт представление о Хаммонде и его острове. И Джон в разных историях совершенно на себя не похож. Фильм - классический добродушный дедуля, который хочет творить добро, показывая всем живых динозавров. Книга - это угрюмый скряга, плюющий на мнение большинства, для него прежде всего существует прибыль от Парка.
В случае с Парком всё несколько иначе. В фильме это остров - довольно большой, и оператор это показал. Книге же понадобилась пара страниц на описание. И тут явно затесалась опечатка, но сказано, что площадь его составляет 56 кв м. Но всё равно отмечается, что объект не очень большой. В книге Нублар - тоже остров, только оттуда напостой кто-то да сбегает. Компсогнатусы бегают чуть ли не по всей Коста-Рике, ещё кто-нибудь из животных чудит. Либо это всё-таки полуостров, либо есть небольшой кусочек земли, соединяющий с материком. Но не проще было сделать как в фильме - максимально обезопасить людей в случае побега животных, чтобы по всей земле не расплодились?
В общем, далее фильм с книгой представляют Алана Гранта и Элли Сэттлер. Хаммонд предлагает им деньги, чтобы парочка посетила его остров. Персонажи в целом перенесены на экран довольно точно, но без вольностей всё равно не обошлось.
Визуально Алан Грант одинаковый. В поведении есть одно изменение - книжный хорошо относится к детям.
Элли Сэттлер ведёт себя похоже, но отличается по возрасту. В книге ей 24, в фильме она ровесница Алана, чтобы сработала любовная линия. В книге никакой любовной линии нет и в помине.
Затем появляется математик Ян Малкольм, помешанный на своей теории Хаоса. В фильме он явно более позитивный и юморной персонаж. Он вскользь проговаривает свои утверждения, сильно на них Спилберг не задерживается. В книге же Малкольм подан чуть ли не единственным здравомыслящим персонажем, который только и делает, что рассказывает мораль сей истории. Под конец он, если честно, уже надоел.
Ещё одним важным персонажем стал Дональд Дженнаро, аналогично претерпевший серьёзные изменения. В фильме это классический неприятный пиджак, которому побольше прибыли, но на простых смертных плевать. Этот Дональд совместил в себе сразу двух персонажей - это скряга Хаммонд и Эд Реджис. С последним его связывает трусость.
В книге же Дженнаро не впечатляет, но и не раздражает. Он не настолько жалкий, как свой знакомый из фильма, а также его не только прибыль заботит. Этот Дональд описывается мужчиной довольно крепким, что явно очень контрастирует с образом, воплощённым Мартином Ферреро.
Для Эдда Реджиса же места в экранизации не нашлось. Как я уже говорил, часть его действий и черт характера перенял Дженнаро. И сначала я подумал, что Спилберг сделал к нему отсылку в Затерянном мире. Там вместе с Голдблюмом и Мур напостой тусовался и ещё один паренёк, которого звали Эдди. И он погиб, будучи разорванным сразу двумя тираннозаврами, которые спасали своего малыша. Его, как мне казалось, прототип, погиб именно от малыша Ти-Рекса. Но на деле у персонажей разная фамилия - Эд Реджис/ Эдди Карр.
В общем, версии фильма и книги прибыли на остров Нублар. И тут первый бьёт прямо в точку. Он сначала не объясняет, а показывает. Культовая сцена с брахиозаврами, до сих смотрящаяся великолепно. После этого персонажи приходят в себя, а потом уже разбираются в сути дела.
Книга же не располагает тем, чтобы что-то показывать, поэтому автору приходится как можно точнее описывать всё происходящее. Майкл Крайтон заостряет внимание на чувствах и эмоциях очумевших палеонтологов, после чего кропотливо разъясняет, как такое может быть. И в книге, мне кажется, это глупо. В попытках быть научной фантастикой с очень точно поданной информацией автор снабжает героев излишней дотошностью - они уточняют каждую мелочь, хотя учёные Парка должны были сохранять конфиденциальность, чтобы их достижения Грант не смог продать кому-то другому.
Фильм же сделал из этого весёлое и максимальное доступное для масс объяснение, хитро обыграв то, что это место в будущем станет Парком.
Далее идёт представление видов динозавров.
В экранизации основной акцент делается на тираннозавре, велоцирапторах, брахиозаврах, дилофозавре и немного трицератопсе, гадрозаврах и галлимимах ( полный список всех видов я не нашёл).
В книге же конкретно уточняется, что в Парке 238 животных (потом эта цифра поднимется до 392), которые составляют 15 видов: тираннозавр, майязавры, стегозавры, трицератопсы, отнелии, прокомпсогнатусы, велоцирапторы, апатозавры, гадрозавры, гнпсилофодонты, эусплоцефалиды, дилофозавры, птерозавры, стиракозавры и микроцератопсы.
Немного позже к основной группе присоединились внуки Хаммонда - Лекс и Тим. И в адаптации Спилберг решил поменять их роли местами. Он сделал из 12-летнего хакера Тима 12-летнюю хакера Лекс, а из 7-летней занозы Лекс 7-летнего любителя динозавров Тима.
Далее фильм и книга наконец отправляют персонажей в путешествие по Парку, где особых отличий до поры до времени не происходит.
Вернёмся к ветке Денниса Недри, который был главным организатором системы Парка вместе с мистером Арнольдом. Каких-то особых отличий адаптация на большие экраны не привнесла. Это толстый и хитрый нахал, который само лично и устроил в этом месте проблемы. Кино разве что делает Недри чуть менее раздражающим и более комедийным.
Вернёмся к моменту фильма ближе к началу, где Недри предлагают крупную сумму денег за доставку эмбрионов динозавров. Всё, что уточняется по поводу заказчика, - зовут его Льюис Доджсон. Книга же уточняет, что это владелец крупной компании Биосин, которая тоже участвует в этой генетической гонке. В "Парке юрского периода" про эту компанию не упоминается вообще. Ну а в "Мире юрского периода: Господство" Биосин-таки появляется, во главе которого тоже стоит Льюис Доджсон, но играет его уже другой актёр.
Недри выполняет план и сбегает вместе с эмбрионами, попутно отключив систему управления. По дороге его машина застревает, а Деннис натыкается на дилофозавра. И в книге этот момент воспринимается прям гнетущим триллером, где Недри погибает весьма кровавым образом - автор очень конкретно описывает то, как и куда вывалились его внутренности. В фильме же сначала идёт комедия, где персонаж произносит пару неплохих шуток. Потом уже происходит классическая сцена для франшизы, которую сиквелы будут брать в оборот, - плохого парня съедает динозавр, что снимается откуда-то издалека. Видно только красочное кровавое пятно на стекле.
Ещё стоит отметить то, что в книге не единожды отмечается, что Хаммонд настолько скряга с манией получить максимальную прибыль, что заставил Недри за копейки в одиночку и практически с нуля разработать такую систему, чтобы она предполагала минимальное наличие персонала. Так что здесь поступок Денниса оправдать можно.
В фильме же есть уже культовая фраза "Я ни на чём не сэкономил", так что киношный Джон Хаммонд не за бабки, а за человеческую радость.
Группа, которой проводят экскурсию по Парку, останавливается у единственного ветеринара с пациентом - доктора Хардинга. В фильме это был больной трицератопс, подъедавший ядовитый плод, за что Элли и вызвалась остаться там. В книге же это был стегозавр, который наглодался камней для лучшего пищеварения. Элли тоже осталась с Хардингом.
Оставшаяся группа, куда вошли Грант, Малкольм, Реджис, Тим и Лекс, продолжила путешествие. Далее в обеих версиях группа застряла у загона Ти-Рекса. Начался дождь, машины заглохли, а электричество уже было отключено.
В фильме все узнали о приближении хищника благодаря козе, нога которой демонстративно упала из пасти Ти-Рекса. Увидев его, Дженнаро сразу же ломанулся в ближайший туалет, где отсиживался до самой смерти. Малькольм же повёл себя героем, спасая детей, уводя тираннозавра подальше. Ну а Грант с детьми слетели с дерева, откуда побрели к цивилизации.
В книге же не совсем до конца ясно, что происходило. Возможно, такова была задумка автора, но сумбур не давал полностью насладиться моментом. Надо отдать должное писателю, который изо всех сил своего пера делал саспенс и триллер. Но в итоге получилось без компромиссов хуже бесподобной сцены Спилберга. Тут мне очень не понравились действия Малкольма, который просто сбежал, а автор никак не подчеркнул, что он сделал что-то полезное. Дженнаро же не сбежал, поскольку покинул группу вместе с Элли Сэттлер и Робертом Малдуном. За него эту ношу на себя принял Эд Реджис. Но он не просто сбежал в сортир, где был съеден большим Ти-Рексом. Через какое-то время он начал корить себя за такое поведение - пошёл разыскивать детей, но нашел только малыша Рекса, который его и загрыз. В фильме есть похожая сцена - она тоже из сиквела. В самом конце второй части такой же малыш загрыз племянника Хаммонда. Позже Малдун и Дженнаро найдут только ногу Реджиса в попытках найти выживших.
Роберт Малдун в обоих произведениях, кстати, тоже практически идентичен. Разве что в книге ему добавили немножечко бэкграунда, уточнив, что он и до Парка уже работал в похожих местах, где заботился о других опасных животных.
Теперь перейдём к ветке Гранта и детей. В фильме в силу не резинового хронометража их приключение получилось относительно небольшим - по пути они наткнулись на Ти-Рекса, который красиво терроризировал стаю голлимимов. Накинули юмора и триллера в сцене с перелезанием через электрическую ограду. Ещё в самом начале кормили брахиозавров, такая же сцена была и в книге.
В книге же приключение героев было настолько длинным, что его раскидали сразу на несколько частей. Проблема была в том, что у героев жёстко горели тайминги - если бы они опоздали, то их бы оставили на острове. Это и произошло с группой подростков в анимационном сериале от Netflix - "Мир юрского периода: Лагерь мелового периода". По пути они тоже встретили брахиозавров, как было упомянуто. А также велоцирапторов, которые были второй причиной дойти до Хаммонда как можно быстрее. Эти рапторы находились на корабле, который плыл на материк, что тоже было очень плохо. Хотя я так и не понял, для чего вообще эта ветка была добавлена. Всё равно пара рапторов ничего существенного бы не сделала - что и произошло. Трое героев довольно долго бродили по зоне динозавров, наконец дойдя до небольшого здания, где было безопасно. Там они заночевали. После нашли небольшие лодки и направились с ними к реке, чтобы сократить время. Тут на их пути внезапно встретились оба Ти-Рекса. На эту часть уже скорее отсылает третий фильм в серии, где герои тоже путешествуют по реке, только за ними гонится спинозавр. Также трио побывало в птичнике, где ютились различные птерозавры - такая сцена тоже была в "Парке юрского периода 3", ну и что-то отдаленно похожее в "Мире юрского периода".
Но не забываем, что электричества всё ещё нет, что должна исправить вторая группа персонажей. Сначала в фильме и книге на это задание отправляется Джон Арнольд - неудачно, в итоге его съедает раптор. Затем в фильме к нему на помощь идут Элли и Малдун, а в книге к ним присоединяется и Дженнаро. В итоге у героев всё получается и электричество с некоторыми нюансами вновь продолжает работать. У Крайтона пока что уцелели все, у Спилберга же Малдун поплатился, став жертвой хитрой засады хитрой девочки.
Итак, расклад в книге на данный момент таков: Дженнаро, Малдун, Элли, Хаммонд, Хардинг и Ву находятся в основном здании, которое окружено велоцирапторами. Малкольм тоже находится в этом здании, но он ранен и бредит. А Грант, Лекс и Тим уже дошли до Центра, где их поджидал сюрприз.
В фильме Лекс, Тим и Грант дошли до какой-то столовой Парка. Алан пошёл за помощью, а дети набивали животы. Там Алан нашел Элли, которая бежала от рапторов из здания, где включала электричество. Хаммонд и раненый Малкольм находились в безопасном бункере. Все остальные были эвакуированы в связи с надвигавшейся бурей.
Далее в книге снова пошёл сумбур. Велоцирапторы постоянно атаковали всех подряд, но весомого урона не нанесли. Их единственной жертвой стал, сюрприз-сюрприз, доктор Ву, которого убили тоже достаточно оригинально. Ещё слегка ранили Малдуна и Хардинга. Основной экшен подошел к концу. Теперь все переводили дух. Джон Хаммонд, раз уже всё вновь заработало и гулять было вроде как безопасно, решил подышать свежим воздухом.
И тут автор настолько сильно хотел поквитаться с действительно старичком весьма неприятным, что придумал для него не самую гениальную смерть. Он просто решил прогуляться по лесу, где, вполне вероятно, ещё могут находиться хищники. Хоть вшивым пистолетиком бы его снарядили для приличия. В итоге Хаммонд, какой сюрприз, услышал рёв тираннозавра, который на деле оказался одной из финтифлюшек Парка. Но Джон понял это поздно и повредил ногу, бежавши во всю прыть. Тут-то его и настигли прокомпсогнатусы, для которых он был лёгкой целью. В итоге динозаврики его и загрызли. Похожим образом погиб один из солдат InGeen во втором фильме, так как в первом этого вида динозавров ещё не было. А киношный Хаммонд в итоге пережил события фильма и даже мелькнул в Затерянном мире.
Сейчас хотелось бы немного обсудить книжных Хаммонда и доктора Ву.
Как я уже упоминал, книжный дедуля-миллиардер продемонстрирован не с лучшей стороны и местами он ведёт себя крайне неприятно. Он бывает груб, сварлив и инфантилен. Во время своей последней прогулки он и вовсе начинает обвинять всех подряд. Сначала грустит по поводу прогоревшей идеи с Парком. Винит во всем Малкольма, который накаркал беду. Переносится на Дженнаро, который тоже вёл себя подозрительно. Потом вспомнил про Недри. Минуту спустя уже обвинял внуков, что вообще мне показалось отвратительным. В итоге он остановился на Ву, который сделал неправильных динозавров, а ещё умер, он найдет генетика получше. Хотя ранее называл Ву чуть ли не сыном и предлагал обосноваться в каком-нибудь новом месте, где они придумают новых динозавров, которые превзойдут этих образин в тысячу раз. В общем, из Джона Хаммонда получился такой Гломгольд из "Утиных историй".
Про доктора Ву, скорее всего, если бы не трилогия сиквелов, сейчас бы вообще никто не вспомнил. Он мелькнул в кадре на одну сцену с целью объяснить экспозицию, а потом исчез с концами и никаким сыном для Хаммонда не являлся. В книге же за ним закреплена целая сюжетная линия. Он постоянно рефлексирует, размышляет по поводу своего будущего, научных достижений и всё в таком духе. Мне кажется, персонажу не хватает некой естественности, потому что сделать его живым у Крайтона не очень получилось, а его трагичная смерть вообще не вызывает эмоций.
В трилогии сиквелов его постарались снабдить мотивацией и сюжетной аркой. В первом фильме его поведение перекликается с книжным прототипом, хотя он и что-то перенял и у книжного Хаммонда. Во втором фильме его и без того небольшой хронометраж безбожно урезали, поэтому его нахождение в сюжете вовсе не обязательно. В триквеле же сценарий сделал его из противоречивого добреньким, поэтому свёл на нет весь к нему интерес.
Итак, фильм подходит к своей кульминации. Алан, Элли, Тим и Лекс бегают от велоцирапторов. Лекс благодаря своим феноменальным познаниям в области компьютерных технологий за минуту включает систему работы Парка. Герои продолжают бегство, но рапторы в итоге окружают их. Но вездесущий Ти-Рекс им помешал, а герои выбежали из здания, где их на джипе поджидали Хаммонд и Малкольм. Они добрались до ветродрома и улетели в закат. Детишки целы. Элли и Грант счастливо обнимаются, а Сэттлер радуется тому, что её в скором времени муженек наконец полюбил детей. Хэппи-энд, титры, красивая музыка Джона Уильямса...
В книге же ещё остались незавершённые сюжетные линии. Смирившись со смертью Хаммонда ( на которого всем, даже внукам, было глубоко наплевать), вся братия отправилась на поиски гнезда рапторов, которые могли расплодиться по всему острову, а потом и пробраться на материк. Тут уже Дженнаро начинает побаиваться и отказывается от того, чтобы лезть в какую-то узкую пещеру в лапы к хищникам, но его в итоге всё равно заставляют. Все кладки уничтожены, а ящеры никого не убили. Что ещё из интересного. На этом моменте читатель узнает, что остров возник в результате действия подводного вулкана, так что этот неоправданный поворот из "Мира юрского периода 2" с вулканом на Нубларе в каком-то смысле тоже следует канону ( хотя тот вулкан вроде бы уже стал потухшим).
В итоге все спаслись благодаря костариканской армии, которая забрала их с собой, а всех этих тварей перестреляла. Малкольм в итоге умирает от полученных травм, хотя сиквел книги потом это всё переиграет, сказав, что костариканские врачи сотворили настоящее чудо. Все остальные выжили. В последней сцене они находились возле бассейна. Дети резвились, а Алан сидел на берегу и грустил. К нему подошел тот самый ученый из начала, который и отправил ему труп прокомпсогнатуса. Они поболтали немножко, а из их разговора стало ясно, что пережившие инцидент на Нубларе останутся тут очень надолго. Конец.
Подводя итог, можно сказать, что оба произведения, хоть и рассказывают очень похожую историю, по настроению и посылу всё-таки отличаются. Фильм, что называется, сделан для подростков и мейнстримной аудитории, поэтому подходить к нему исключительно из философских вопросов нет смысла. Это просто очень качественное приключение с динозаврами и прекрасными персонажами. Я никогда не видел в "Парке юрского периода" каких-то великих мыслей или тонких подтекстов. Это просто блокбастер, на который все должны ровняться. Здесь есть буквально всё: ворох интересных персонажей, топовые революционные технологии. Этот фильм трудно назвать великим в силу его мейнстримной направленности. Он не берёт в оборот какие-то великие мысли, как тот же Спилберг предлагал в 1993 со "Списком Шиндлера". Но для меня Парк всё ещё остаётся одной из любимых франшиз, а первый фильм в частности до сих пор является одним из любимых фильмов как в карьере постановщика, так и кинематографа в целом.
Книга же, будь не листами, а двигающимися картинками, определённо ценилась бы критиками больше, поскольку она даёт немного больше почвы для размышления, делает историю неоднозначной и с открытым финалом, но всё ещё оставляет мейнстрим.
Я же считаю, что Спилберг - настоящий гений в работе над адаптациями. У него получился невероятно ламповый фильм, который он улучшил благодаря преимуществам кинематографа над книгами. Как бы автор не старался красиво или страшно описать появление тех или иных динозавров, но Спилберг со своими инновационными технологиями с легкостью делает такие моменты стократ лучше. К тому же, есть потрясающая музыка, невероятно подходящие под типаж актёры, потрясающая съёмка и режиссура.
Хотя у работы Майкла Крайтона, определённо, есть свои особенности и незыблемые плюсы, но в этот раз я уверен на все 100%, что фильм лучше книги. Следующее Различия между книгой и фильмом будет по "Казино Рояль" Мартина Кэмпбелла и Яна Флемминга.