Начнём с того, что такое ТМПК и зачем была создана?
ТМПК, территориальная медико-педагогическая комиссия, была создана в лихие 90е годы, в крупных городах они есть внутри каждого района - таким образом, учредители Комитет по образованию и администрация конкретного района. Занималась и занимается комиссия тем, что детей распределяет по садам (общеразвивающие, логопедические, коррекционные) и школам (гимназии, общеобразовательные, коррекционные). Сегодня называется Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Из названия понятно, что должны быть и фукции образования - занятия с логопедом, психологом, дефектологом. И тут первая несостыковка, оказывается, попасть на эти занятия достаточно сложно.
На самом деле, на занятия они берут, но как показала практика более простых детей, с которыми меньше работы. Сложным детям - по показаниям или поведению чаще всего отвечают мест нет. Ситуация, с которой у нас столкнулись герои, им говорили - весна сейчас, позвоните осенью, когда набор.. Осень говорили, что уже набрали в августе, может, зимой что-то прояснится. Зимой говорили - август перед сенябрём. Во второй половине августа - уже нет мест. Начинают с того, что спрашивают фамилию, а дальше мест не оказывается. Это в ТМПК Центрального района Санкт-Петербурга.
Вторая несостыковка - в медико-педагогической комиссии нет медиков, и почти нет дефектологов, по-крайней мере, в той, на примере которой мы сейчас рассказываем нашу образовательную историю. Казалось бы, коррекция - это уже чисто медицинское, и раньше там был один невролог, но это когда она создавалась, а сейчас штат, указано на сайте, состоит из 22 психологов, 9 логопедов, всего одного дефектолога (для такого-то учреждения), 5 социальных педагогов.
Тогда вопрос как же такая комиссия может советовать, кто справится с программой гимназии, а кому нужна коррекция? И почему при таком количестве логопедов и психологов к ним записаться так сложно? При том, что по отзывам посетителей, вне дни работы комиссий там пусто - тишина и покой, только сотрудники пьют чай по кабинетам, а большая часть кабинетов пустует.
Сама комиссия проходит так: вас приглашают ко времени с ребенком, но очередь живая, можно просидеть несколько часов. Измотанные малыши входят в кабинет, где за круглым столом сидят десять строгих тётенек. Если у ребенка по времени тихий час как раз, или после ожидания он проголодался, захотел в туалет или просто устал, как знать, готов ли он отвечать на вопросы незнакомых недружелюбных строгих дам...
У одной семьи был конфликт с садом, который вместо логопедических детей с ОНР набирал детей с незначительными нарушениями речи, заведующая так и говорила: "Мы не хотим детей с улицы, мы возьмем своих в логопедическую группу!" И всей ясельной группе нарисовали одинаковый диагноз ОНР. Даже по теории вероятностей понятно, что если взять свободную выборку детей, навряд ли у них будет одинаковый диагноз, а логопедических диагнозов масса, не говоря о том, что у части детей по статистике не будет проблем с речью вовсе. Кстати, за попадание в этот гос.сад в 90е родители должны были заплатить 1т$, в наши дни 50тр. И заведующая этого сада, уже пенсионная 75 летняя дама, сидела там с 90х ни одно десятилетие. Да и в РОНО Центрального района Санкт-Петербурга те же дамы - с 90х, и на связи с ними заведующая ловко ссылалась. И в гимназиях те самые чаще всего директора, кто пришёл в 90е, когда была сильная коррупция.
Поэтому контакты - сад или школа - ТМПК - РОНО очевидно существуют, и они плотные. Если у вас недопонимание с ДОУ, то апеллировать в последние две инстанции бесполезно. На комиссии родителям этого ребёнка сказали - ваш ребенок нуждается в коррекции, он ведь и ложку держать не может и на площадке всех бьёт. Во-первых, откуда у комиссии такая информация, как не из сада. И, что интересно, ребёнок на площадках не дрался и ложку держал нормально, просто заведующая нашла аргументы, чтоб не брать в логопедическую группу ребёнка, родители которого ничего не заплатили. А как можно не брать ребенка с ОНР? В общеобразовательную группу не отправишь, остаётся лишь коррекция. И это подтверждение тесного сотрудничества ДОУ и ТМПК и РОНО.
Такие же связи у гимназий с комисией и РОНО, и здесь комиссия - отличный способ отфутболить ребёнка в другое ДОУ, если есть какое-то недопонимание с родителями или ребёнок не понравился.
К слову, в сад дети шли с рёвом.. вот и думайте, родители, стоит ли им платить эти самые деньги, тем более, что родителям дают подписать хитрую бумажку, что они осознают, что дача денег тоже влечёт ответственность... упс..
О гимназиях замолвите слово
Гимназии и сады, которые позиционируют себя лучше других (обычно логопедические или с бассейнами, с хорошими прогулочными площадками) в 90х заняли такую позицию, что мы не для всех, мы для лояльных и готовых платить. Как нам сказала уже в этом году учитель младших классов той же гимназии, о которой отзыв выше: "Нам важно, чтобы на уроке было тихо, пусть даже если ребёнок ничего не делает - не страшно, главное, чтоб он не мешал".
В той же гимназии на стене висит объявление: "Гимназия учит, а воспитывают родители, помните это!"
Откроем ФЗ Об образовании, почитаем, что такое образование. Образование - воспитание и обучение. Почему же образовательные учреждения нарушают закон и не воспитывают? К слову, обучение тоже на откуп родителям отдано - огромные домашние задания, иногда просто принуждают педагоги брать у них репетиторство. Даже в губернаторском лицее родители утверждают, что на репетиторов тратят по 500 тр в год!
Да, если бы в учителя и воспитатели шли люди, которые любят детей...
А это уже про другую гимназию того же района:
Каким же образом "выкуривают", как выразилась эта мама, ребёнка из школы, если он или его родители неугодны? Посредством той же ТМПК - ненавязчиво просят учителей и родителей писать докладные, вызывают родителей и заботливо говорят, что ребёнку надо помочь и они рекомендуют настоятельно ТМПК, там помогут... а то мало ли оценки станут хуже и хуже, а они же предупреждали!
К слову, если вы почитаете законы, то поймёте, что официально школа ребенка вышвырнуть не может, а писать докладные, вместо того, чтоб вести воспитательный процесс, как-то и по-человечески стыдно, когда речь о детях, которые только что из сада пришли в школу. И кто как не учитель должен донести, как надо себя вести, например, на его уроке.
Немного истории
Вспомним как учились мы, когда эти школы и сады не были гимназиями и лучшими садами района. Так вот, в обычной советской школе у нас было несколько хулиганов, даже среди девочек, а также иногда дети из интернатов - по поведению или отставанию в развитии. Инклюзия по-советски.
И никто никого не футболил, да и ТМПК не было никаких. И на уроке все сидели тихо, хулиганили вне уроков и школы. Учителя может и не всегда справедливо ставили оценки, но авторитет имели. Государство не давало им других шансов - учи всех, за это получаешь зарплату.
Так почему сейчас родители, как налогоплатильщики, содержат ДОУ, которые, кажется, не для детей и их родителей, а для самих себя? Когда родители не могут отдать ребёнка, чтоб его учили и воспитывали жить в социуме, а вынуждены тратить время на такую возьню вместо работы, вопрос - кто наносит вред государству и зря получает уже не такие и малые зарплаты? К вопросу о героях нашего рассказа - эта заведующая сада чисто зарплаты получает, согласно данным из сети интернет, 80 тр, не говоря о премиях, тех самых 50 тр с носа при приёме не по району, госзакупках, которые осуществляются, но родителей принуждают всё покупать в сад. Не так мало и остальные получают, особенно в гимназии с опытом работы. Парадокс в том, что в ВУЗах иногда преподаватели получают гораздо меньше, чем воспитатель в саду или учитель в школе.
А пока те, у кого есть деньги, бегут в частные ДОУ. Но может проще изменить систему, возникшую не перепутье эпох, во многом порочную, когда психолог в школе либо отсутствует, либо не работает с детьми, а его функция говорить, как плохи дети и как срочно им надо в ТМПК... При этом, он одновременно работает и в ТМПК...
Ещё мы отметили интересную особенность, когда читаешь отзывы отрицательные на ДОУ, находятся те, кто спорит - вожу детей, ничего такого не наблюдается, а, если выйти на профиль - сотрудник ДОУ. Вот как интересно бывает...
Была статья в сети о мальчике-сироте, за которого некому было заступиться, и его засунули в интернат по психоневрологии, потому что там много было мест.. Он его окончил, вырос и подал в суд, чтоб его признали здоровым, потому что иначе бесплатное высшее образование от государства ему не положено. И даже некоторые его учителя подтвердили, что он там был самым "нормальным" ребёнком...
Давайте подумаем, кого мы растим с помощью системы докладных, узаконенного буллинга неугодных школе родителей и детей, и как будут вести себя по жизни дети, которые наблюдали это со стороны, как будут учить учителя, которые когда пришли в школу столкнулись с необходимостью писать в интересах школы докладные на детей. Куда мы идём и что мы получим, если ничего не будем менять в этой системе образования, где футболят неугодных детей как мячики из сада в сад, из школы в школу, пока не найдется педагог, который знает своё дело. Сколько потеряет государство денег налогоплатильщиков на оплату учреждений, которые существуют сами для себя, а не для общества, которое их кормит. Обходились до 90х без ТМПК, и неплохо обходились. Нужна ли коррекция - решает родитель на основании врачебной комиссии, которая должна проводться в детской поликлиннике, либо с участием платных медцентров. Родители учат правилам общения и культуре, а образовательное учреждение - жизни в социуме, поэтому все проблемы с социальной адаптацией идут оттуда. И если раньше у молодых были светлые представдления, то сейчас, что не ник, то "Чудовище", что не аватарка, то кровавая, ведь неугодным дальше может стать любой в зависимости от субъективных представлений в голове педагога, если у него есть для этого целая система поддержки.
А как у вас обстоит дело с ТМПК, с дошкольным и школьным образованием...