Традиционно советские СПК получали названия, связанные с космосом или астрономией. Хотя было и немало исключений - это и теплоходы типа Полесье, и дальнейшее развитие "Комет". Хотя если так разобраться, то практически во всех случаях теплоходы получали названия пусть и более приземленные, но связанные со скоростью - Вихрь, Циклон и т.п. Но сегодня я предлагаю поговорить о "Восходах".
В этом году исполняется 50 лет с момента появления на реках теплохода на подводных крыльях типа Восход проекта 352. В 1973 году порт Горький получил новое крылатое судно. И так сложилось - что в семействе речных СПК Восход стал последним судном, спроектированным в советские годы.
В конце 50-х - начале 60-х конструкторское бюро по скоростным судам создало целый "салют" - вслед за Ракетой на реки вышли Метеоры, а потом и их развитие для морей и крупных озер - Кометы. И надо сказать, эти суда очень быстро разошлись по водоемам СССР. Позднее появилась и Ракета для малых рек - с уменьшенной осадкой в водоизмещающем режиме - проект 342МЭ. И если проблему низкого ресурса дизелей серии М400 решали силами экипажей и судоремонтных предприятий - их банально перебирали каждую навигацию, а с учетом того, что эти двигатели массово применялись и в гражданском флоте (СПК, скеговые суда) - они были банально дешевыми и проблем с запчастями не было - массовость. Но у Ракеты были проблемы, которые обусловливались ее конструкцией. То, что выглядело красиво на бумаге, в реальной работе доставляло некоторые трудности. Первое - это никакая обзорность из рубки. Как в нос, так и в корму. Из-за последнего момента судоводители нередко гоняли пассажиров с кормового трапа - и так то не ахти, а тут еще и ноги и головы. Вторая проблема - посадка и высадка пассажиров. У Ракеты посадка пассажиров осуществлялась через кормовую часть судна. Причем - через верхнюю палубу.
Пассажировместимость по креслам в салоне - 66 пассажиров. Что же касается посадки пассажиров на теплоход - то те, кто постарше, могли видеть на дебаркадерах специальный трап, который и обеспечивал вход пассажиров на судно через верхнюю палубу.
Так же со временем столкнулись с тем, что в носовой части теплохода начинали появляться усталостные трещины. Именно поэтому чаще всего носовые окна салона у Ракет заделывались. Насколько мне известно, окна в носовой переборке Ракет оставались только у теплоходов, которые работали в составе Московского речного пароходства. Но повозится с усилением этого элемента москвичам пришлось немало. При том, что обзора в нос из салона Ракеты толком ничего и не рассмотреть - такова конструкция носа теплохода (см. фото выше).
В тоже время от всего перечисленного был избавлен Метеор. Но Метеор - теплоход на 120 мест, у него уже два дизеля. И суточный расход дизтоплива под тонну. А нередко нужен теплоход меньше, что бы ходить чаще - не всегда все решается максимальной вместительностью. Собственно задание на Восход можно по простому сформулировать так - сделайте как на Метеоре, но только с одним дизелем.
Трудно сказать, как бы сложилась данная история, но к началу работ по Восходам из КБ "ушли" Ростислава Алексеева - отца крылатого флота. Конструктор и инженер еще той, сталинской, школы. Конструктор, который мог встать за штурвал своего детища и пройти на нем от Горького до Москвы по Оке ни у кого не спрашивая разрешения, не собирая многих подписей на бумагах. Неудобен был такой конструктор в то время - увы, но времена, когда конструкторы, что бы доказать свою правоту, проворачивали головокружительные авантюры, прошли. Восход делали без Алексеева.
Носовой салон получил панорамное остекление, как на Метеоре
Как и Ракета, и Метеор - салоны были оборудованы креслами авиационного типа. Подобные кресла ставились в сидячих вагонах поездов дальнего следования (т.н. вагоны межобластного сообщения)
По своему опыту могу сказать - кресла удобные, спина в них не устает. Когда я снимал салоны Восхода (2014 год) - сидушки были уже капитально просижены. Но все равно. Кстати у Валдая кресла не хуже. Итак же как и на Восходе - расстояние между креслами подобрано удачно. О своей поездке на Валдае я писал тут
Надо отметить, что в 2012 году Восход-08 подшаманили, но при этом остались родные интерьеры.
Интерьер салонов теплохода был осовременен - например в отделке появились панели "под дерево", подобные тем, что применялись в Аммендорфах.
Изменилась и планировка салонов. Полноценной барной стоки уже не было (на Ракетах она была, размещалась у кормовой переборки пассажирского салона)
Изменилась и компоновка теплохода. Теперь машинное отделение переместилось в корму, исчезла открытая палуба (как у Ракеты) на корме. И не было открытого перехода между салонами, как у Метеоров. В целом Восход стал много более утилитарным, чем его предшественники.
Там же, в корме, размещена уборная и складские помещения. А вот места для отдыха экипажа размещались в "кубе" под рубкой, между салонами. Так же Восход получил возможность сажать пассажиров через пролет на борту теплохода - пролет как раз расположен между носовым и кормовым салонами. Но сохранил и "ракетовский" способ посадки - через верхнюю палубу.
Но что бы вытеснить в корму двигатель - инженерам пришлось пойти на ухищрение - двигатель по сути стоит "задом наперед" - посмотрите на продольный разрез (размещен выше) - он стоит выходом вала в нос. Далее редуктор. И уже с редуктора - выход на гребной вал. Так же весьма сильно (в сравнении с предыдущими типами судов) инженеры поработали над крыльевой системой. На первых Восходах даже было сделано специальное промежуточное крыло (размещалось оно по середине корпуса) - но от него очень быстро отказались - толку от него не было. Так же улучшились мореходные характеристики - теплоходы получили класс О речного регистра СССР (у ракет - Р)
Но эффективность новой конструкции во многом и сыграла роковую роль в судьбе теплохода. Суда строили на заводе в Феодосии (Крым). Там же делались все узлы и агрегаты, кроме двигателя - дизель серии М400 выпускался в Санкт-Петербурге. И когда после развала СССР завод пришел в упадок, то построенные суда фактически остались без запчастей. Уже в 2010-х годах, когда начался некоторый ренессанс крылатого флота в регионах, в первую очередь стали менять дизели М400 на немецкие или китайские агрегаты. Но тут уже не выдерживал редуктор. А многие попытки изготовить новый редуктор нередко терпели фиаско.
Всего по разным источникам было построено порядка 150 теплоходов проекта 352 "Восход". Все - на ССЗ "Море". На экспорт теплоходы были поставлены в Будапешт и Амстердам. Позднее, после развала СССР, некоторое количество судов Днепровского и Амурского пароходства были проданы за пределы бывшего СССР.
Характеристики:
- Длина: 27,6 м
- Ширина: 6,4 м
- Высота габаритная: 4 м
- Высота надводного борта: 0,28 м
- Осадка габаритная: — на плаву: 2 м — при ходе на крыльях: 1,1 м
- Водоизмещение судна с полным грузом: 28,4 т
- Осадка средняя при полном водоизмещении (по корпусу): 0,68 м
- Водоизмещение судна порожнем: 20,4 т
- Осадка средняя при водоизмещении порожнем (по корпусу): 0,55 м
- Скорость судна эксплуатационная: 60 км/ч
- Мореходность – обеспечение движения судна на волне: — при ходе на крыльях: 1,3 м — в водоизмещающем состоянии: 2 м
- Пассажировместимость: 71 чел
- Дальность плавания (без пополнения запасов топлива): 500 км
- Тип ГД: дизель М401А-2 Мощность ГД: 1х810 кВт
Так же надо отметить, что суда этого типа шли на экспорт - в Голландию, страны СЭВ.
Что же касается сегодняшнего состояния серии - большинство теплоходов, увы, на приколе. Дело даже не в отсутствии запасных частей. Стоимость эксплуатации такова, что для регулярных пассажирских перевозок нужно или датировать стоимость перевозок или возить по коммерческим расценкам. Для сравнения - в этом году стоимость билета по маршруту Самара - Ширяево на ОМе - 125 рублей (перевозки датируются областью), на Валдае - 700 рублей. Результат, как говорится, на табло.
В 2014 - 2017 годах в Самаре была попытка восстановить работу СПК на маршрутах до Ширяево и Сызрани. Дело в принципе пошло, но увы - со сменой губернатора эта тематика была закрыта, а все три самарских Восхода встали на прикол на стенке Тольяттинского судоремонтного завода. В большинстве регионов, где нет коммерческого пассажиропотока суда так же стоят. Увы, но судьба Восходов, скорей всего - в ближайшие годы отправиться в металлолом. С другой стороны - строятся Валдаи, развивается проект Метеор-120 (построено и сдано два судна, в процессе строительства еще две единицы), на Черном море работают два теплохода типа Комета-120М. А Восходов уже не видно практически. А жаль.
____________________________________________________________________________________
Я в ТЕЛЕГРАММе - здесь будут только большие материалы, или как сейчас принято говорить - лонгриды. Короткие материалы, фотографии, сделанные в процессе перемещений по городам и весям и т.п. - будут теперь появляться на моем телеграмм-канале БРАНДВАХТА. Добро пожаловать. Заходим, подписываемся, читаем и смотрим. До встречи в Телеграмме.