Найти в Дзене

Двухцветный жаккард "без протяжек" или секрет лёгкого вязания. Начало истории, которая будет иметь продолжение.

Паголенок моего первого носка-гольфа, связанного в технике жаккард "без протяжек" по кругу.
Паголенок моего первого носка-гольфа, связанного в технике жаккард "без протяжек" по кругу.
Вязаным жаккардом называют сложное переплетение, для создания которого на каждом обороте используется две и более разноимённые нити, участвующие в раппорте из одинаковых по статусу петель.

Первоначально определение "жаккард" появилось в ткачестве и произошло от имени изобретателя, который революционно усовершенствовал ткацкий станок, когда решил механизировать сложный процесс создания полотен, тканых из нитей разных цветов. Для этой цели Жаккар (имя изобретателя) придумал то, что сегодня называют перфокарты (пластины с отверстиями), чем не только повысил производительность ткацкого станка, но и произвёл революцию в ткацкой промышленности, доведя производство тканей до уровня искусства.

Жаккард на вязальных машинах, также как и тканый жаккард, выполняется с помощью программирования узора различными средствами, из которых аналогичным старому ткацкому является применение перфокарты, которую можно "потрогать" руками.
Жаккардовые вязаные орнаменты.
Жаккардовые вязаные орнаменты.

Но это вступление здесь лишь для того, чтобы пояснить, что тот способ изготовления цветных полотен, который используют мастера ручного вязания, назван жаккардом лишь по аналогии внешнего вида и схожести структуры. А роль "программного" устройства выполняет сама вязальщица, производящая отбор цветной пряжи в соответствии со схемой)).

Картинка из Pinterest с изделием в стиле bohus knitting, что в переводе "домашнее вязание".
Картинка из Pinterest с изделием в стиле bohus knitting, что в переводе "домашнее вязание".

Из всего разнообразия машинных жаккардов с вязаным руками можно сравнить однофонтурный двухцветный, или трёхцветный (и более -цветный) жаккард с протяжками на изнаночной стороне.

Здесь следует дать пояснение.

  • Жаккард считается двухцветным, если в одном ряде жаккардового полотна чередуются петли двух цветов.
Двухцветный жаккард: на первой картинке жаккард выполнен в двух цветах-в чёрном и белом, на второй картинке двухцветный жаккард выполнен в большем количестве цветов, когда новые цвета вводились в новых рядах, заменяя старые цвета, но общее количество цветов в одном ряде-два.
Двухцветный жаккард: на первой картинке жаккард выполнен в двух цветах-в чёрном и белом, на второй картинке двухцветный жаккард выполнен в большем количестве цветов, когда новые цвета вводились в новых рядах, заменяя старые цвета, но общее количество цветов в одном ряде-два.
  • Жаккард считается трёхцветным, если в одном ряде жаккардового полотна чередуются петли трёх цветов.
Трёхцветный жаккард: в каждом ряде участвует пряжа максимум трёх цветов.
Трёхцветный жаккард: в каждом ряде участвует пряжа максимум трёх цветов.
  • Если вязальщица добавляет новые цвета и производит смену цвета в других соседних рядах, но в каждом ряде по-прежнему чередуются два цвета, или три цвета, хоть и новые, жаккард по-прежнему двухцветный, или трехцветный.
  • То есть, если в жаккардовом полотне участвует пряжа "25-ти" разных цветов, то это не 25-тицветный жаккард. А "столько цветный", сколько концов пряжи (максимально) участвует в вязании каждого ряда.

Вязальщицам известен недостаток такого вида жаккарда - наличие протяжек на изнаночной стороне полотна, которые снижают технологичный внешний вид изнанки и удобство эксплуатации изделия, если их длина превышает суммарно размер трёх-четырёх петельных шагов. Зачастую решением этой проблемы становится выбор для вязания цветных узоров и орнаментов с мелким раппортом, где смена цвета пряжи производится в пределах 3-4 петель, что позволяет получить изнанку приемлемого вида.

Хорошо видны протяжки (максимум на пять петель) на изнаночной стороне  изделия, выполненного в технике "разрезной жаккард". Тесьма закрывает край разреза и декорирует это место.
Хорошо видны протяжки (максимум на пять петель) на изнаночной стороне изделия, выполненного в технике "разрезной жаккард". Тесьма закрывает край разреза и декорирует это место.

Но у всех на слуху в вязальном сообществе "вязание без протяжек", как суперспособ, обеспечивающий "чистую" изнанку.

Обложка книги, описывающей технику fair isle.
Обложка книги, описывающей технику fair isle.

Я хочу уточнить, что выражение "вязание без протяжек" не стоит воспринимать дословно. Оно подразумевает вязание без "длинных", провисающих, протяжек. Смысл в том, что манипуляции, определяющие суть способа закрепляют длинные и все иные, протянутые по изнанке отрезки пряжи, до размера практически межпетельной протяжки.

Так выглядит изнаночная сторона моего первого жаккарда.
Так выглядит изнаночная сторона моего первого жаккарда.

Но, как мне казалось, подобного рода задача весьма сложна и поэтому исполнение этой работы мало привлекательно с точки зрения скорости получения результата. Да и возможный результат казался сомнительным, так как внешний вид изнанки жаккардовых изделий, которые я видела, понимая сложность исполнения, не вызывал желания повторять подобное, так как я понимала, что мне такой результат не принес бы радости.

Жаккард без протяжек, выполненный поворотными рядами.
Жаккард без протяжек, выполненный поворотными рядами.

В общем, учитывая все недостатки, - сложно, долго, без радости... А ещё "для застёжки надо разрезать", "когда такое тёплое изделие носить, ведь внешний вид достаточно специфический", "места для хранения нет".

Момент разрезания полотна, связанного "по кругу".
Момент разрезания полотна, связанного "по кругу".

Да, я знала про способ вязания с двух рук, но для меня такое вязание определяется словами "сложно", "долго", так как тренировать подобное умение не будучи фанатом такого вязания странно.

Вязание жаккарда без протяжек "с двух рук". Здесь комбинируются два способа вязания континентальный и островной. Как я говорю, "немецкий и английский".
Вязание жаккарда без протяжек "с двух рук". Здесь комбинируются два способа вязания континентальный и островной. Как я говорю, "немецкий и английский".

Я знала про напёрстки-челноки, но для меня использование этих приспособлений - это не органично.

Пластмассовая насадка на палец для удержания нескольких концов пряжи.
Пластмассовая насадка на палец для удержания нескольких концов пряжи.

Тем более, картинки, которые встречались в Интернете, часто демонстрировали применение таких приспособлений при вязании крючком, а не спицами!

Пластиковое кольцо для удержания пряжи во время вязания.
Пластиковое кольцо для удержания пряжи во время вязания.

Что при вязании многоцветного жаккарда крючком может и приемлемо для кого-то, но и здесь у каждого свой опыт. На мой взгляд использование такого приспособления только усложняет ситуацию.

Ещё одно приспособление металлическая насадка-кольцо.
Ещё одно приспособление металлическая насадка-кольцо.
Другое металлическое кольцо для удержания пряжи.
Другое металлическое кольцо для удержания пряжи.
Металлическая насадка-кольцо.
Металлическая насадка-кольцо.
Самодельная насадка из пробки.
Самодельная насадка из пробки.
Ювелирное кольцо, приспособленное для удержания пряжи.
Ювелирное кольцо, приспособленное для удержания пряжи.

И вот со мной случилось то, что теперь я считаю закономерностью. Я вяжу жаккардовые носки!

Я выбрала удобный орнамент, в котором есть 8 одинаковых рядов в раппорте, что позволяет отвлекаться от чтения схемы. Размер протяжек , которые я маскирую, 3,5,7 петельных шагов.
Я выбрала удобный орнамент, в котором есть 8 одинаковых рядов в раппорте, что позволяет отвлекаться от чтения схемы. Размер протяжек , которые я маскирую, 3,5,7 петельных шагов.

Я точно знаю, что этот эксперимент не будет проходным эпизодом в моей жизни. Ценность этого процесса в том, что я получила уже несколько подсказок, которые и определили перемену моего взгляда на вязание жаккарда руками. Мне помогает Марина Грибкова, человек с редким сегодня опытом вязания необычных носков. Всё сошлось!

Во-первых, мы встретились.

Во-вторых, я обучаю вязанию желающих, делюсь своим опытом, и с не меньшей страстью учусь сама, если встречаю учителей, знающих интересные новые приёмы и техники, чтобы дальше распространять полученные знания.

В-третьих, я всегда утверждала, что учиться сложным приёмам нужно на малых формах, каковыми и являются, носки, рукавицы, перчатки.

В-четвёртых, когда на примере вязания одного изделия можно отработать сразу и новую технику, и новый способ вязания, то это Подарок Судьбы.

Первым открытием, которое я испытала на практике, стало "чудесное кольцо", которое облегчает процесс вязания жаккарда по кругу.

Кольцо из х/б пряжи, связанное крючком, неожиданно  становится "частью" руки, настолько физиологично оно размещается на пальце. Это приспособление в разы упрощает процесс вязания.
Кольцо из х/б пряжи, связанное крючком, неожиданно становится "частью" руки, настолько физиологично оно размещается на пальце. Это приспособление в разы упрощает процесс вязания.

Пряжа разных цветов не спутывается, попадает в петельный ряд с правильным натяжением (правда, это нужно контролировать и отрабатывать навык, что не сложно), под пряжу определённой толщины можно связать своё новое кольцо!

Аксессуары для вязания должны быть красивыми.
Аксессуары для вязания должны быть красивыми.

Скорость вязания даже на начальном этапе использования такого способа достаточно высокая, так как движения рук привычные - короткие и экономичные.

Такой вязаный наперсток я нашла в Pinterest. Может, такая конструкция окажется удобной.
Такой вязаный наперсток я нашла в Pinterest. Может, такая конструкция окажется удобной.
Такой напальчник используется здесь как-то надуманно) Но для жаккарда, связанного спицами, стоит попробовать.
Такой напальчник используется здесь как-то надуманно) Но для жаккарда, связанного спицами, стоит попробовать.
Вот кольцо, похоже на моё. Но использовать его для вязания крючком из одного конца пряжи кажется странным.
Вот кольцо, похоже на моё. Но использовать его для вязания крючком из одного конца пряжи кажется странным.
Может быть такое кольцо. Но причём здесь крючок)).
Может быть такое кольцо. Но причём здесь крючок)).

А система манипуляций позволяет к тому же создать условно красивую изнанку, где все сплетения нитей не хаотичны и протяжки уложены в определённой последовательности ( верно, так как опробовано мной, для двухцветного жаккарда точно).

Мой первый "кривой" жаккард, выполненный в технике кругового вязания "без протяжек". Если сравнить вертикальные дорожки узора в нижней и верхней частях фото между собой, то можно увидеть разницу, которая возникла из-за разных способов "крепления" протяжек. В нижней половине фото я крепила протяжки, как догадалась сама ( получилась более рельефная лицевая сторона и более плоская изнанка). А в верхней половине фото я сделала крепление в общепринятой  технике, как посоветовала моя Наставница, (получилась гладкая лицевая поверхность и более ребристая изнанка).
Мой первый "кривой" жаккард, выполненный в технике кругового вязания "без протяжек". Если сравнить вертикальные дорожки узора в нижней и верхней частях фото между собой, то можно увидеть разницу, которая возникла из-за разных способов "крепления" протяжек. В нижней половине фото я крепила протяжки, как догадалась сама ( получилась более рельефная лицевая сторона и более плоская изнанка). А в верхней половине фото я сделала крепление в общепринятой технике, как посоветовала моя Наставница, (получилась гладкая лицевая поверхность и более ребристая изнанка).

У меня есть разные догадки, как дальше будет развиваться процесс вязания моих условных носков (вообще я вяжу гольфы), но ИНТРИГА пока сохраняется, так как я уже несколько раз, пока вяжу паголенки, получала эмоции от применения иных "ходов", отличных от тех, что я прогнозировала. В этом смысл моей ИГРЫ. Такое настоящее приключение на диване).

Сначала я представила такие джурабы. Но эти вяжутся от мыска.
Сначала я представила такие джурабы. Но эти вяжутся от мыска.
Такие "носки" уже не носки, а обувь. По картинке сложно определить технику. Предполагаю даже, что полотно здесь выткано , или хорошо "подваляно". Здесь эти джурабы  для примера, какие предположения у меня были.
Такие "носки" уже не носки, а обувь. По картинке сложно определить технику. Предполагаю даже, что полотно здесь выткано , или хорошо "подваляно". Здесь эти джурабы для примера, какие предположения у меня были.

Мой результат пока- полтора паголенка, связанных по самодельной схеме. Я сейчас на этапе отработки техники вязания жаккарда без протяжек по кругу с использованием схемы орнамента. Способ и правила чтения схемы - это важный результат подготовки, способствующей упрощению техники, и украшающей весь процесс.

Так выглядит моя схема (один раппорт в высоту) орнамента, которая прикреплена к самодельному фанерному планшету. Линейка для выделения ряда вязания - это бумажный лист в клетку, обёрнутый вокруг широкой резинки, которая в свою очередь надета на планшет, по типу перемещаемой полоски, на настенном календаре. Линейку для выделения ряда я размещаю над рядом, который сейчас буду вязать. Каждая клетка соответствует одной петле. Отличные друг от друга цвета не помечаются "крестиками-ноликами", а закрашены определённым цветом. На длинных участках одного цвета в каждом ряде я написала цифрами количество петель на каждом участке, чтобы не считать клетки в момент вязания. Я вижу цифру, понимаю, что это число петель одного цвета, которые я сейчас должна связать, меняю цвет пряжи и вяжу ( при этом я прикрепляю к полотну на изнанке пряжу другого цвета, которая не участвует в образовании петель).
Так выглядит моя схема (один раппорт в высоту) орнамента, которая прикреплена к самодельному фанерному планшету. Линейка для выделения ряда вязания - это бумажный лист в клетку, обёрнутый вокруг широкой резинки, которая в свою очередь надета на планшет, по типу перемещаемой полоски, на настенном календаре. Линейку для выделения ряда я размещаю над рядом, который сейчас буду вязать. Каждая клетка соответствует одной петле. Отличные друг от друга цвета не помечаются "крестиками-ноликами", а закрашены определённым цветом. На длинных участках одного цвета в каждом ряде я написала цифрами количество петель на каждом участке, чтобы не считать клетки в момент вязания. Я вижу цифру, понимаю, что это число петель одного цвета, которые я сейчас должна связать, меняю цвет пряжи и вяжу ( при этом я прикрепляю к полотну на изнанке пряжу другого цвета, которая не участвует в образовании петель).

Я использую для орнамента узор для вязания на машине по перфокарте из книги узоров, которая у меня есть.

Моя книга-каталог узоров для перфокарт.
Моя книга-каталог узоров для перфокарт.

В процессе вязания я буду дорисовывать схему в местах, которые будут соответствовать изменениям размеров вязаного полотна.

Но существуют целые сборники с орнаментами и готовыми схемами для вязания носков и рукавиц.

Обложка тематической книги о вязании джурабов.
Обложка тематической книги о вязании джурабов.
Обложка тематической книги о вязании варежек.
Обложка тематической книги о вязании варежек.
Обложка тематической книги о норвежских узорах.
Обложка тематической книги о норвежских узорах.

Думаю, удобно воспользоваться уже готовыми схемами.

Пример готовой схемы.
Пример готовой схемы.
Я нашла даже сетку-шаблон для создания схемы, или переноса на неё желаемого орнамента.
Я нашла даже сетку-шаблон для создания схемы, или переноса на неё желаемого орнамента.

Нужно только сделать цветную распечатку, как мне посоветовала Марина, и написать цифрами количество клеток одного цвета на каждом отрезке по всем рядам.

Мой энтузиазм, пока я вяжу поголенки своих гольфов, не угасает, благодаря прирастающим идеям использования ручного жаккарда для вязания различных изделий.

Дизайн Marie Wallin (Мари Валлин), её джемпер с короткими рукавами, как пример гармоничного исполнения изделия в технике жаккард.
Дизайн Marie Wallin (Мари Валлин), её джемпер с короткими рукавами, как пример гармоничного исполнения изделия в технике жаккард.
Дизайн Мари Валлин, её маленький кардиган в фольклорном стиле.
Дизайн Мари Валлин, её маленький кардиган в фольклорном стиле.
Дизайн Мари Валлин, её джемпер с орнаментом, который имеет безупречный вид.
Дизайн Мари Валлин, её джемпер с орнаментом, который имеет безупречный вид.
Дизайн Мари Валлин, её джемпер с мастерски подобранными орнаментами.
Дизайн Мари Валлин, её джемпер с мастерски подобранными орнаментами.
Джемпер с короткими рукавами без имени автора. Полотно джемпера может быть выполнено как в традиционной технике жаккард, так и способом "ленивый жаккард"- переплетением со снятыми, вытянутыми, петлями.
Джемпер с короткими рукавами без имени автора. Полотно джемпера может быть выполнено как в традиционной технике жаккард, так и способом "ленивый жаккард"- переплетением со снятыми, вытянутыми, петлями.

Я больше не отвергаю, как возможное, появление у меня плечевых изделий в технике жаккард. И в самых близких планах - вязание шапочки.

Шапочка с орнаментом, как пример для вязания жаккардового изделия.Кстати, силь bohus скорее следует отнести к комбинированным переплетениям в жаккардовой технике, так как в полотне на лицевой стороне присутствуют изнаночные петли, сочетание петельных дуг и петельных протяжек которых вносит дополнительный рисунчатый эффект.
Шапочка с орнаментом, как пример для вязания жаккардового изделия.Кстати, силь bohus скорее следует отнести к комбинированным переплетениям в жаккардовой технике, так как в полотне на лицевой стороне присутствуют изнаночные петли, сочетание петельных дуг и петельных протяжек которых вносит дополнительный рисунчатый эффект.

Я хочу придумать свой дизайн. Это займёт время . Но я запишу видео с моментами и приёмами вязания, чтобы показать, как это получается у меня. Тем более, что мне нужно подтверждение, правильно ли я поняла рекомендации. Хотя признаюсь, я "кручу" по-своему). Но тут важнее результат.

Я свяжу ещё одно "чудесное" кольцо под видеозапись и опубликую пост на эту тему . Может кому-то будет интересно наблюдать за нашим с Мариной Грибковой общением в комментариях к следующему посту. Так что, как только довяжу паголенок, меня ждёт новый поворот истории, которая обещает быть увлекательной.

Спасибо всем, кто дочитал мою статью. И это только начало.