Найти в Дзене

Искусство жить дома

Дом-музей К.С. Станиславского. До 4 декабря. Интеграция современного искусства в пространство музея крайне удручила музейных работниц: буквально в каждой комнате мне сетовали на чужеродность привнесенных экспонатов ("Вы сразу заметите их, невозможно не увидеть, настолько они выбиваются!"). "Искусство жить дома" - масштабный проект, который проходит сейчас в целом ряде домов-музеев Санкт Петербурга и только в одном - в Москве. "Проект «Искусство жить дома» формируется вокруг осмысления нескольких важных феноменов: бытования искусства в доме, коллекционирования, соотношения частного и публичного. Выставочными площадками станут мемориальные музеи, что позволит выстроить диалог наших художников-современников с петербуржцами прошлого в пространстве их домов" (информация с сайта проекта). Мне показалось это любопытным; собственно, ради выставки я и поехала в дом-музей К.С. Станиславского, раньше в нем не была. Старинный особняк затейливой архитектуры. К сожалению, разглядеть его на ночной

Дом-музей К.С. Станиславского. До 4 декабря.

Интеграция современного искусства в пространство музея крайне удручила музейных работниц: буквально в каждой комнате мне сетовали на чужеродность привнесенных экспонатов ("Вы сразу заметите их, невозможно не увидеть, настолько они выбиваются!").

"Искусство жить дома" - масштабный проект, который проходит сейчас в целом ряде домов-музеев Санкт Петербурга и только в одном - в Москве.

"Проект «Искусство жить дома» формируется вокруг осмысления нескольких важных феноменов: бытования искусства в доме, коллекционирования, соотношения частного и публичного. Выставочными площадками станут мемориальные музеи, что позволит выстроить диалог наших художников-современников с петербуржцами прошлого в пространстве их домов" (информация с сайта проекта).

Мне показалось это любопытным; собственно, ради выставки я и поехала в дом-музей К.С. Станиславского, раньше в нем не была.

Старинный особняк затейливой архитектуры. К сожалению, разглядеть его на ночной фотографии довольно не просто, разве что домыслить по силуэту и отдаться воображению! ☺

Здание 1645 года за время существования неоднократно переделывалось, в XVIII веке над сводчатыми белокаменными палатами надстроили жилой этаж, где сейчас находится постоянная экспозиция.

Дом-музей К.С.Станиславского
Дом-музей К.С.Станиславского

Последней собственницей особняка была купчиха В.Б. Спиридонова, после революции дом национализировали и поделили на коммуналки. Станиславский жил на втором этаже, здесь было две квартиры: одна, четырехкомнатная, принадлежала Константину Сергеевичу, другая, из трех комнат, - Оперной студии.

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев; 5 [17] января 1863, Москва, Российская империя — 7 августа 1938, Москва, СССР) — русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире (из Википедии).

Сегодня в доме бережно хранят атмосферу ушедшего времени: здесь все, как при Станиславском, его вещи, привычная расстановка мебели, - кажется, он только вышел за порог и вот-вот вернется.

Лестница на второй этаж
Лестница на второй этаж

Жизни и творчеству Станиславского полностью посвящен второй этаж музея, внизу же проходит выставка "Савва Морозов. Бизон русского меценатства", о которой я недавно писала ⤋.

Именно на втором этаже в рамках проекта "Искусство жить" можно посмотреть сайт-специфик инсталляцию современной художницы Ирины Кориной "Ёлка, шлейф, вулкан и т. д."

Я умудрилась (случайно) попасть на экспозицию в Ночь музеев, когда, к сожалению, не возможно было получить какую-то дополнительную информацию от гидов, разве что фрагментарно от смотрительниц. Что такое сайт-специфик, я, естественно, не знала; пришлось изучать в сети.

Термин "site-specific art" или "предметно-ориентированное искусство" был введен американским художником Робертом У. Ирвином, обрел популярность в 1970-е, и суть его, если я правильно понимаю, в том, что произведение искусства "привязывается" к определенному месту, вне этого места оно не существует (перестает быть художественным объектом). В определении присутствует игра слов, вернее, полисемия: "site-specific" переводится с английского и как "особенное", и как "конкретное".

Прием сайт-специфик (если его можно назвать приемом, не совсем уверена в корректности своей фразы) позволяет переосмысливать пространство через арт-объект. Подобными объектами, "вдохновленными детством великого режиссера" автор инсталляции Ирина Корина "населяет" интерьеры дома-музея К.С. Станиславского. "Забавные, пугающие, эмоциональные эпизоды, повлиявшие на его [Станиславского] взрослую жизнь, дали богатый материал для размышлений художницы" (цитата из экспликации) - согласитесь, звучит интригующе.

Забегая вперед, скажу, что в постоянная экспозиция дома-музея (на мой вкус) оказалась симпатичнее её "переосмысления".

В интерьерах много красивой мебели и преинтересных вещиц (в том числе фонограф - раньше и не видела!), большое количество книг, фотографий - рассматривать можно долго. Прошу прощения за темные кадры, не хватало света для съемки, но некоторое представление они все же дают (листайте галерею) ⤋.

Что касается "Ёлки, шлейфа и вулкана", задумка художницы понравилась мне больше воплощения. При всей моей страсти к разного рода инсталляциям современного искусства здесь я вынуждена согласиться с сотрудницами музея: объекты выглядят скорее нелепо, чем интересно.

И причина, думаю, не в непонятности конструкций. Непонятное как раз способно будить воображение.

Попытка включить современные объекты в музейное пространство за счет повторения отдельных элементов интерьера (используя, например, текстуру паркета, узор обоев или рисунок шахматной доски) кажется слишком поверхностной. Объекты эти сделаны из недолговечных материалов и в сравнении с добротной ("на века") резной мебелью и другими изящными, точеными произведениями декоративно-прикладного искусства квартиры Станиславского выглядят чересчур легковесными, напоминая скорее поделки для школьной театральной постановки.

Возможно, не будь они такими "картонными" ("я его слепила из того, что было"©), получилось бы гармоничнее. Впрочем, художница могла намеренно создавать впечатление "сделанного ребенком", это отвечает заявленной концепции.

К сожалению, сфотографировать объекты толком тоже не удалось, в некоторые комнаты заглянуть можно было только поверх заградительной веревочки на двери.

Картинка ниже, ⤋ хоть и темновата, дает некоторое представление об "интеграции". Для меня тряпица и тапки на переднем плане (арт-объект Ирины Кориной) выглядят скорее товарами из фикс-прайса, случайно попавшими в благородный интерьер. Любопытно было бы увидеть работы других художников проекта "Искусство жить дома", потому что, повторюсь, его идея мне нравится.

Интерьер кабинета с арт-объектом Ирины Кориной
Интерьер кабинета с арт-объектом Ирины Кориной

Самым интересным показался экспонат "Ухо". Значок с указующим перстом подсказывает: не возбраняется запустить руку в одну из дырок, вытащить небольшие прямоугольные таблички на веревочках и прочитать указанные на них фамилии. Это фамилии людей, навещавших заболевшего Станиславского. "Ухо" призвано засвидетельствовать факт, что врач Константина Сергеевича приглядывал не только за здоровьем режиссера. ⤋

"Ухо". Арт-объект Ирины Кориной
"Ухо". Арт-объект Ирины Кориной

В общем, замысел художницы интересен, но воплощение меня скорее разочаровало, ожидала большего!

Зато очаровал дом. Думаю даже сходить туда еще раз - вдруг получится сделать более удачные снимки.

☼ На объективность не претендую, все вышеизложенное - исключительно личные впечатления! Буду рада обсудить выставку в комментариях! Что вы думаете по поводу интеграции современного искусства в пространство классического дома-музея? Близка ли вам такая идея? И каким должно быть ее воплощение? ☼