Ошибаться во время игры, особенно если ты только начинаешь знакомство с хобби, это нормально. Книги правил большие, плохо структурированные и доступны не каждому. Но есть ряд ошибок, которые переходят от человека к человеку, от партии к партии и уже публикуются на информационных сайтах. Некоторые из них стали легендарными, но все еще продолжают распространяться. Этой статьей я хотел бы открыть цикл посвящённый таким ошибкам.
И все таки критуют навыки или нет?
Главная проблема в этой теме в том, что не правы как те, кто утверждает, что навыки критуют, так и те кто говорит, что это не так.
С одной стороны у нас есть четкая дифференциация бросков навыков, атаки и спасбросокв. Критические броски описаны только для атаки, следовательно, остальные такого свойства не имеют.
Однако в книге мастера есть опционального правила выпадения 20 и 1.
Выпадение «20» и «1» при проверке характеристики или спасброске обычно не означает появление особых эффектов. Однако вы можете принять такой экстраординарный результат в расчёт, когда будете определять последствия. Вы сами решаете, как это проявится в игре. Можно увеличить влияние успеха или провала. Например, «1» при провальной попытке вскрыть замок может сломать воровские инструменты, а «20» при проверке Интеллекта (Анализ) может дать дополнительную подсказку.
То есть критические броски в системе все таки есть. Но следует понимать ряд ограничений.
- Мастер не обязан трактовать бросок как критический. Он может, как полностью игнорировать это правило, так и использовать его от случая к случаю.
- Критический бросок не позволяет совершить действие, которое просто невозможно совершить физически, или по любым другим причинам.
- Критический бросок не должен влиять на успешность самой заявки. Если вы выкинули «20» при значении навыка 3 без владения, а сложность задачи 30 - вы все еще её провалили.
Последний пункт явно не описан, а следовательно необязательно его соблюдать. Но то, что авторы в качестве примера указали именно изменения влияния провала, а не самого факта провала, говорит, что кардинально изменять результат не стоит. Хотя в сообществе лояльно относятся к тому, чтобы прибавлять случае критического броска +5/-5 к итоговому значению. Но такое правило уже является "домашним" и следует обговорить его отдельно перед игрой.
Из правила не совсем понятно, стоит ли особенно трактовать «20» при провале или «1» при успехе. На мой взгляд, критический провал должен давать что-то плохое даже при общей успешности действия. Справедливо и обратно. Но не думаю, что данный вопрос действительно важен, так как описывает очень редкие ситуации.
Главное — это понят, что никаких летающих дворфов, или убеждения дверей открыться в игре быть не должно. В целом такие заявки должны останавливается до броска.
Можно ли увернутся от критической атаки?
От критующих навыков, перейдем критическим атакам. По какой-то причине многие некорректно трактуют правило адамантовой брони.
Это доспехи усилены адамантином, одним из самых прочных из существующих веществ. Пока вы носите эти доспехи, все критические попадания по вам считаются обычными попаданиями.
Казалось бы, в описании предмета четко сказано, что любые критические попадания становятся обычными, а обычные попадания могут промахнуться, если у героя будут достаточно высокий класс доспеха.
На самом деле нет. Вот как на самом деле описано правило попадания.
Судьба может улыбнуться вам, а может отвернуться от вас; иногда новобранцы совершают удачные атаки, а ветераны могут промахиваться. Если при броске к20 для броска атаки выпало «20», атака попадает вне зависимости от всех модификаторов и КД цели. Кроме того, атака считается критическим попаданием, что будет объяснено ниже. Если при броске к20 для броска атаки выпало «1», атака промахивается вне зависимости от всех модификаторов и КД цели.
То есть выпадение «20» вызывает два эффекта.
- Гарантированное попадание
- Удвоение костей, именуемое "критическим попаданием"
И доспех с адамантином отменяет только второй эффект. Попадание все еще пройдет, но без дополнительных костей урона.
Данную трактовку можно считать официальной, так как её подтвердил один из создателей пятой редакции.
Из этого следует еще два интересных вывода. Оружие, которое активирует особые эффекты критическим попаданием все еще не работает на адамантовый доспех.
...
У меча есть 1к8 + 1 заряд. Если вы совершаете критическое попадание по существу, у которого меньше 100 хитов, оно должно преуспеть в спасброске Телосложения со Сл 15, иначе мгновенно умрёт
...
А способности позволяющие увеличивать шанс крита, например улучшенные критические навыки чемпиона
Если вы выбрали этот архетип на 3 уровне, ваши атаки оружием совершают критическое попадание при выпадении «19» или «20» на кости атаки
Не увеличивают шанс автоматического попадания.
Так же выскажу свое недовольство попыткой трактовать критические попадания и промахи, как либо, кроме автоматического попадания с удвоением костей и автоматическим промахом. Никаких "выскальзывающих оружий", "спотыканий", и "огня по своим" при атаке быть не должно по целому ряду причин. Если вы находите это веселым или интересным, то ваше право использовать это на игре, но обговорите этот момент с остальными участниками, так как это уже считается домашним правилом.
А что насчет спасбросокв?
Броски атаки и навыков разобрали, осталось выяснить что же там со спасброскам. С ними все еще проще. Спасброски совсем не критуют. Никаких удвоений урона против огненного шара при выпадении «1» быть не должно. Я бы настоятельно рекомендовал не изменять это домашними правилами.
Но совсем, да не совсем. Спасброски от смерти имеют особое правило при критических значениях. И чаще всего на играх его не ошибочно трактуют, а просто забывают и игнорируют.
Выпадение «1» или «20». Если вы совершаете спасбросок от смерти и выпадает «1», это считается двумя провалами. Если выпадет «20», вы восстанавливаете 1 хит.
Тут тоже скрывается интересная особенность. Спасбросок от смерти считается пройденным если выпавшее значение превышает 9. Но при этом можно использовать все бонусы к спасброскам, и террористически получать 10+ значения при выпадении чистой единицы. Да, это можно сделать с помощью артефактов и кости бардовского вдохновения или кости удачи. И как в таком случае трактовать такой результат не совсем ясно. Судя по всему, в таком случае игрок получает один успех и два провала, что очень странно.
По этой причине, это единственное правило о критических бросках, которое я бы рекомендовал к изменению, если считаете это необходимым.