Найти тему
Anime-inspired

Краткая история аниме. Часть 1: от начала 20 века до видеореволюции 80-х

Аниме восходит к зарождению японской киноиндустрии в начале 1900-х годов и за прошедшее столетие превратилось в одну из главных культурных сил Японии.

Большая часть работы, проделанной в эти первые годы, была связана не с техникой анимации cel, которая впоследствии стала доминирующей технологией производства, а с множеством других методов: рисование на доске, рисование непосредственно на пленке, вырезание из бумаги и так далее.

Аниме и манга "Astro Boy"
Аниме и манга "Astro Boy"

Одна за другой многие из технологий, используемых сегодня, были добавлены в японские анимационные постановки — звук (и, в конечном счете, цвет), система многоплановой камеры и cel-анимация. Но из-за подъема японского национализма и начала Второй мировой войны большинство анимационных постановок, созданных с 1930-х годов, не были популярными развлечениями, а вместо этого были либо коммерчески ориентированными, либо правительственной пропагандой того или иного типа.

Послевоенный период и расцвет телевидения

Только после Второй мировой войны — если быть точным, в 1948 году — появилась первая современная японская анимационная компания, специализирующаяся на развлечениях: Toei. Их первые театральные постановки были явно в духе фильмов Уолта Диснея (столь же популярных в Японии, как и везде). Одним из ключевых примеров была мини-эпопея о ниндзя и колдовстве "Сенен Сарутоби Саске" (1959), первое аниме, которое было выпущено театрально в Соединенных Штатах (компанией MGM в 1961 году). Но это не сделало ничего похожего на всплеск, скажем, Акиры Куросавы, который привлек внимание всего остального мира к японской киноиндустрии.

Что действительно выдвинуло анимацию на первый план в Японии, так это переход к телевидению в шестидесятые годы. Первыми из крупных анимационных шоу Toei для телевидения в это время были адаптации популярной манги: “Ведьма Салли” и рассказ "Малыш со своим гигантским роботом" были адаптированы для телевидения Toei и TCJ / Eiken соответственно. То же самое с чрезвычайно влиятельным «Киборгом 009» Шотаро Исиномори, который был адаптирован в другую крупную анимационную франшизу Toei.

Первый экспорт

До этого момента японские анимационные постановки создавались Японией и для Японии. Но постепенно они начали появляться на англоязычных территориях, хотя и без особой связи с Японией.

1963 год ознаменовался первым крупным экспортом японских анимационных фильмов в США: Tetsuwan Atomu — более известный как Astro Boy. Адаптированный по манге Осаму Тэдзуки о мальчике-роботе со сверхспособностями, он вышел в эфир на NBC благодаря усилиям Фреда Лэдда (который позже также принес фильм Тэдзуки "Кимба Белый лев"). Это стало пробным камнем ностальгии для нескольких последующих поколений, хотя его создатель — легенда культуры в своей собственной стране — останется в значительной степени анонимным в других местах.

В 1968 году анимационная студия Tatsunoko последовала тому же примеру — они адаптировали отечественное название манги и в итоге создали зарубежный хит. В данном случае хитом стал Speed Racer (он же Mach GoGoGo). Человеком, ответственным за распространение аниме в США, был бы не кто иной, как Питер Фернандес, чрезвычайно важная фигура в распространении аниме за пределами Японии. Позже Карл Мачек и Сэнди Фрэнк сделали то же самое для других шоу, установив образец, по которому несколько проницательных импресарио помогли донести ключевые названия аниме до англоязычной аудитории.

На момент выхода этих сериалов мало кто из зрителей понимал, что они были сильно переработаны для неяпонской аудитории. Помимо того, что начало было перезаписано на английском языке, они также иногда редактировались, чтобы удалить вещи, неприемлемые для сетевых цензоров. Прошло много времени, прежде чем появилась аудитория, которая принципиально требовала оригиналов.

Перелом 70-80 гг.

В 1970—х годах растущая популярность телевидения нанесла серьезный удар по японской киноиндустрии - как в прямом эфире, так и в анимации. Многие аниматоры, работавшие исключительно в кино, вернулись на телевидение, чтобы пополнить его растущий кадровый резерв. Конечным результатом стал период агрессивных экспериментов и стилистической экспансии, а также время, когда были придуманы многие из распространенных тропов, встречающихся в аниме и по сей день.

Среди наиболее важных жанров, возникших в это время: меха, или аниме, посвященное гигантским роботам или транспортным средствам. Tetsujin 28-go был первым: история мальчика и его гигантского робота с дистанционным управлением. Теперь появилась фантастическая эпопея Го Нагаи о боевых роботах Mazinger Z, а также чрезвычайно влиятельный Космический линкор Ямато и Мобильный костюм Гандам (которые породили франшизу, которая продолжается и по сей день).

Все больше концертов появлялось и в других странах. Ямато и Гатчаман также добились успеха в США в своих переработанных и переработанных двойниках "Звездные блейзеры" и "Битва планет". Другой крупный хит, Macross (вышедший в 1982 году), был преобразован вместе с двумя другими шоу в Robotech, первый аниме-сериал, который добился серьезных успехов на домашнем видео в Америке. Mazinger Z появился во многих испаноязычных странах, на Филиппинах и в арабоязычных странах. И более ранняя серия Хайди, Девушка из Альп, обрела большую популярность в Европе, Латинской Америке и даже Турции.

Восьмидесятые также ознаменовались появлением нескольких крупных анимационных студий, которые стали пионерами и законодателями моды. Бывший аниматор Toei Хаяо Миядзаки и его коллега Исао Такахата основали студию Ghibli ("Мой сосед Тоторо", "Унесенные призраками") на волне успеха их театрального фильма "Навсикая из долины ветров". GAINAX, позже создатели Evangelion, тоже сформировались в это время; они начинали как группа фанатов, делающих анимационные короткометражки для конвенций, а оттуда выросли в профессиональную продюсерскую группу.

Некоторые из самых амбициозных постановок этого периода не всегда были финансово успешными. Собственный аниме Gainax и "АКИРА" Кацухиро Отомо (адаптированный из его собственной манги) плохо шли в кинотеатрах. Но еще одно важное нововведение, появившееся в восьмидесятые годы, позволило этим фильмам — и почти всем аниме — найти новую аудиторию спустя долгое время после их выхода: домашнее видео.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц