Найти в Дзене
dvnovosti.ru

Водка из Амура: алкотрип по Хабаровску с неожиданной закуской (ФОТО; 18+)

Начинаем наш трип с улицы Салтыкова-Щедрина в 1906 году. Видим, что здесь, километрах в двух от черты города в чистом поле строят спиртоочистительный завод Сергиевского винокуренного товарищества. У проекта три учредителя: хабаровские купцы Богдановы, торговый дом «Тифонтай и К» и благовещенский купец Лукин. Строительство ведется австрийскими инженерами по чертежам, выписанным из столицы, оборудование - из Германии (по другим данным из Англии). В короткие сроки возведены цеха, склады, мельница, конюшня, общежитие для рабочих, водокачка у берега Амура (да, воду брали прямо из реки).

   Строят спиртоочистительный завод
Строят спиртоочистительный завод

В результате получился один из лучших образцов промышленного зодчества начала ХХ века на Дальнем Востоке - в стиле эклектики с использованием форм классицизма и барокко.

Товарищество гнало спирт и хлебное вино (по современному выражаясь - водку) на зерне из Китая. Управлялось с производством всего 56 рабочих, из которых половина - китайцы.

Отметим, что в России на момент постройки завода действовала «винная монополия», которая позволяла производить то, что мы сейчас называем водкой, только казенным предприятиям. Но на Дальний Востока она не распространялась. Завод пережил и сухой закон, введенный в 1914 году, и революцию. Правда, несколько лет он простоял закрытым, но в 1924 году снова заработал как Госвинзавод № 4. И с тех пор гнал спирт вплоть до 2010-х годов, меняя названия. Окончательно производство здесь умерло лет десять назад.

   Один из лучших образцов промышленного зодчества начала ХХ века на Дальнем Востоке
Один из лучших образцов промышленного зодчества начала ХХ века на Дальнем Востоке

Теперь идем в сторону Воронежской и натыкаемся в Воронежском проезде внезапно на Хабаровский винзавод. А там в 1970-х годах милиция ведет расследование масштабных хищений вермута, портвейна и кагора, в которых оказалось замешано более 30 человек. Схема была простой - при погрузке в железнодорожный состав две-три машины с вином угоняли налево, грузчик прятался в поезде на сцепке, при традиционной остановке на станции Приамурской срывал пломбу с вагона с вином, и на электричке возвращался в Хабаровск. Милиция в итоге думала, что груз пропал где-то по дороге в Амурской области или ЕАО.

Таким образом у государства стащили огромное количество вина, его сбывали в хабаровских магазинах от базы КАФ до Красной Речки через коррумпированных продавщиц. Деньги делились между всеми участниками ОПГ: грузчиками, водителями, продавщицами. О приговоре данных не сохранилось, но известно, что к концу расследования почти всех отпустили из тюрьмы под подписку о невыезде, часть ущерба злодеи государству возместили.

Кстати, о портвейне. В нашей стране сложилось мнение о нем, как о дешевом пойле, однако на самом деле производство его весьма сложно - сама по себе «портвейнизация», то есть тепловая обработка виноматериала и его пастеризация, требуют специального оборудования. Оно было на нашем винзаводе, построенном в 1960-х годах, и портвейн там, судя по воспоминаниям, получался не самый мерзкий.

Завод дотянул до 2000-х годов, на последнем этапе пытался выпускать водку под названием «Старый мост» и даже коньяк, но все равно умер. Кстати, помните такого Сергея Суковатого, который не так давно рулил транспортом в мэрии? Так вот именно он возглавлял винзавод в его последние годы жизни.

   В цехе винзавода.
В цехе винзавода.

Переместимся на другой конец города, на улицу Индустриальную, и убедимся, что здесь в 1972 году заработал Хабаровский комбинат шампанских вин - единственный на Дальнем Востоке. В прессе того времени его характеризуют как одно из самых перспективных предприятий города, с молодым коллективом, которое выпускает четыре вида шампанского, причем все удостоены Знака качества.

Не зря, кстати, были удостоены. Хабаровское шампанское еще в 1990-е годы старались купить все приезжие из соседних регионов. Оно было получше всяких осетинских и дагестанских аналогов. Хотя вот ведь парадокс - изготавливалось из дагестанского же сырья.

Здесь тоже производство умерло в начале 2000-х.

   Одно из самых перспективных предприятий выпускало четыре вида шампанского
Одно из самых перспективных предприятий выпускало четыре вида шампанского

Раз уж мы оказались в Южном, то проедемся немного за город - в поселок Корфовский. Внезапно здесь в 2002-м году, когда все алкопроизводство на Дальнем Востоке начало умирать, построили с нуля новый ликеро-водочный завод. И начали выпускать водку «Барон Корф» с представительным бородатым господином на этикетке и еще что-то из генерал-губернаторской серии. Однако не прошло и десяти лет, как завод закрылся. Потом открылся ненадолго и снова закрылся. Уже, судя по всему, навсегда.

Но так или иначе, у многих хабаровчан теперь словосочетание «Барон Корф» ассоциируется с канувшей в лету водкой и ни с чем иным.

Кстати, откроем по ходу дела маленький секрет Полишинеля - почти все подземные источники воды в Хабаровске перенасыщены железом и другой гадостью, поэтому почти все напитки на ее основе получаются так себе. А в Корфовском вода лучше, и все, что делается на ее основе - тоже.

   Корфовский завод не проработал и 10 лет
Корфовский завод не проработал и 10 лет

Теперь вернемся в город и проследуем в центр, на улицу Советскую. И что мы здесь видим в середине 1960-х? Мы видим, что пивзавод №1 (известный сейчас как «Тайга») помимо профильного пива, начал делать по поручению партии и правительства еще и плодово-ягодное вино из местных яблок-груш и всего остального. Такие производства тогда открывались повсеместно, включая самые захолустные райцентры.

А кроме того, пивзавод на алжирском вине мутит глинтвейн с корицей, гвоздикой и зеленым чаем. Сложно представить себе вкус этого напитка, а свидетельств очевидцев не сохранилось. Но каким бы ни был вкус - и здесь производство алкоголя, как вы уже наверно догадались, накрылось со временем.

   Работницы цеха розлива плодово-ягодного вина
Работницы цеха розлива плодово-ягодного вина

Ну вот и почти закончили. Напоследок - Хабаровский ликероводочный завод на Тургенева. Легендарное предприятие, которое открылось раньше всех, страшно сказать - в 1882-м году, а закрылось самым последним - ровно два года назад. Начиналось все с деревянного завода для производства вина из дикорастущего винограда, который построил на этом месте мещанин Иван Хлебников, переехавший с семьей в деревню Хабаровку из города Елабуги Вятской губернии.

- На первый раз приготовили они до 10000 бутылок, но ныне выписали посуду для изготовления вина в большом количестве. Их вино, постоявшее год в песке, можно приравнять к дешевому столовому крымскому вину; оно стало расходиться на месте и по Амуру, - сообщалось в отчете для министерства торговли России за 1883 год.

По воспоминаниям очевидцев, дикий виноград собирали в сентябре по берегам Уссури и ее притоков, вино из него было вкусным и некрепким, примерно 7-8 градусов.

В 1906 году, наряду с вином, тут начали делать водку, и с тех пор чего только не случалось с заводом, что он только не производил…

   Винный завод Хлебникова. Дом управляющего
Винный завод Хлебникова. Дом управляющего

Зайдем туда, например, в середине 1960-х - в это время ХЛВЗ кроме обычной водки, делает сорта повышенной крепости (50 и 56 градусов), питьевой спирт, плюс 60 с лишним видов крепких и слабых, горьких и сладких настоек и ликеров.

В том числе настойки (наберитесь терпения) «Горный дубняк», «Зверобой», «Хинная», «Кориандровая», «Померанцовая», «Колгановая», «Можжевеловая», «Полынная», «Тминная», «Запеканка», «Кизиловая», «Терновая», «Черносмородиновая», «Спотыкач», «Чайная», «Черемуховая». А также ликеры «Миндальный», «Облепиховый», «Кофейный», «Мятный», «Вишневый крем». И так далее.

В дальнейшем слегка шизофреническая политика государства, которое одной рукой всячески развивало вино-водочную промышленность (она давала огромные, вторые после нефти, поступления в бюджет), а другой - устраивала периодически антиалкогольные истерики с повышением цен, привела к упрощению номенклатуры. Более дорогие и сложные напитки народ переставал покупать, переходя на бормотуху попроще, соответственно, их выпуск постепенно сходил на нет.

Предсмертный ассортимент завода все наверно помнят, описывать его нет смысла.

   Работница ликероводочного завода
Работница ликероводочного завода

Кстати, корреспондент DVHAB.ru лично слышал на днях диалог в магазине. Серьезный мужчина, судя по всему, находящийся здесь в командировке, спрашивал: есть ли какой-то алкоголь местного производства, в качестве сувенира домой привезти? Продавец среднеазиатского происхождения смотрел в ответ непонимающе. Видимо, переехал в Хабаровск уже после смерти последнего алкозавода.

Ну вот и все, пивзаводы на этой прогулке детально рассматривать не будем. Если кому-то стало грустно после такой экскурсии, и хочется выпить - то не рекомендуем. Потому что еще рано, да и вредно для здоровья. Но на всякий случай напоминаем - обязательно закусывать надо. И в качестве бонуса держите рецепт закуски, придуманной в 1960-х годах в самом пафосном на тот момент ресторане Хабаровска «Амур» специально под местный алкоголь.

Ингридиенты. Кета копченая - (100 гр), помидор свежий - (100 гр), лук репчатый - (30 гр), зеленый горошек - (50 гр), черный перец - по вкусу.

Способ приготовления. Лук, помидор и рыбу нарезать кубиками, добавить зеленый горошек. Все перемешать.

Да, это самый обыкновенный салат «Амурский». Он прекрасно дожил до наших дней, в отличие от хабаровского алкопрома. Правда, горошек из него со временем исчез.

Напомним, советская власть прославилась стремлением переделывать естественный порядок вещей. Однажды она замахнулась даже на создание беспохмельной водки. О том, как на Дальнем Востоке провели уникальный эксперимент над целым районом "подопытных кроликов", вспоминал DVHAB.ru.

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru.

Фото: госкаталог музейного фонда РФ, краевой центр ОПИК, пресс-служба правительства Хабаровского края, краевой Гродековский музей, фотоальбом «Хабаровск», 1983 г.