Что может оказаться тяжелее, чем добиваться цели, а на финише узнать, что ты второй. Для некоторых это невыносимо. Особенно, если амбиции и жажда открытий привели тебя в Антарктиду.
Роберт Скотт – человек, который ставил перед собой грандиозные цели и в буквальном смысле продирался к ним сквозь льды, холод и бурю.
Какова концовка? Об этом дальше.
В начале 20 века на земном шаре не было такого клочка земли, где бы не успел потоптаться человек. Это были времена колониальных гонок, отчаянных экспедиций и новых открытий, которые порой давались ценой жизни.
Однако на атласе все еще оставались незаштрихованными пятна.
В 1909 году Роберт Пири смог дойти до Северного полюса. Теперь у исследователей остался всего один пункт – Южный полюс.
Южная точка стала заветной целью любого полярника и искателя открытий.
Но вопрос был не только в сфере географии. К такого рода достижениям неизменно примешивается политика. В 20 столетии было крайне важно, исследователь какого государства первым окажется в новых местах.
Флаг страны, развевающийся над непокоренной Антарктидой – яркий символ доминирования на международной арене.
Если Пири был американцем, то за первенство на Южном полюсе сражались ученые из Великобритании и Норвегии.
Роберт Скотт капитан Британского королевского флота заявил о своем плане похода на Южный полюс. Случилось это в середине 1909-ого.
Кем был капитан
Скотт уже участвовал в подобного рода экспедициях, что делало его заявление не пустым звуком. Так что роковая экспедиция не стала его первым опытом.
Основная сложность похода – выбор транспорта. Скотт решил пробовать. Немаловажно было распределить силы. Здесь амбиции подвели уверенного капитана.
Роберт запасся моторизированными санями. Однако их конструкция не вызывала доверие. Скотт это осознавал и решил повысить свои шансы, взяв на дело сибирских собак. Но выбор оказался вынужденным. Сам капитан не особо верил в выносливость ездовых. Практика показала, что животные не выдерживают суровую нагрузку и бешеный ритм.
Хотя причина может быть в недостатке питания. В экспедиции в Антарктиду корм попросту испортился.
Третьим видом транспорта были выбраны лошади. Но не простые, а маньчжурские – практически пони. Однако Скотт не очень понимал в лошадях и выбрал не самых крепких. Судьба животных была трагичной. Некоторые падали замертво, а оставшихся пустили на корм для псов.
В процессе похода капитан получил подарок от индийского правительства – крепких мулов. Но в условиях низких температур эти животные тоже оказались бесполезными.
Противник
О замыслах британского капитана стало известно норвежцу Руалю Амундсену. Он решил не отставать, однако не рассказал о своей затее. В широких кругах были уверены – норвежец готовится к экспедиции в Северный полюс.
Но Амундсен не мог удовлетвориться вторым местом. Ему хотелось сделать открытие.
Подготовка
Помимо средств передвижения нужно было сколотить команду и запастись деньгами. С первым у Скотта все было нормально. В его отряд вошли военные, флотские и ученые. Каждый был увлечен и верил в затею.
Нашелся доброволец, который выложил тысячу фунтов за билет на Южный полюс.
В коллектив попали русские – конюх Антон и погонщик Дмитрий.
Со средствами все было не так гладко. Деньги были, но шиковать не приходилось. Команда смогла позволить себе «поношенное» китобойное судно «Терра Нова». Оно текло и требовало починки.
Экспедиция стартовала в 1910 году. Окончилась в 1913-ом.
Передряги начались еще до прибытия на место. Последней остановкой, где докупили припасы, стала Новая Зеландия. Но тут судно угодило в шторм. Оно чуть не затонуло, так и не увидев берегов Антарктики.
Из-за тряски часть груза оказалась на морском дне. Пострадали животные.
Но испытания были только началом.
Антарктида
Сама экспедиция не была новшеством – Северный полюс был покорен. Однако жесткие условия меняли правила игры. Холод, штормовые ветра и пурга, застилающая глаза – это самые безобидные испытания. Куда опасней было угодить в расщелину между льдинами или провалиться в снег.
Кстати, пурга в тех местах – дело обыкновенное. Она может налететь совершенно нежданно и кружить неделями, напрочь сбивая с маршрута.
Экспедиторам к тому же предстояло познакомиться с антарктической зимой. Отправиться в поход в самый неподходящий для этого период людей заставила жажда открытий.
Одной из целей были яйца пингвинов. У ученых было мало научных фактов об этих птицах. Хотели изучить эмбрионы. Однако яйца высиживали только зимой. Ранее уже были попытки найти кладки весной, но вместо них ученым доставались только маленькие вылупившиеся детеныши.
Из-за дополнительной цели пришлось делать крюк. Экспедиция обосновалась в двух местах – склад на мысе Эванс и Хат.
Капитан задал скорость – 25 километров. Немыслимая гонка с учетом условий.
Поход длился две недели. Но на заветной точке их ждало разочарование – норвежский флаг.
Роберт Скотт пришел на место 17 января, а Амундсен смог достичь его на месяц раньше – 14 декабря
Помимо флага для «вторых» оставили записку: «Сообщите о нашем успехе, если мы не сможем возвратиться».
Запись из дневника Скотта:
«Великий Бог! Это страшное место, а нам и без того ужасно сознавать, что труды наши не увенчались завоеванием первенства. Конечно, прийти сюда тоже что-нибудь да значит, а ветер завтра может стать нашим другом! Теперь — рывок домой и отчаянная борьба за право доставить весть первыми. Не знаю, выдержим ли мы?».
Британцы поставили свой флаг и абсолютно сломленные двинулись в обратный путь. До места стоянки не смог добраться ни один участник похода. Весь отряд Роберта Скотта погиб.
Последними из выживших были капитан и 2 полярника. До места с припасами группа не дошла 18 км. Ослабленных мужчин скосила внезапно налетевшая пурга.
После гибели экспедиторов, судно отправилось в обратный путь. Корабельные плотники сделали отважным искателям мемориал – крест из красного дерева с надписью: «Бороться, искать, найти и не сдаваться» – цитата из «Улисса».
Весть о трагедии стала известна, когда «Терра Нова» достигла Новой Зеландии. Роберт Скотт стал национальным героем.
Слышали истории о покорении Северного и Южного полюсов?