Найти в Дзене
Телеканал Ю

Умен, красив и романтичен! Поговорим о том, почему Олег Янковский так хорош.

Оглавление
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г, реж. Марк Захаров
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г, реж. Марк Захаров

«Я давно уже для себя решил: чем шире аудитория у артиста, тем больше он должен чувствовать ответственность за то, что сделает»

Источник: Наталья Влащенко — Олег Янковский: «Другого списка судьба мне не показала», «День» № 188, 16 октября 2002

Этим важным правилом народный артист СССР Олег Иванович Янковский руководствовался на протяжении всей своей кинокарьеры, пленяя советских и российских зрителей актерской игрой в сочетании с внешностью исключительного героя. Волшебник, нонконформист, убийца – каждый его образ уникален и наполнен злободневным психологизмом, вечной философией, призрачными мечтами. Тот самый Янковский, способный вызвать смех и слезы, ласку и нежность сегодня станет главным героем в статье Алины Шибановой. На кону всего один вопрос: что нас так восхищает в Олеге Ивановиче и в его персонажах по сей день?

1. Не только красивый!

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=IQhBo9Pz0rw
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=IQhBo9Pz0rw

Трудно поверить, но один из лучших артистов «Ленкома» не всегда был звездой сцены и любимцем публики. Успешную карьеру пророчили актрисе Людмиле Зориной – его супруге. В шестидесятых жена Янковского – одна из главных звезд Саратовского драмтеатра, блестяще играет в спектаклях «Маскарад», «104 страницы про любовь», «Волки и овцы». Там же служит и наш сегодняшний герой, которого труппа и местные театралы знают как «мужа Зориной»: чаще всего ему достаются эпизодические роли. Да и взяли Олега Ивановича благодаря супруге. Неординарную внешность актера почему-то не замечают. Судьбу Янковского решает случай – будучи на гастролях во Львове, Олег Иванович встречает режиссера Владимира Басова, который как раз собирается снимать кино.

Кадр из фильма «Щит и меч» 1967 года, реж. Владимир Басов
Кадр из фильма «Щит и меч» 1967 года, реж. Владимир Басов

Первой обратила внимание на вошедшего в рес­торан Янковского жена Басова. Она сказала: — По-моему, он может исполнить роль Ген­риха в фильме «Щит и меч».
Басов посмотрел на вошедшего и усомнился, что тот актер. — Таких лиц у актеров не бывает. Скорее всего, это какой-нибудь физик или филолог

Источник: «Жизнь замечательных людей. Актеры кино: анекдоты, курьезы, истории», В.В. Артемов

Так в начале семидесятых к Янковскому пришла слава, главные роли в Саратовском театре, а позже в театре имени Ленинского комсомола, который сегодня носит название «Ленком Марка Захарова». «Красивый человек, и этим все сказано» – позже скажет о нашем герое его коллега актриса Елена Шанина. И здесь стоит отметить, что Янковский не просто обладал приятной внешностью, а был интеллигентно привлекательным артистом. Этот осознанный взгляд зеленых глаз, эта улыбка – то печальная, то сатирическая, никак не могли достаться заурядному, недалекому человеку. Именно поэтому режиссеры почти всегда предлагали артисту сложные роли, доступные только ему одному. Образ Сергея Макарова в «Полётах во сне и наяву» ярко иллюстрирует умение актера представить публике особенного, мыслящего героя – привлекательного и несчастного. Этой ролью Янковский будет гордиться всю жизнь:

«Радуюсь, если удается не размениваться, не торговать лицом в дешевке. О чем-то похожем на "Полеты" или "Мюнхгаузена", признаться, уже даже и не заикаюсь. Впрочем, вспоминания пока спасают, греют»

Источник: https://www.trend.az/life/interview/1473093.html
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» 1978 года, реж. Эмиль Лотяну
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» 1978 года, реж. Эмиль Лотяну

Не менее интересна его роль Камышева в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» 1978 года. Именно в этом образе Олег Иванович впервые после военных кинолент покажет романтического героя, терпящего муки любви и совести. «Красивый человек в белом костюме» – скажет режиссер Марк Захаров, наблюдая за игрой актера. Эти слова станут началом их многолетнего сотрудничества и дружбы.

Источник: https://chtoby-pomnili.net/page.php?id=1118

2. Проникал в сердце, говорил без слов

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» 1978 года, реж. Марк Захаров
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» 1978 года, реж. Марк Захаров

«У него необыкновенно выразительный взгляд. Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, «сгорать», не двигаясь с места. Так, как умеет это делать он, пожалуй, никто другой не умеет» – кинорежиссер и художественный руководитель театра «Ленком» Марк Анатольевич Захаров

Источник: https://chtoby-pomnili.net/page.php?id=1118

«Обыкновенное чудо» 1978 года – первый совместный фильм Захарова и Янковского. Олегу Ивановичу предложили роль загадочного волшебника, которая подразумевала не только хорошо прописанные диалоги, но и крупные планы, где немая игра служила единственным способом общения со зрителем. Его герой должен был завораживать одним только взглядом и молчанием – актер справился с поставленной задачей как нельзя лучше. Несмотря на то, что основную любовную линию развивают персонажи Евгении Симоновой и Александра Абдулова, Янковский не теряется на фоне сказочной пары, обаятельного Евгения Леонова и песен Геннадия Гладкова. Он строит собственную реальность, в которой есть место мечте, разочарованию и любимой женщине в исполнении Ирины Купченко. Герой Янковского – немногословный, отстраненный маг, влюбленный как мальчишка в свою жену, которая, увы, не сможет разделить с ним вечную жизнь…

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gZiKrWSzNBo&t=2870s
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gZiKrWSzNBo&t=2870s

Марк Анатольевич почувствовал в «янковском» молчании невероятную силу для кинематографа. Не прошло и года как режиссер захотел вновь посотрудничать с талантливым актером: на этот раз Захаров снимал кино по пьесе Григория Горина «Самый правдивый». Только вот убедить сценариста в том, что Янковский идеально подойдет на роль легендарного барона в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» худруку было не просто. Олегу Ивановичу всего 35 лет, а по сюжету его герой – отец 19-летнего сына. Кроме того Горина смущал саратовский акцент Янковского, который ну никак не подходил для немецкого аристократа. Но стоило автору пьесы увидеть как актер выдерживает крупный план – все его сомнения развеялись. Однако публично признал талант актера Горин немного позже:

«Ты так талантливо
молчишь, Олег, Что молча глушишь
всех коллег!»
Г.И. Горин

Источник: http://www.c-cafe.ru/days/bio/29/013_29.php
Кадр из фильма «Дом, который построил Свифт» 1982 года, реж. Марк Захаров
Кадр из фильма «Дом, который построил Свифт» 1982 года, реж. Марк Захаров

Стихотворение было вдохновлено бессловесной игрой Янковского в фильме «Дом, который построил Свифт» 1982 года. Режиссером картины вновь выступил Марк Захаров, а сценаристом – не поверите – Григорий Израилевич! Втроем они сформировали особый кинематографический стиль, синтезируя романтические образы, делая их живыми и понятными зрителю. Олег Иванович не просто молчал, желая зацепить взглядом неравнодушного зрителя. Порой он был лишен даже возможности видеть объективы камер, ведь глаза его были скрыты черной маской прямоугольной формы. Но и это обстоятельство не мешало ему воплощать гениальные идеи сценариста, режиссера, а также вкладывать в героя свои собственные переживания.

3. Превращал уныние в сказку

Источник: https://www.culture.ru/persons/2211/oleg-yankovskiy-2
Источник: https://www.culture.ru/persons/2211/oleg-yankovskiy-2

— Вы как-то сказали, что избалованы сказками…
— Да нет. В жизни сказки было мало. Жизнь у меня была достаточно тяжелая. Рождение в городе Джезказгане. Эвакуация. Репрессированный отец. Потеря отца. Мама поднимала троих детей. А сказка… Это я сказал о фильмах…

Источник:http://kstolica.ru/publ/intervju/oleg_jankovskij_bez_skazki_zhit_trudno/4-1-0-1486

Сказочные сюжеты, вплетенные в мировую историю, буквально преследовали актера с непростым прошлым и непростой внешностью, а он был только рад играть Петра I, Ленина, Гамлета, капитана Беринга на театральной сцене, а, кроме того, воплощать литературных и мифических персонажей в кино. Олег Иванович не раз говорил, что жизнь становится невыносимой без ощущения волшебства, даже если ты уже давно не ребенок. Такой подход к пониманию мира мечты и фантазии во многом определил отношение Янковского к персонажам: его герои ироничны, полны энтузиазма, даже если финал их предопределен, даже если в конце ждет разочарование и отречение. Не всех радуют печальные сюжеты: отсутствие в современном кинематографе светлых фильмов в начале века подтолкнет Олега Ивановича снять свою собственную сказку о жизни.

Кадр из фильма «Приходи на меня посмотреть» 2000 года, реж. Олег Янковский
Кадр из фильма «Приходи на меня посмотреть» 2000 года, реж. Олег Янковский

Сюжет картины, на первый взгляд, не кажется нам волшебной любовной историей: больная старушка с пустой мечтой о любящей семье, одинокая женщина средних лет, которую прекрасно играет Ирина Купченко, и её ровесник – случайный и не особо приятный гость по имени Игорь в исполнении Янковского. Начало фильма обещает ссоры, слезы и может быть, смерть, но это лишь предубеждение! Картина только кажется серой, унылой и реалистичной. На наших глазах в предновогодние дни воплощаются все грезы пожилой хозяйки квартиры, Янковский и Купченко снова играют любовь, но уже не такую как когда-то в «Обыкновенном чуде». Их встреча невозможна, их чувства развиваются постепенно и окрашивают в яркие тона безрадостный мир. Ложь во спасение действительно избавляет героев от боли и дает надежду на счастье.

«В потоке чудовищно-чёрного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты»

Источник: Наталья Влащенко — Олег Янковский: «Другого списка судьба мне не показала», «День» № 188, 16 октября 2002

4. Импровизировал и редактировал

«Если уж ты пришел, будь любезен стать соавтором»

Источник: https://iz.ru/news/348723

За сорок лет кинокарьеры Олегу Ивановичу довелось поработать с такими режиссерами как Георгий Данелия, Роман Балаян, Сергей Микаэлян и Марк Захаров, о котором мы уже многое рассказали. Ходят слухи, что именитые мастера киноискусства не всегда ценят актерские выходки, отступления от сценария и вольные пересказы. Что ж, Янковскому несмотря ни на что удавалась импровизация, которая впоследствии становилась частью фильма и не только! Такой была небезызвестная сцена со свечой из кинокартины «Ностальгия». Кстати, увидеть её можно не только в кино, но и на одной из московских стен.

Граффити с изображением Янковского, художник ZOOM, 1-й Щипковский переулок дом 19
Граффити с изображением Янковского, художник ZOOM, 1-й Щипковский переулок дом 19

Примечательно, что держатель в руке нарисованного Олега Ивановича настоящий: каждый желающий может принести и зажечь новую свечу в память о великом артисте.

Не стоит думать, что любой экспромт артиста всегда воспринимался с восторгом. Так в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» актер изменил финальную речь своего героя. «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа» – намеренно или случайно Олег Иванович произнес «умное» вместо «серьезное». Фраза запомнилась зрителям на долгие годы, однако Григорий Горин всё же остался ею недоволен и даже хотел внести правки в готовый фильм. Захаров остановил товарища, убедив сценариста в том, что всё случилось так, как должно было произойти.

Уместны были импровизации Янковского или же нет – решать зрителю. Однако нельзя не отметить детальную работу актера с персонажами, его стремление сделать героя простым и в то же время мудрым и эмпатичным. Последняя роль не стала исключением:

«Олег Иванович не был особо верующим человеком, — пишет отец Иоанн. — До съемок он даже не знал, как правильно креститься, и искренне недоумевал, почему в соборе нельзя курить трубку. Однако, будучи исключительным профессионалом, да под наблюдением курирующего съемки от Церкви священника, быстро всё для себя уяснил»

Источник:https://foma.ru/jetot-neobychnyj-podarok-oleg-jankovskij-poluchil-nezadolgo-do-smerti.html
Кадр из фильма «Царь» 2009 года, реж. Павел Лунгин
Кадр из фильма «Царь» 2009 года, реж. Павел Лунгин

В 2009 году Олег Иванович в последний раз принял участие в съемках картины. Как всегда ему была уготована особенная, ни на что не похожая роль. Игумен Филипп Колычёв стал, пожалуй, самым неожиданным персонажем, которого только можно было увидеть в исполнении Янковского.

«Он смог пропустить этот образ через себя, а для этого нужен не просто актерский талант, но внутренняя глубина. Янковский не просто сыграл, а «прожил» свою роль»

Источник: https://www.pravmir.ru/ieromonax-kosma-afanasev-car-eto-kino-o-svyatosti/

Он действительно перевоплощался в каждого своего героя и нам до сих пор сложно поверить, что потрясающий артист ушел из жизни в возрасте 65 лет. Казалось, он просто не может исчезнуть: он обязательно ещё примерит на себя костюм барона Мюнхгаузена и напишет сказку, в которую мы влюбимся по собственному желанию. Но… нет. Янковский не сценарист, не писатель и никуда не уходил. Он был волшебником и его магия в наших сердцах, в голубых экранах, за кулисами театра никогда не исчезнет. Вот почему Олег Иванович так хорош!

Источник: фотография из архива Анатолия Морковкина
Источник: фотография из архива Анатолия Морковкина

—————

Мы с трепетом ждем комментариев о великом актере! Пишите, какие роли Янковского ваши любимые и какого артиста вы бы хотели видеть в нашей следующей статье.

Отдельная благодарность всем, кто подпишется и поставит лайк :)