32-й символизирует итальянскую авиацию 30-х годов.
CR — Caccia Rosatelli — Истребитель Розателли.
Celestino Rosatelli
Каждое крыло имело два трубчатых дюралевых лонжерона, перпендикулярно которым устанавливался густой набор ферменных нервюр из алюминиевых трубок квадратного сечения. Для жесткости набор стягивался диагональными расчалками.
Верхнее крыло крепилось к фюзеляжу N-образными стойками. Между крыльями находится обтекатель, где прячется дополнительный бензобак и электрогенератор с приводом от ветрянки. Обшивка полотняная. Элероны находятся на верхних крыльях, там же распологаются балансиры. Как уже отмечалось, межкрыльные стойки выполнялись по схеме так называемой фермы Уоррена, обеспечивающей большую жесткость, необходимую для осуществления маневров с высокими перегрузками. Между двумя рядами подкосов натягивались крест-накрест диагональные расчалки.
Силовую основу фюзеляжа составляла четырехгранная клепаная ферма из дюралевых и стальных труб. Сверху на нее надставили каркас из полукруглых дуг.
По носовой компоновке традиционно стоял рядный 12-цилиндровый движок, сзади бензобак с местом для магазина пулемётов. Снизу итальяского двигателя располагались водяной и масляный радиаторы. Сиденье пилота регулировалось по высоте и, разумеется, не имело никакой бронезащиты - тогда это считалось необязательным. Итальянский парашют, одевавшийся на спину летчика, делал ненужной мягкую обивку, за исключением подушки снизу. За спинкой предусматривалось пространство, куда можно было втиснуть радиостанцию, фотоаппарат или кассету для мелких бомб - по желанию. Весь фюзеляж, кроме капота, обтягивался полотном.
Fiat A.30 R.A — двигло
12,7-мм Breda-SAFAT — пулемёты
Помимо базовой версии CR.32 ceotcndjdfkf модификация CR-32quater (выпущено неск. десятков экз.). Они пригодились для проверки эффективности различных вариантов вооружения.
Самолет CR-32 явил собой самый совершенный истребитель-полутораплан между двумя мировыми войнами. По боевому “долгожительству” он практически не имеет аналогов. Во франкистской Испании только “Чирри” и советские монопланы И-16 типа 10 строились серийно и оставались в строю в качестве учебно-тренировочных и пилотажных самолетов до 1954 года!
К началу вступления Италии в WWII самолёты Розателли безнадежно устарели. Успехом этих самолётов можно назвать военные события в Восточной Африке. Тем не менее, 28 апреля 1933г. испытали опытный образец самолёта, пилот —Франческо Брак-Папа. Выделили повышенную манёвренность (правильное расположение баков) и скорость. На официальных испытаниях в исследовательском центре ВВС в Гуидонии отметили также улучшение поведения самолета на пикировании, в дальнейшем, пилотам сражавшимся в пылающим небе Испании против советских истребителей И-15 — это сильно поможет. После испытаний министерство аэронавтики сразу же заказало у Fiat первую серию из 50 истребителей. Однако первые CR.32 поступили не в итальянские, а в китайские ВВС. В дальнейшем выяснится, что для китайцов эти самолёты не подходят по ряду причин: смесь из бензина, бензола и спирта, на которой работал двигатель Fiat A.30 R.A, не применялась более ни на одном моторе, эксплуатировавшемся тогда в Китае. А также, уровень подготовки китайских летчиков и механиков оказался недостаточен для освоения современных машин.
В июле соглашение расторгли, недопоставленные 15 истребителей, предусмотренные контрактом, так и остались в Италии. Уже к маю 1936 г. у китайцев сохранилось только шесть CR.32, так что к началу боевых действий между Японией и Китаем в августе 1937-го вряд ли кто-нибудь из них мог подняться в воздух.
Пришла и очередь Италии обновить гараж авиации новыми полуторапланами CR.32 (март 35-го). Министерство аэронавтики надолго обеспечило туринский завод работой, выдав дополнительные заказы на 232 самолета. Все первые CR.32 были вооружены парой 7,69-мм пулеметов. Однако огневую мощь истребителя сочли недостаточной.
СR.32bis (весна 36-го) — след. модификация самолёта. Добавилось: доп. пулемёты поверх нижнего крыла, усовершенствованный движок A.30 R.A.bis. Меньший расход горючего позволил увеличить продолжительность полета на полчаса. В то же время увеличение веса на 120 кг и дополнительное сопротивление, создаваемое крыльевыми пулеметами, снизили максимальную скорость на 25 км/ч и ухудшили скороподъемность. Эта модификация продержалась в производстве до лета 1937-го, когда ее сменила новая — CR.32ter. В ходе серийного производства вооружение CR.32bis еще раз усилили, сменив фюзеляжные пулеметы на крупнокалиберные (12,7 мм) Бреда-SAFAT.
Самолёты хорошо экспортировались, помимо Китая, их закупило правительство Венгрии, последовавшее примеру люфтваффе, с их нарастающей авиационной техникой. Война (гражданская) в Испании стала полигоном для проверки самолёта Розателли. Грозными противниками фашистких сил являлись советские И-15 и моноплан Поликарпов И-16, которые составляли основу Республиканской истребительной авиации.
20 августа итальянцы сбили первый республиканский самолет — Nieuport 52.
31 августа они понесли и первые потери: в бою встретились три "Fiatа" и три республиканских истребителя Dewoitine D.37. Две итальянские машины были сбиты, а третья повреждена. Республиканцы потерь не имели. Однако стратегический перевес в воздухе быстро перешел к итальянцам. Количество прибывавших из Италии самолетов все время увеличивалось, что позволило укомплектовать две полнокровные эскадрильи. Третью собрать не удалось, 28 октября четверка незнакомых бомбардировщиков нанесла удар по аэродрому Таблада — это были СБ. В последующие дни советские бомбардировщики успешно атаковали еще несколько окрестных авиабаз: 1 ноября на стоянках аэродрома Гамональ они сожгли шесть итальянских бипланов. Они ни чуть не уступали CR.32, даже превосходили их.
Стоит отметить, итальянские полуторапланы не отличались своей неуязвимостью. Так, 2 ноября итал. лётчики столкнулись с новыми республиканскими истребителями (И-15) и потеряли четыре машины. Уже 15 ноября столкнулись И-16 и CR.32, тактика советских лётчиков — бои на вертикалях. Действительно, Fiat`ам тяжело было тягаться с И-15 и И-16. Хотя CR.32 немного превосходил биплан Поликарпова по скорости на малых высотах, он существенно уступал своему более верткому противнику в горизонтальной маневренности. И-15 был почти в полтора раза легче и имел мотор большей мощности. Да и несущая площадь у него была побольше. Такое сочетание обеспечивало поликарповской машине значительное преимущество в виде меньшего радиуса виража, да и выполнялся он существенно быстрее. Единственным маневром, которым итальянец мог оторваться от противника, являлось пикирование - здесь более тяжелый CR.32 разгонялся куда быстрее, чем И-15. Вот что писал в своих мемуарах Г.Н.Захаров, воевавший в Испании на И-15: "Вообще догонять пикирующий "Fiat" - пустая затея: он тяжелее И-15, на пикировании у него скорость больше. Итальянские пилоты это знают и таким образом всегда выходят из боя".
Fiat CR.32 оказался самым массовым типом самолета испанской войны. Не зря этому уделено 1/3 часть истории самолёта Розателли.
Их поступило в общей сложности 375 штук.
CR.32 quater прекратили выпускать в мае 1939 г. Всего к этому времени было построено 1211 истребителей. 1052 из них поступили на вооружение итальянских ВВС, остальные пошли на экспорт. Кроме уже упоминавшихся Китая, Австрии и Венгрии, десять CR.32 в 1938 г. купил Парагвай и девять - Венесуэла. Бывшие австрийские истребители после "аншлюсса" ненадолго вошли в строй люфтваффе. II эскадра австрийских ВВС стала группой 1/JG138. Но немцы посчитали их устаревшими. Австрийских летчиков пересадили на "Мессершмитты", а "Fiatы" сбыли по дешевке в Венгрию.
Время летело, авиапромышленность развивалась ещё быстрее, чем прежде. К 1941 году "trentadue" отправляется на заслуженный отдых, перед тем, дав понять, что этот вечный покой неизбежен. Война в Африке. Точнее в её северной части. 10 июня 1940 года, когда Муссолини объявил войну Англии и Франции, в строевых полках оставалось 187 CR.32 разных модификаций. Высвободившиеся бипланы отправили в колонии. С 1940 г. CR.32 появились в Ливии, Абиссинии (Эфиопия), Албании и на о.Родос. Боевые действия с участием CR в воздухе продолжались до контрнаступления англичан с их Hawker Hurricane. Итог — большую часть CR.32 пришлось бросить на оставляемых аэродромах. Эфиопия стала последним регионом, где воевали 32-е: последний из них летал до апреля 1941 года.
Эту машину начали использовать не для военных целей и закончили точно также. Впоследствии Fiat CR.32 и его модификации использовались в качестве учебных самолётов в Италии и не только.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики CR.32ter
- Экипаж (b) : 1 человек
- Длина (b) : 7,45 м
- Размах крыла: (b)
- верхнего: 9,5 м
- нижнего: 6,145 м
- Высота (b) : 2,632 м
- Площадь крыла: 22,12 м²
- Масса (b) пустого: 1 455 кг
- Нормальная взлётная масса: 1 914 кг
- Двигатели: (b) 1× Fiat A.30 R.A.bis (b) V-образный, 12 цилиндровый, жидкостного охлаждения.
- Мощность (b) : 1× 600 л. с. (b) (447 кВт)
- Максимальная скорость, км/ч: 354 км/ч (на высоте 3000м)
329 км/ч (у земли)
- Набор высоты (на 6100 м): 14мин 25cек
- Практический потолок, м: 7695
- Дальность полета, км: 780