Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Самый длинный перелет в моей жизни. Часть 2.

Оглавление

Cергей Трикачев

Пройдя санчасть, пошли в штурманскую и на подпись в диспетчеру старта. По неведомым причинам, в вылете нам отказали, перенеся его на два часа. Пока ожидали в комнате отдыха назначенное, якобы для согласований время, подошло официальное сообщение , что " 10 ноября 1982 года, умер Генеральный секретарь ЦК КПСС, Леонид Ильич Брежнев..."

Мгновенно эта информация "ударной волной" разлетелась по всем службам, населению и по всей стране. Наверное на местном уровне или по команде сверху вылет нам запретили, так как по стране был объявлен траур. Командир перенес время вылета на завтра, хотя каких либо гарантий по вылету служба движения не могла дать. Сидя в комнате отдыха мы еще некоторое время смотрели телевидение. Телевизионная программа почти ежечасно перекликалась траурным новостным сообщением. Настроение было отвратное, что чувствовалось по общей обстановке. Вечером прогулялись по городу. Полнейшая тишина на улицах и были закрыты все увеселительные заведения, казалось что и в домах окна светятся сумеречным светом. Где то из сознания, выплывала фраза, произнесенная героем фильма "Неуловимые мстители", с участием моего земляка Виктора Косых /Волкова/- "Вокруг мертвые с косами стоят и ...тишина !" Удивительно, но утром безо всяких препонов, пройдя санчасть, вылетели по маршруту.

Карта  Кременчуг...Воронеж.
Карта Кременчуг...Воронеж.

Путь наш был на Воронеж. Где то вдалеке просматривалась Полтава, а через час с небольшим, появился Харьков. Огромный город, а что еще скажешь. В полете по маршруту в условиях отличной видимости, полет напоминал небесную прогулку, познавательную и интригующую. Ноябрь месяц в местном понимании, был как летний день, где ни будь в центральной части страны. И конечно не сравнимо, с северными пейзажами, где уже в сентябре все засыпано снегом, а на Октябрьские праздники морозец доходит до - 30 градусов.

Далее на траверзе, увидели Белгород, Старый Оскол уже по рельефу и флоре, менее насыщенный зеленью лесов. Часа через полтора подлетели к Воронежу. Проверили схему захода и по команде диспетчера, зашли на полосу. Перелет составил примерно 550 километров. Остаток топлива был около 700 литров. Зарулили на стоянку, в сопровождении машина РП и выключили двигатели. Связавшись с ПДСП, поняли, что топливозаправщик нам ожидать не стоит и надо согласовывать количество по наложенному лимиту. Техники остались на вертолете, выполняя обслуживание. Действительно, назрел вопрос к которому мы отнеслись с прохладцей. А именно недопоставки топлива практически во все аэропорты Союза. Суточный лимит на один борт транзитного вертолета составлял 1000 литров. Вот и попробуй заправиться "под пробки". По коридорам служебного помещения прошли в ПДСП. Пожилой начальник смены повернулся к нашему входящему экипажу и мы чуть не обалдели от увиденного!!! Перед нами сидел...вылитый Леонид Ильич Брежнев!!! Такие же черты лица, правда немного скулистее, прическа, сросшиеся брови, и торчащие в разные стороны волосы на них, как у Генсека. Замерев от увиденного, мы переглянулись и стараясь не подавать вида дали понять, что топливо нам очень нужно для продолжения длительного перелета на север. "Ничем помочь не могу, только 1000 литров и ни грамма больше - чеканя каждое слово сказал он. Ну не торговаться же с находящимся на службе руководителем. А какие могут быть варианты?- переспросили мы. Да какие варианты, сейчас в течение пары часов, отправлю к вашему борту ТЗ , зальете лимит, а дальше попробуйте следить за изменениями обстановки!- ответил тот. Как это следите за обстановкой? переспросили мы почти хором. Да получите направление в гостиницу, разместитесь и видимо придется подежурить, вдруг повезет и появится возможность дополнительно заправить вас. На том и порешили.

Проходя по коридору, наткнулись на Доску Почета. На одном из фото был наш знакомый "Леонид Ильич", с надписью "Ветеран Великой Отечественной войны......Фамилия Имя Отчество", вот же как бывает и в один голос произнесли: - Ну до чего же похож!! Разместившись в гостинице, решили распределиться по двое и дежурить в зоне обзора перемещающихся заправщиков и службы ПДСП ненавязчиво напоминая о себе. Пришли техники и с удручающим видом сообщили, что заправили только 1000 литров. Они еще не ведали о наших начавшихся злоключениях!! Чтобы не утомлять читателя, надо сказать, что еще двое суток, нам заливали по 500 литров и только 15 ноября мы с полной заправкой взлетели и взяли курс далее, казалось бы на северо-восток, а точнее на Тамбов.

Карта Воронеж -Тамбов - Рязань
Карта Воронеж -Тамбов - Рязань

Но и здесь таилась неожиданность. Войдя в зону район- Тамбов, вышли на связь с ПДСП и получили ответ, что практически нет достаточного количества топлива для транзитных бортов. И после пролета траверза Моршанска порекомендовали следовать на Рязань. Да все вроде бы понятно, но у командира не было допуска полетов в Московской воздушной зоне. Благо Рязань была внесена в план маршрута, как запасной аэродром! Да и кто проверит в полете допуска командира??? При таких полетах уже не до созерцания красот природы, только и думай когда, где и как "обуют" по полной программе! Вот так, накрутив на спидометре около 450 километров, мы сделали посадку в аэропорту города Рязань.

После таких выкрутасов выйдя из пилотской кабины Василий Самойлович произнес: - Сережа, голосовые связки перехватило, нет ли у нас на борту, чего-нибудь из напитков? Я заглянул в наши дорожные сумки, которые мы загрузили еще в Кременчуге и конечно в дороге постепенно опустошали их. Ничего похожего не обнаружил и мой взгляд упал на корзинку, которую любезно передала любимая теща нашего второго пилота Сергея Швитина. Накидка, закрывающая содержимое, немного сползла и я увидел пару-тройку бутылок "Нарзана" с запечатанными пробками. Вася - сказал я - там в корзине бутылки с "Нарзаном", может сгодятся? -Да чего там, давай, в горле першит, сил нет как пересохло ответил он. Я подал ему одну бутылку, тот залихватски сдернул пробку и высоко задрав бутылку опрокинул её в рот! В мгновение лицо его исказила нелепая гримаса и оторвавшись от горлышка, он прохрипел: -Сааамагооон!! Но уже проглоченная жидкость размеренно вошла в его чрево! Сделав выдох по глубже, он только и вымолвил: - Хорошую горилку, делает кременчугская теща у Швитина. И подхватив бутерброд с колбасой, лежавший на сиденье, рядом с техниками, смачно начал его разжевывать. Мы чуть не упали со смеха. Вот те раз, выпил, закусил, жизнь продолжается, но повторять его "подвиг" не стали. А много ли надо, для поднятия настроения, немного шутки, озорного оптимизма и дружеского общения.

В службе движения и ПДСП аэропорта категорически отказали в заправке, отложив даже обещания на неопределенный срок. Так или иначе мы поставили вертолет в план с вылетом до Горького и отправились на отдых в гостиницу. Не было никакого желания даже выйти в город. Сев в комнате отдыха всей честной кампанией смотрели телевизор. Гнетущая обстановка сопровождала нас повсюду. Впрочем по телевидению показывали церемонию прощания и воинский ритуал похорон Генерального секретаря. Запомнилось, что венки несли одни генерал-майоры количество которых трудно представить в одном месте. Да и еще, при опускании гроба как будто бы у одного из них соскользнула рука с удерживаемой веревки и гроб слегка накренившись с уклоном начал неравномерно опускаться в вырытую могилу. Камера как будто бы застыла в руках оператора, но не вышла из ракурса. Так и демонстрировались эти исторические съемки на всех каналах без редактирования.

Об этом я вспомнил когда хоронили Бориса Николаевича Ельцина. Там тоже был небольшой конфуз...Если кто не заметил, попробуйте найти документальные кадры. Дело в том, что когда снимали флаг России с крышки гроба усопшего и сворачивали его для вручения семье Президента /а это делалось впервые в современной России/ видимо не до автоматизма были отработаны движения рук воинов службы Почетного караула по укладке стяга. И в какой то момент движение рук как бы замерло и пошло не в требуемом направлении сворачиваемого полотнища. Камера четко запечатлело эту ошибку в прямом эфире. Правда вероятнее всего для этого наблюдения нужен наметанный глаз зрителя самого увлекающегося виде съемкой и монтажом. Не претендую на свою исключительную наблюдательность, просто так к слову...

Во общем еще пару дней, мы провели в славном городе Рязани. Гуляя по городу, случайно подошли к деревянному дому, оказалось, что это дом поэта Сергея Есенина с укрепленной на нем табличкой. Больше особо ничего не запомнилось. Да и мысли все были погружены в основном на тему, как бы выбраться дальше по маршруту.

 Телеграммы из семейного архива, сохраненные моей женой.
Телеграммы из семейного архива, сохраненные моей женой.

Со всех городов, куда нас заносила эта командировка, я высылал своей невесте телеграммы. Так что наш маршрут, наверное был почти подконтрольным и вызывал массу вопросов со стороны ждущих меня родителей. Не знаю дошло ли до просмотра карты СССР, в части исследования нашего маршрута? У моей тети, сын был моряком торгового флота и в комнате стоял глобус, который она частенько вращала, определяя порты и маршруты своего сына, познавая на старости лет географию. Семнадцатого ноября вечером из общения со службой ГСМ, мы узнали, что в 10-15 километрах от Рязани, находится аэродром ДОСААФ и там есть небольшой склад ГСМ. После недолгих раздумий, командир поставил наш вертолет в план по маршруту на Горький через этот аэродром. Цель перелета была обозначена и согласована. И наутро мы вылетели туда.

Карта маршрута Рязань - Горький
Карта маршрута Рязань - Горький

Действительно, на аэродроме стояли учебные Л-39. Зарулили на заправку. Наша посадка не вызвала никаких удивлений, как можно выразиться - Все пошло по плану! Топливо было в наличие. Я с техником и представителем службы ГСМ, придирчиво проверил паспорта на топливо, документы не вызывали сомнений. И сделав полную заправку, еще раз проконтролировав качество, мы взлетели и взяли курс на Горький. Штурман Сергей, особенно подчеркнул, что превышение в районе Горького доходит до двухсот метров и надо по внимательнее следить за безопасной высотой.

Расстояние от Рязани до Горького, было в пределах 380 километров и через два часа полета мы зашли на посадку в аэропорту. Машина РП сопроводила нас по рулежкам и вывела на стоянку. Конечно, первым делом мы обозначили своё присутствие и желание сделать дозаправку. Но желание как всегда не совпадало с возможностями аэропорта по топливу. Процесс пошел по накатанной дорожке. Гостиница, дежурство и суточное бдение по вопросам ГСМ. Пятьсот литров в сутки на транзитные борта. Да мы уже и смирились с таким положением дел. В день прилета дозалив свою "пайку", переночевав, мы выехали в город. Как говорится, если не получается прорыва на работе, то получай удовольствие от своего пребывания в новом городе. А посмотреть в Горьком, было что! Конечно выехали в старый город, находящийся на горе. Осмотрели Нижегородский кремль, исторически знаковое сооружение сооружение. Воспользовавшись общественным транспортом, доехали до Центральной проходной Горьковского автозавода. У проходной на постаментах стояли автомобили ГАЗ- 24 черного и белого окраса. Впервые я увидел этот автомобиль учась в Выборге. А это был 1973 или 1974 год. Поехали в увольнение в Ленинград и попали в Гостиный двор. Около центрального входа, в вестибюле стояла эта модель черного цвета. Была она установлена на вращающийся постамент блистая окрасом при каждом своем вращении. Внизу была табличка с описанием технических данных и вполне реальным ценником- 9 200 рублей. Вокруг стояла толпа "покупателей", а точнее зевак, обсуждающих то ли цену автомобиля, то ли дизайн. Конечно, для того времени это была практически неисполнимое желание доблестных труженников страны Советов. Из подслушанных разговоров моего деда с сослуживцами запомнилась фраза: - Теперь, даже перед водителем, надо папаху снимать! С намеком на низкую высоту автомобиля. Старший и высший офицерский состав ездивший на "Волге ГАЗ-21", еще долго привыкали к новой модели.

Карта маршрута Горький- Сыктывкар
Карта маршрута Горький- Сыктывкар

Дня за два мы все таки дозаправились до полной заправки и двадцать первого ноября вылетели на Сыктывкар. По мере перемещения картинки природы чувствительно менялись, осень полноценно переходила в состояние зимы. После прибытия как обычно разместились в гостинице летного состава. Вечером, сидя всей нашей дружной кампанией и обсуждая тему затянувшегося перелета при этом вполне резонно возникал вопрос в части моего участия в дальнейшем перегоне. День моей свадьбы неумолимо приближался. Могло получиться так, что с такой скоростью перемещения я могу не попасть на это мероприятие! Как минимум надо было прибыть в Свердловск не позднее 24-25 числа. Перспективы по дальнейшему выполнению задания были туманны! Ребята меня конечно подбадривали, видя моё сумрачное настроение. И было решено, при любом исходе послать телеграммы командованию с просьбой о моей замене в Сыктывкаре. Далее тянуть было уже невозможно! И чтобы явственнее обозначить своё намерение текст телеграммы был составлен так: - "Прошу вас произвести замену бортмеханика в связи отбытием, на собственную свадьбу!" Подпись.

Готовцев Б.М.- замполит ОАО, Мяконьких Б.М.- командир летного отряда и Манцуров Ю.И.- командир ОАО.
Готовцев Б.М.- замполит ОАО, Мяконьких Б.М.- командир летного отряда и Манцуров Ю.И.- командир ОАО.

Для начала я отослал её на имя командира объединенного отряда, Юрия Ивановича Манцурова. На следующий день, примерно с таким же текстом командиру 350 летного отряда Мяконьких Геннадию Михайловичу и замполиту Объединенного отряда -Готовцеву Борису Михайловичу. Ответа так и не пришло, по крайней мере в эти дни. Собственно в голове моей боролись спонтанные мысли обусловленные темой предстоящей свадьбы и моего прибытия на неё. Казалось, что формально рапорт на отпуск подписан с 15 ноября и отдан по инстанции. Сложно представить, как решается вопрос с моей заменой?

Карта маршрута Сыктывкар-Печора-Воркута-район Кары-Мыс Каменный.
Карта маршрута Сыктывкар-Печора-Воркута-район Кары-Мыс Каменный.

А путь еще предстоял немалый. От Сыктывкара до Мыса Каменного, расстояние немалое, около 1 400 км. Да еще надо было преодолеть хребты Полярного Урала или обойти его по береговой линии Байдарацкой губы, а для начала долететь до Воркуты. Благо по информации в ПДСП топливо там было без каких либо ограничений, видимо сказывался северный завоз. Вообщем в размышлениях и беседах подошли к выводу, что мне надо покупать пассажирский авиабилет по маршруту Сыктывкар - Свердловск. Получалось, что пролетев расстояние, около 2 000 км и не завершив выполнение задания я вынужден был покинуть экипаж. Ребята как могли поддерживали меня, время позволяло не торопясь осмыслить дальнейшие действия. Где то в глубине сознания висела мысль, а не подвожу ли я в работе своих коллег бросая их так сказать на произвол обстоятельств?? Но получил полную поддержку членов экипажа и заверение в понимании этого вопроса. Просто постарался выбросить это из головы. Да конечно, отработав более восьми лет в эскадрилье имеет же право 28 летний мужик на принятие собственного решения, невзирая на исход и готовый принять любой удар судьбы!

Еще в Горьком я послал своей будущей жене телеграмму, что буду 24 ноября, чтобы она не переживала, впрочем как и все родственники.Так и произошло. За эти оставшиеся дни вертолет все-таки был полностью заправлен и готов к вылету. Перед отлетом проверили состояние своих кошельков , как никак поиздержались за время такого перелета, а ребятам еще предстояло жить до прибытия замены! Оставив себе пятерку, высыпав остатки усохшего содержимого своего кошелька в общий бюджет коллектива я стал готовиться к вылету. Перед этим, отправил домой телеграмму - "Вылетаю из Сыктывкара, буду 24 , рейсом №..." Надеясь, что меня встретят. Утром ребята проводили меня и я усевшись в кресле, полностью расслабленный вылетел в Свердловск.

Будущий тесть встретил меня в аэропорту и привез в свердловскую квартиру. Информации было много и во время обеда обсудили с ним накопившиеся вопросы. Затем он же перевез меня в аэропорт Уктус, местных воздушных линий и на самолете Ан-2 я перелетел в Алапаевск. Там меня встретил мой батенька и я пересев за руль авто по улицам родного города прибыл к частному дому нашей семьи.

Встречи, хлопоты, объяснения были нескончаемые. Но главное, невеста была наверное счастлива, впрочем как и я. Подготовка к свадьбе, входила в завершающий период, правда без моего активного физического участия. Оказалось, что из за всеобщего траура было много перенесенных на другой срок количества свадеб и на 27 ноября, их количество практически утроилось. Да к тому же было принято решение о Торжественной церемонии бракосочетания перенесенной из ЗАГСа в залы и сцену Дворца Культуры "Металлург" с проведением народных конкурсов и в сопровождении художественной самодеятельности ДК. Наутро, я заехал к своему товарищу, Рафику Бакиеву, работавшему в студии "Звукозапись" от управления бытового обслуживания населения. Именно там я познакомился со своей будущей женой. Она приходила заказать нарезанную на пластике и закрепляемую на открытке музыкальную программу, видимо для подарка кому то из подруг или коллег.

Мой батенька Василий Антонович, при машине в свадебном одеянии.
Мой батенька Василий Антонович, при машине в свадебном одеянии.

Так что он был соучастником моего первого знакомства. На какой машине планируешь поездку на свадьбе?- спросил он. На отцовской - ответил я - "Жигули" белого цвета, вполне подходят к ритуалу бракосочетания. Немало моих друзей и соседей даже без моего участия перемещались на его приукрашенной нарядной машине. Мой отец практически никому не отказывал, если был свободен и возил молодоженов. Сергей, а что если я возьму горисполкомовскую черную "Волгу ГАЗ -24" - сказал Рафик- и покатаю вас по всем мероприятиям! Посолиднее и места побольше! Спорить и отказываться я не стал и дал согласие.

Ко дню регистрации из Свердловска прибыл автобус с родственниками со стороны жены и разместились в гостинице "Нейва" на улице Ленина. Многочисленные родственники с нашей стороны прибыли из других городов и разместились по родне. Так что всё пошло своим праздничным чередом! Гулять, так гулять ! И как в песне..." Веселой этой свадьбе было места мало и неба было мало и земли! " Да действительно и земли нам хватило , ну а уж небесных приключений, еще больше !...

"Молодая семья, ячейка общества".
"Молодая семья, ячейка общества".

Примерно через неделю я получил почтовый перевод высланный моим однокурсником и коллегой Султаном Кистаубаевым, заменившим меня в перегоне из Сыктывкара. Ну значит не уволили подумал я. С женой улетели в Ригу и практически дней на пятнадцать "закрутились" в свадебном путешествии.

По окончании отпуска где то к 23 февраля прибыл на Каменный. Проходя по коридору встретились с Анваром Зиятдиновым заместителем командира отряда. Улыбнувшись при рукопожатии он сказал: - Я же говорил тебе успеешь к свадьбе, так и вышло!!! В ответ услышал: - Да я и не сомневался! Улыбнулись и разошлись. Да и какие обиды могут быть на своих коллег вскормленных и выросших в таком коллективе, проверенные десятками лет совместной работы.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Васильевич Трикачёв | Литературный салон "Авиатор" | Дзен