Казалось бы, все логично: словосочетание «период турбулентности» прочно вошло в нашу жизнь, российские компании переживают беспрецедентные санкции, а значит, будут стремиться к экономии и в первую очередь отказываться от услуг внешних специалистов.
Внимание, спойлер: это не так.
Именно в сложные для экономики и бизнеса периоды консалтинг не только не исчезает, но и получает дополнительные стимулы для развития. Чтобы понять, почему это происходит, давайте разберемся, для чего вообще люди обращаются к профессиональным консультантам.
Экономия вашего времени
Занимаясь бизнесом, вы обязательно изучаете различные стороны вопроса. Вы погружены в тему продаж, управления проектами, маркетинговой стратегии и, конечно, ИT. Но у вас нет возможности с головой уйти в изучение тонкостей какого-то одного из этих аспектов — хотя бы по той причине, что в сутках по-прежнему 24 часа, львиную долю которых вы тратите на свое основное занятие — собственно бизнес. Тогда-то и нужны консультанты, задача которых — знать все, но в одной области.
Поясню на примере отрасли, в которой компания DIS Group работает уже более 17 лет, — управления данными. Практически любая крупная компания, располагающая большими объемами данных — о клиентах, продуктах, услугах, сделках и так далее, — рано или поздно сталкивается со следующей проблемой: данные вроде бы есть, но вот быстро сформировать на их основании отчет или аналитическую модель не получается. Так происходит, потому что из запросов выстраивается очередь и к тому же они обладают разным уровнем приоритета. Если вы не член совета директоров компании, у вас есть все шансы получить ваш отчет через несколько недель, если не месяцев, когда информация в нем уже устареет. А ведь на ее основании приходится принимать важные бизнес-решения.
Компания обращается к ИT-консультантам с просьбой подобрать им более мощное программное обеспечение, способное работать быстрее. Но консультант, изучив ситуацию, понимает, что проблема может быть не в ПО как таковом, а в отсутствии подхода к работе с данными. Образно говоря, все данные компании свалены в одну «кучу», без распределения по категориям. Какие-то из этих данных уже неактуальны, какие-то дублируются, а каких-то не хватает. Владельцы данных, то есть те, кто за них отвечает, тоже отсутствуют, а значит, непонятно, откуда эти данные взялись и для чего предназначены. Все это напоминает огромную библиотеку, из которой исчез не только каталог, но даже таблички на книжных шкафах.
Грамотный ИT-консультант скажет об этом заказчику и поможет сформировать стратегию работы с данными: определить их источники, сформулировать требования к качеству, избавиться от дубликатов и заполнить лакуны, составить единый каталог, а главное — поддерживать его в актуальном состоянии. Возвращаясь к сравнению с библиотекой, с таким каталогом читатель может сам легко и быстро найти нужную книгу, а не звать для этого библиотекаря. Четко выстроенная стратегия работы с данными поможет устранить 90% сложностей в работе с ними. И только после того, как стратегия готова, можно выбирать ПО, оптимальное для ее реализации.
Теперь представим, что заказчик решил обойтись без внешних консультаций и просто приобрести некие ИT-решения. Он сэкономил время? В моменте — да. Но если заказчик не знает, как внедрять это ПО, а главное, в чем первопричина его затруднений, то в дальнейшем он столкнется с теми же проблемами, что и в начале работы. Значит, придется возвращаться к истокам, а такая потеря времени грозит отставанием от конкурентов и в конечном счете убытками для компании.
Концентрация актуальных знаний «в моменте»
К себе в команду вы ищете самых компетентных и опытных сотрудников. Но какой опыт может считаться большим? В лучшем случае это будет несколько компаний, в идеале — с хорошей репутацией и с именем на рынке. Консультант же прошел весь или почти весь рынок, успел поработать с огромным числом компаний и повидал все многообразие бизнес-кейсов. Более того, для него эта работа никогда не заканчивается: он в курсе всех изменений, тенденций и вызовов, с которыми сталкиваются клиенты.
Это и есть ключевая особенность внешнего консалтинга и его преимущество перед внутренней экспертизой. В моменте времени, здесь и сейчас, консультант всегда будет видеть более полную, детализированную и актуальную картину, чем компания-клиент. Последним, кстати, далеко не всегда нужны консультации «с нуля». Зачастую к услугам консалтинга прибегают, чтобы получить обоснованное, подкрепленное экспертизой подтверждение собственных гипотез. Ну или их опровержение — такое тоже возможно.
Экономия времени, выжимка актуальных и точных знаний, быстрое подтверждение или опровержение гипотез — вот три кита, на которых стоит консалтинг в ИT. Вернемся к «новой реальности», в которой теперь живет бизнес. Принимать решения нужно в условиях неопределенности, причем в очень сжатые сроки. Вместо уверенных прогнозов приходится иметь дело с гипотезами. И наконец, именно сейчас все компании ищут возможность опереться на опыт — не свой, потому что с вызовами, подобными 2022 году, пока сталкиваться не приходилось, а внешний «опыт выжившего».
На примере ИT это видно особенно хорошо. Уход западных решений, на которых много лет строилась вся цифровая инфраструктура компаний, — всего лишь вершина айсберга. Изменения в экономике гораздо глубже и сложнее, и поэтому задача импортозамещения — не просто скопировать старые решения. Необходимо сформировать новый, более работоспособный стек процессов и подобрать для него подходящее российское ПО. Кстати, первыми это поняли крупные банки — не только из-за тесной связи с мировой экономикой и колебаниями на рынке, но и благодаря грамотно выстроенной работе с данными, которая ведется уже много лет.
Что день грядущий нам готовит?
Последние несколько лет мы наблюдаем тенденцию к созданию закрытых экосистем, включающих и ИT. Как правило, такие экосистемы возникают вокруг крупнейших финансовых, телекоммуникационных и нефтегазовых компаний. Однако на пиках разработки — формирования процессов или создания собственных решений – даже самые мощные экосистемы все равно задействуют внешние ресурсы. Это происходит именно из-за их масштабности и невозможности закрыть все задачи только своими силами.
Часть консалтинговых компаний, по моему мнению, станет поставщиками ресурсов для таких экосистем и крупных организаций. Их будут привлекать к разработке продуктов и созданию стратегий цифрового развития. Другие компании будут двигаться к противоположному полюсу — в сторону «бутикового» консалтинга. Это будут специалисты в какой-то одной, очень узкой сфере, зато непревзойденные в своей области.