Найти в Дзене
NEOVOLT

Новые типы аккумуляторов: обещают и не выпускают. Почему?

Оглавление

Вы устали слышать о новейших и лучших батареях, которые, кажется, никогда не оправдывают обещаний? Узнайте, почему эти нарушенные обещания ещё не означают, что наука оказалась афёрой.

👇 Не пропустите увлекательный обзор проблем, стоящих перед аккумуляторной промышленностью, и компромиссов, на которые приходится идти учёным.

До сих пор нет ничего лучше Li-ion?

Верно, для покупки ничего лучше нет. 30-летняя технология до сих пор доминант рынка.

❌ Революции не было, нет и не предвидится.

Учёные: альтернативы литий-ионным аккумуляторам не видать

Производственная цепочка налажена под существующие типы химии. От добычи ископаемых до логистики.

В том числе инженерные конструкции приборов, пылесосов, роботов, гаджетов и электромобилей рассчитаны под элементы 3,6-3,85 В.

Какое напряжение Li-ion-аккумулятора лучше: 3,6В, 3,7В, 3,75В,...

То есть они строятся на литий-ионных аккумуляторах:

  • можно изготавливать и продавать по приемлемой цене;
  • характеристики достаточны для заложенного производителями срока службы электроники;
  • подходящие свойства для эксплуатации (с учётом климата, нагрузки, безопасности);
  • их удобно использовать в отличие от никелевых (не нужно разряжать перед зарядкой, не требуют тренировочных циклов, нет обслуживания и так далее).
Могут ли производители увеличить срок службы аккумулятора...

💬 Интересно: электрохимическая отрасль 21-го века построена вокруг Li-ion, как производства 20-го века вокруг одноразовых батареек.

«Всё из-за Алессандро Вольта»: AA-батарейки нельзя просто взять и...
Схематичная иллюстрация, был ли прогресс за последние 20 лет? Был.
Схематичная иллюстрация, был ли прогресс за последние 20 лет? Был.

Что же получается, нечего и ждать?

Нет — это неверно. Если революции не случилось, то эволюция электрохимической отрасли происходит всё время.

✅ Даже в сложные времена COVID-19 и мировых геополитических потрясений 2020-2022 аккумуляторы совершенствуют.

Аккумуляторы [2023]: квантовое стекло от создателя Li-ion, жидкий...
-3

Из приземлённых простейших примеров литий-железо-фосфатные батареи. Они сейчас массово пошли в ход даже в электроинструменте. Их устанавливают вместо свинцово-кислотных, никель-металлогидридных и устаревших литиевых химий.

Это стало возможно за счёт успехов учёных в совершенствовании анодного и катодного материалов, оптимизации состава электролита.

Аккумуляторы LiFePO4 (LFP): что это, преимущества и чем лучше...

На очереди литий-титанатные. Ещё совсем недавно мы могли покупать их только б/у из Китая (многие из наших посетителей это хорошо знают).

Теперь имеем доступ к самым разным составам LTO. Их поставляют даже в форм-факторе pouch-cell (LG Chem), которые подходят для замены литий-ион-полимерных аккумуляторов с графитовым анодом.

Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля:...

👍 Позитивных изменений в аккумуляторной отрасли стало больше. От графеновых наноструктур и марганцевых добавок до твердотельных и топливных элементов.

Литий остаётся, от Li-Polymer откажутся — 15 трендов аккумуляторов...

Мы понимаем, что количество новых аккумуляторных технологий поражает воображение лишь заматерелого специалиста электрохимической отрасли, но никак не рядового пользователя.

Исследование «Free-standing ultrathin lithium metal–graphene oxide host foils with controllable thickness for lithium batteries». Nat Energy 6, 790–798 (2021).
Исследование «Free-standing ultrathin lithium metal–graphene oxide host foils with controllable thickness for lithium batteries». Nat Energy 6, 790–798 (2021).

Какие улучшения происходят?

С каждой новой аккумуляторной разработкой получаются пусть и незначительные, но улучшения. Многие из них мы просто не замечаем и быстро привыкаем, принимая за должное.

  • Рост удельной ёмкости в тех же размерах (для Li-ion прогресс составил от 100 Вт·ч/кг в начале 2000-х до 240 Вт·ч/кг в 2020-х);
  • увеличение ёмкости на ~5-10% с каждым усовершенствованием катодного материала (основная точка прогресса — катоды, предел заряда, устойчивость тока разряда);
  • ускорение зарядки за счёт снижения температурного режима ячейки (ибо нагрев при быстрой зарядке убивает их);
  • замедляют износ, снижая паразитные химические реакции, что увеличивает срок службы химии (прогресс за 20 лет составил со 150 циклов первых Li-ion до 1000 циклов у LCO и до 6000 циклов у LTO).
Научных исследований каждый год проводится более 1000 организациями всего мира, и в первую очередь их заказывают те, кто нуждается в новых технологиях — производители.
Научных исследований каждый год проводится более 1000 организациями всего мира, и в первую очередь их заказывают те, кто нуждается в новых технологиях — производители.

***

Обычного пользователя может вогнать в тоску обилие научной терминологии без главного результата. Ведь что важно для пользователя?

✅ Когда компактный смартфон смог бы держать заряд неделю, а электромобиль проезжал бы 1000 км на одной зарядке, и всё это заряжалось 5 минут.

❌ Но пока такой результат достигается в лабораториях, к массовому распространению технологии ещё не готовы — слишком дорого, а в ряде случаев ещё и чревато побочными эффектами.

Почему никто не сделает так, чтобы телефон держал неделю

🔻 Побочные эффекты

Мы подготовили по этой теме более подробный материал с участием чешского профессора из швейцарского института, затронули и тему мошенничества в рядах стартапов, что сильно преувеличивают достижения в целях инвесторов:

Обещают новый аккумулятор — ни одного не появилось. Почему?
-6

👇 В продолжение темы:

Натрий-ионный аккумулятор от CATL: он лучше литий-ионного, когда...
Батареи, шаг вперёд: LMFP (с марганцем) вместо LFP — дольше...
«Чуть подтолкнуть в конце»: Стэнфорд смог продлить жизнь...