Найти тему

Книга из Гипериона: «Бойцовые рыбки», С. Э. Хинтон

Сегодня с полок "Гипериона" обзор культовой книги С. Э. Хинтон, по которой в 1983 году Фрэнсис Форд Коппола снял фильм "Бойцовая рыбка" с Микки Рурком в главной роли. Книга лучше.

Не могу сказать, что я ждала чего-то особенного, когда брала с полки именно эту книгу. Тут скорее сыграло любопытство, так как об авторе была наслышана, но сама не читала. В итоге я получила от этой книги массу эмоций. А ещё сожаление, что её не было в моей молодости. Достаточно бурной молодости.

-2

Книга о темных темах из жизни подростков. На первый взгляд может показаться, что это просто рассказ о мальчишках, возомнивших себя настоящей бандой. Но нет, это рассказ о том, как перевернулась вся жизнь, как полетели в тартарары все предыдущие представления о ней, все приоритеты, все принципы. Всё, что казалось таким понятным, основательным, что являлось твоим жизненным фундаментом, разрушается на твоих глазах и ты понимаешь, что всё совсем не так, как ты представлял. Это произведение можно назвать романом о взрослении, но всё же заложено здесь больше, чем привычные проблемы подростков, которые им приходится перерастать и преодолевать. Здесь о жизненных целях и их отсутствии, о сомнительных приоритетах, о том, что за внешним часто скрывается совсем не то, что мы видим.

Рассказ ведется от лица четырнадцатилетнего Расти-Джеймса, простого парня из неблагополучного района небольшого промышленного городка. Расти очень хочет стать похожим на старшего брата по прозвищу Мотоциклист, так как тот неимоверно крут. На страницах этого романа Расти-Джеймс рассказывает о судьбоносном эпизоде, который он вспомнил при неожиданной встрече с бывшим другом из прошлой, уже забытой им жизни. Об эпизоде, который теперь отчаянно хочет снова забыть. Да не получается. Так чем же ты жил, Расти-Джеймс?

-3

Романтикой улиц, адреналином от стычек и драк, обманчивым ощущением собственной крутости и принадлежности к чему-то сильному, чего боятся другие, что позволяет высоко задирать голову и чувствовать себя особенным. А также идеализированным на свой манер образом старшего брата по прозвищу Мотоциклист, которого вознес на пьедестал, но никогда не понимал. В этом особая трагедия, ведь старший был для младшего ориентиром, целью. Расти-Джеймс всегда повторял, что когда вырастет, то станет таким же как Мотоциклист, ведь они так похожи. И он пытался. Но не понимал, что ему никогда не стать таким же, потому что похожи они лишь внешне, а на деле его брат совсем другой. Образ Мотоциклиста — самый интересный в романе, самый неоднозначный. Глазами Расти-Джеймса нам рисуется потрясающий портрет местного "Робин Гуда", сильного и независимого человека, настоящего лидера, что стоит надо всеми. Но в итоге оказывается, что никакого лидера нет и в помине, а независимость — всего лишь путь одиночки, которому не нужно общество. Мотоциклист смеётся над потребностью других принадлежать к какой-то группе, он не понимает зачем это нужно. У него своя трагедия, которую он, впрочем, таковой не считает — он обладает способностью добиться любой цели и полным её отсутствием. Какая ирония судьбы, правда? Именно Мотоциклист становится человеком, который начинает разбивать "крутой" мир младшего брата, когда признаётся, что возглавлял банду только потому, что ему это было весело. А когда надоело, то он всё прекратил. Не было никакой цели. Не было принципиальности в этих кровавых противостояниях. Не было идеи. Ничего не было. Просто кому-то было весело. Для Расти-Джеймса это был очень болезненный удар. Постепенно его накрывает понимание. Страшное. Что всё куда сложнее, чем ему казалось. Что нет ничего крутого в той жизни, что он вёл, что это дорога в никуда. Что вожаком делает не крутость и сила, а ум и внутренний стержень. Что лидером не становится тот, кто не умеет просчитывать и разрабатывать стратегии. Тот удар по голове, что он получил под конец своего рассказа перед самой кульминацией романа, несёт и метафорический смысл. Время открытий, Расти-Джеймс, время жестоких открытий, переворачивающих весь твой мир. Встречай новую реальность, парень.

Можно порассуждать о причинах случившегося, об окружении, об обстоятельствах. О том, что братья росли без матери, которая бросила их ради более интересной жизни в Калифорнии, а отец был слишком занят собой. О том, что невозможно посмотреть в будущее, когда нужно выживать в настоящем. Но для меня роман "Бойцовские рыбки" стал книгой об одной из самых болезненных сторон взросления — твои воздушные замки развеиваются как дым и вместо них приходит осознание, что мир совсем не такой, каким ты его видел, что он намного сложнее, что он более жесток. Особенно больно, когда ты взрослеешь последним и последним же выходишь из игры, в которую уже давно никто кроме тебя не играет. Но одно у Расти-Джеймса получилось. Его цель осуществилась — он стал похож на Мотоциклиста. Да вот только на настоящего, а не на созданный романтической чепухой в голове образ. Да, снова ирония судьбы.

-4

Сильная книга. Это был действительно хороший удар по чувствам. Сьюзен Элоиза Хинтон получила премию им. Маргарет Эдвардс, которая вручается писателю, чьи произведения "затронули сердца юных читателей и помогли нам (взрослым) услышать их истинный голос, чувства и мысли, проникнуть в жизнь молодого человека, чтобы лучше его понять". Мне эта книга показала, что она действительно умеет говорить языком подростков и доносить до более взрослых поколений важные проблемы переходного возраста, которые старшие часто считают ерундой. Типа все это проходили. Все-то все, но каждый по-своему, сталкиваясь с собственными "открытиями" разной степени болезненности. "Бойцовские рыбки" как раз об одном таком опыте.

И в конце об издании: твердый переплёт, формат 84х108/32, бумага офсетная, крупный шрифт, перевод Юрия Мачкасова, издательство "Livebook". Цена вопроса — 370 руб.