В 1984 году Iron Maiden были на пути к тому, чтобы подчинить своему влиянию весь мир. Три года назад к ним присоединился Брюс Дикинсон, вместе с которым группа и заложила фундамент для проведения все более масштабных и амбициозных концертных туров, сопровождавших выход альбомов The Number Of The Beast (1982) и Piece Of Mind (1983).
Но пятый альбом группы, Powerslave (1984), казалось, идеально подходил для того, чтобы дать старт самому грандиозному начинанию команды. В этом материале мы вспомним об одном из самых эпичных туров Iron Maiden, который чуть было не развалил группу. Перед вами история, рассказанная очевидцами событий.
Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые новые публикации, и не скупитесь на комментарии: почти на все из них мы стараемся ответить!
Факт №1
Оформленный в древнеегипетском стиле World Slavery Tour стартовал в августе 1984 года и закончился спустя 331 день, в июле следующего года. За это время Iron Maiden успели дать 189 концертов, причем нередко группа была вынуждена играть по 6 дней в неделю.
"Я действительно удивлен, что мы смогли выдержать тот тур… Когда ты добираешься до этой стадии в карьере музыкальной группы, веселого в этом нет ничего; выступления становятся слишком утомительными или слишком трудным в эмоциональном плане. Это чуть было нас не уничтожило как группу" — Нико Макбрейн (барабаны).
Факт №2
Первые выступления тура состоялись в Польше, которая на тот момент еще находилась во власти коммунистов. Трудно было поверить, что деспотичный режим страны Советов, которую с подачи Рональда Рейгана все именовали «Империей зла», смог допустить на своей территории перфомансы «Железной девы», но это правда. Однако, по словам основателя и бас-гитариста коллектива Стива Харриса, он не слишком думал о политической стороне всего дела. Они ехали за железный занавес, чтобы развлечь своих поклонников, только и всего. Между тем не все в группе разделяли подобный настрой.
"Прием был невероятным. В какой-то момент я осознал, что люди пришли на эти концерты не только для того, чтобы развлечься и послушать хорошую музыку, как это обычно бывает. Они не просто пришли сюда, чтобы чем-то заняться субботним вечером — воздух повсюду был пропитан духом перемен. Это был момент надежды, и я чувствовал, что мы были своего рода маяком, к которому тянулись люди, жаждавшие свободы" — Брюс Дикинсон (вокал).
"Меня искренне удивило то, что на концерте были военные при полном обмундировании, и они тоже не отказывали себе в удовольствии наслаждаться концертом, то и дело подбрасывая вверх свои фуражки" — Говард Джонсон (журналист, присутствовавший на польских концертах).
Факт №3
Впечатляющие декорации World Slavery Tour на египетскую тематику уже были готовы, но по мере того, как график выступлений перемещал группу из Европы в Северную Америку, площадки увеличивались в размерах.
Была развернута еще большая сцена с саркофагами, похожим на Эдди огромным Сфинксом и даже мумифицированной версией их талисмана. Вместе с ростом амбиций группы, рос и масштаб их выступлений, и то давление, которое на них оказывалось.
"На подготовку ушло два месяца. Мы занимались не совсем простыми для того времени вещами, например, встраивали освещение в иероглифы — эти на первый взгляд незначительные детали действительно делали декорации особенными… Все это, вероятно, стоило 145 000 фунтов стерлингов — много по тем временам. Но Maiden были первопроходцами в такого рода больших шоу, так что денег не жалели" — Чарли Кейл (инженер по декорациям).
"Я до сих пор считаю, что эти шоу были лучшими из того, что Maiden устраивала когда-либо. Просто правильная комбинация эпичного материала и зрелищных декораций, которые, однако, не были излишне помпезными и к тому же сооружались без использования громоздких технологий (типа гидравлики), которые появились позже" — Брюс Дикинсон.
"Когда мы начали давать первые концерты в Америке, вместо одного автобуса нам пришлось использовать два, а потом и вовсе – целых семь. Так было, конечно, удобнее. Более комфортно, чем когда мы впервые гастролировали по США с Judas Priest в 81-м! Нам больше не приходилось спать на своих чемоданах. Тогда, чтобы хоть как-то облегчить свою участь, нам приходилось прибегать к помощи алкоголя" — Эдриан Смит (гитара).
Фак №4
1985 год начался для Iron Maiden максимально эпично: они выступили в первую фестивальную ночь на впервые проводившемся тогда Rock in Rio. Дело было в Рио-де-Жанейро, на календаре —11 января, и первыми в списке выступающих числились Queen, а вторыми были герои нашей статьи.
"В Рио очень сложно что-то делать, потому что фанаты очень темпераментные, разгоряченные, и даже на первом Rock In Rio они постоянно поджидали нас возле отеля, мы не могли просто куда-либо выйти. Даже показаться на балконе было чревато тем, что люди из соседнего здания или с улицы снимут, как ты завтракаешь или почесываешь яйца" — Эдриан Смит.
"Одним этим шоу тогда мы покорили весь континент. Я помню, как во время выступления я поднял над головой гитару и случайно расцарапал себя лоб о ее край. Один из журналистов затем попросил меня посильнее сжать рану, чтобы выдавить оттуда еще немного крови. «О, это будет прекрасно смотреться по телевидению», — сказал он тогда. На следующий день фотография попала на первые полосы газет: потный, истекающий кровью Брюс… и 300 000 новых фанатов Iron Maiden" — Брюс Дикинсон.
Факт №5
После концертов в Латинской Америке группа дала несколько выступлений в Калифорнии, на Long Beach Arena, и именно они, наряду с более ранними концертами в лондонском Hammersmith Odeon, и послужили основой для концертного альбома Live After Death (1985).
"Мы хотели записать весь [Live After Death] из Хаммерсмита, но в итоге мы записали три части из Лос-Анджелеса, потому что к тому времени просто играли все эти песни немного лучше — Стив Харрис.
"Я видел группу в Hammersmith Odeon в октябре прошлого года, и это было впечатляюще. Но когда свет погас, толпа взревела... вы нутром понимали, что на [Long Beach Arena] будет истерия другого уровня… Это были Maiden, вознесенные на уровень крупнейших групп Америки" — Малкольм Доум (журналист, который видел концерты в Лонг-Бич).
Факт №6
Концерт в Рио значил многое, но к тому времени группа уже полгода находилась в дороге.
"Хуже всего, когда ты уже шесть месяцев в пути и понимаешь, что впереди еще шесть месяцев выступлений. Все равно что находиться в клетке: в машине, номере отеля, в самолете — отрезанный от мира, от всего вокруг" — Эдриан Смит.
"Этот тур стал испытанием для всех, и [Брюса] в особенности. Боже, ему приходилось вставать и петь шесть вечеров в неделю в течение 13 месяцев, и это сказалось. Наш график тогда был безумным. Никто не выкручивал нам руки, мы были полностью готовы к этому, но, возможно, отхватили кусок больше, чем могли проглотить" — Стив Харрис.
"Ни разу в туре мы не доходили до того, чтобы как-то ненавидеть друг друга. Мы держались очень хорошо. Разумеется, возникали ситуации, когда у кого-то начинали сдавать нервы — каждый из нас человек, что тут поделаешь — и тогда мы просто оставляли его одного в комнате, чтобы он мог как-то успокоиться и прийти в себя. Все через это проходили" — Брюс Дикинсон.
Факт №7
Iron Maiden пережили этот тур и стали одной из самых популярных метал-групп во всем мире. Однако не обошлось и без потерь. Каждый из участников пожертвовал чем-то, но, пожалуй, впервые на корпусе машины под названием «Iron Maiden» появились трещины, которые в конечном счете привели к тому, что Брюс Дикинсон покинул группу. Это случилось в 1993 году.
"Что касается меня, то эмоционально такой режим работы в столь длительной перспективе выдержать было довольно тяжело. Это был первый раз, когда я действительно подумал об уходе. Я имею в виду не только Maiden: я думал полностью прекратить заниматься музыкой. К концу этого тура я был полностью истощен и ввязываться в нечто подобное еще раз просто не хотел. Тогда думал: такого состояния никто не заслуживает. Я начинал чувствовать себя частью механизма, частью какой-нибудь осветительной установки. Поэтому на следующем альбоме Maiden — Somewhere In Time — я отошел на второй план" — Брюс Дикинсон.
"Мы должны были остановиться раньше. Вероятно, это была одна из многих моих ошибок. Но, знаете, тогда нам хотелось большего. И все козыри были у нас на руках" — Род Смоллвуд (менеджер).
"Мне казалось, что весь мир лежит у наших ног. Мы ведь не просто играли и развлекали толпу, а действительно оказали влияние. Но это была тяжелая работа. World Slavery Tour поработил нас самих. Он был отличным, но про себя я думал: «Все хорошо, но я не могу участвовать в еще одном 13-месячном туре. Я не ожидал, что другие поймут, потому что знаю, для многих все это кажется несбыточной мечтой, но я хотел большего, чем просто быть успешным. В погоне за успехом я перестал видеть жизнь" — Брюс Дикинсон.
***
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал и открывайте для себя новые истории из мира рока и метала!
Не пропустите и другие публикации канала: