Не секрет, что за моё пребывание в журналистике в первую очередь я благодарю музыку. Да, именно музыка для меня имеет основной жизненный приоритет. Да, всё остальное - на более дальних планах. Сейчас я музыкальной журналистикой не зарабатываю себе на жизнь, но написание материалов о музыке и музыкантах (читай: о Главном и Главных) для меня остаётся ежедневным служением. В музыке я нахожу ответы на все вопросы гораздо скорее, чем в откликах собеседников, среди которых бывают даже родственники. Как психотерапевт (арт-терапевт) помогаю находить решения в трудных жизненных ситуациях своим (пока) немногочисленным пациентам. Простите, коллеги, но у меня не поворачивается язык называть их клиентами, сколь бы в угол меня за это ни ставили. Но речь ныне не о психологии, а о моём собственном восприятии.
На этой неделе я дважды минут по 50 потратил время зря. Авторы - мной уважаемые артисты, а их новые творенья вызвали недоуменья. Первые из них - питерская группа НОМ, у которой недавно вышел очередной лонгплэй под названием "Воздух общий". Я обожаю их песни из альбома "Во имя Разума" - "Интеркосмос" и "ЧП", а "Jurassic Park" и вовсе считаю одним из Шедевров Музыкальной Культуры планеты Земля за всю её историю. Если кто не в курсе, то во всех перечисленных треках наличествует обсценная лексика или, выражаясь проще, маты. В новоявленном "Воздухе общем" они тоже имеются. И вот тут-то - главная проблема, заключённая в их использовании. Была в России одна группа, которая посредством мата "выражалась" (с), а не материлась. И делала это стильно, крайне высокохудожественно, и главное - по-настоящему смешно. В силу того, что на данной площадке осуществляется контроль за бранью, название сего коллектива, для многих известного по аббревиатуре ХЗ, полностью не привожу. Однако когда матные слова несут посредством песен откровенную похабщину, они ничего, кроме отвращения, не вызывают. К сожалению, новый материал НОМа чуть ли не полностью таков. Примерно половину альбома составили римэйки некоторых хитов. Многие слушатели любят их эпик "7%". Здесь он представлен с английским текстом. Я не большой любитель оригинальной версии, а данную не воспринял от слова "совсем". Не понравились мне и новые прочтения "2700" и "Ты ушла", в контексте альбома "Превыше всего" звучащие потрясающе. Перепевка мной обожаемого "Подшитка", выдержанного в духе маккартниевской "Deliver Your Children" - ещё куда ни шло, но всё равно Бритва Оккама. Если ранее я для себя не мог выделить худшего альбома Королей Санкт-Петербурга, Не Очень Молодых (но молодёжных) Новых Основателей Мира, то теперь таковой имею.
Второй альбом, "Бывшим экстремалам" - новое творение Паши Неккерманна, выпущенное родным лейблом "ГЕОМЕТРИЯ". Познакомился я с песнями этого автора в 1994 году посредством выпущенной в то время пластинки проекта ПАША НЕККЕРМАНН И ДЕНЬГИ. Весной означенного года я, будучи сотрудником барнаульского "Радио Канала 3", крепко дружил с местным "Рок-ларьком". При нём была студия звукозаписи, которую мы в своих эфирах пиарили-рекламировали, а они нам в знак благодарности за это записывали кассеты, песни с которых мы крутили в наших эфирах. Более того - пару раз студийцы/рок-ларьковцы отправляли меня в командировки на Горбушку, тогда ещё базировавшуюся в ДК и палаточном городке окрест оного. Забавный факт: в первой командировке я обильно накушался хмельными напитками до такой степени, что последние часы на Горбушке, путь от неё до самолёта, момент его взлёта и первые три из четырёх часов полёта наповал не помню. Сегодня в таком состоянии я бы никуда не улетел. Да и в поезд, имея лёгкий спиртной флёр, сегодня не пустят с 80-процентной вероятностью. Но речь не о том. На горбушечной музыкальной тусе я закупался, набирая примерно треть неведомых исполнителей по рекомендациям нужных продавцов. Среди прочего во второй из рейсов я и привёз вышеупомянутую пластинку Паши. И она всем, и ларёчникам-звукокопипастерам, и радиоканальям, зашла! В предыдущем десятилетии привелось на работе в ММДК познакомиться и с самим сонграйтером. Пару раз он выступил и оставил крайне приятное впечатление. Последний собственный альбом Паша выпустил в начале века. И, если не считать сотрудничества с дуэтом TATU и каких-либо ещё коллабораций, мне неведомых, творчески не особо наследил. И вот, пару лет назад ныне покойный Большой Босс ГЕОМЕТРИИ, тоже Павел - Кострикин, выразил готовность выпустить Неккерманна на CD. Релиз состоялся 20 ноября. На нём Паша блеснул своим мультиинструменталистским талантом. И тут он, безусловно, на высоте. Чтобы уверенно и профессионально сыграть на всех инструментах, среди которых не только банальные гитары, но и духовые, а потом ещё и свести всё воедино - надо иметь недюжинный талант. И Неккерманн тут выше всяких похвал. Хоть актуальный музыкальный материал не в моём вкусе, не могу не отметить его убедительности. А вот лирический герой, который срисован, как я понял, с самого автора, и пребывающий в различных жизненных ситуациях, вызвал у меня сочувствие. Апоэтичные (не опечатка!) бытовые зарисовки, иллюстрирующие его жизнь в стихах-текстах, мне не только чужды, но и неприятны. В памяти по прослушивании закрутилась волчком одна песня: "Ты и я". Назойливо прилипчивая, запала она в силу повествовательной своей части, так же внушающей отвращение. Имея меломанский и литературоведческий опыт протяжённостью не в одно десятилетие, а также вкус, приемля (повторюсь) матерную лексику в текстах песен и книгах, я давно способен отличить провокацию от пошлости. Вторая тут оказалась экстремальна, в соответствии с названием альбома. В итоге у меня сложилось такое вИдение: Паша Неккерманн решил дать пендаля "бывшим", а пнул в итоге в пах сам себя. Экстремально? Примерно как в том анекдоте: "Начальник, он шёл и сам упал на собственный нож. 18 раз"!
PS: К каждому треку данного альбома Паша Неккерманн сделал видео, которые можно найти в сети. Раз уж я упомянул композицию "Ты и я", то её здесь приведу в качестве цитаты.