Найти в Дзене
Таисия Новикова

«Мы были словно скелеты»: невероятные воспоминания узницы нацистских концлагерей, от которых сельский совет Ветеранов плакал

Колышкина Валентина Петровна в детстве оказалась в немецком концлагере, где содержались только евреи. Она родилась в 1938 году.год в деревне Роспопово в Оренской области. В 4 года Валию отправили в концлагерь Ивацевичи, расположенный на территории современной Беларуси, недалеко от города Барановичи. 1943. она приехала сюда с родителями…

"Всех выгнали из нашей деревни и отвезли на вокзал Ориол, откуда их увезли на грузовых вагонах. Они были распределены по лагерям. Я оказался в белорусском концлагере".

говорит Валентина. Поскольку ей было всего 4 года, ее держали в лагере вместе с матерью. Детей постарше там держали отдельно от родителей.

Женщина вспомнила момент, когда ворота лагеря открыли красноармейцы, которые освободили выживших заключенных. Это произошло в 1944 году.годы.

"Мы были как скелеты. В то время дети жили по-другому. Вернувшись в родное село, я увидел, что наш дом уже сгорел. Мне пришлось жить в сарае со скотом",

женщина продолжила свою историю.

Затем дочь и ее мать поселились с дальними родственниками. Они позволили им остаться с ними, хотя, конечно, без особой радости.

"Я до сих пор мало что понимал в те годы",

бывший заключенный говорит:

"Если они забрались на печь, то я тоже их сопровождал, залез туда. Иногда моя мама говорила-молчи с ними, иначе они часто ругаются. Но ребенок есть ребенок, как бы вы его ни ругали."

Весь Орловский район какое-то время был оккупирован нацистами. После отъезда они покинули землянки на полях. Мать Валентина привезла доски из этих землянек, построив "избу", в которой им пришлось какое-то время жить. Когда пришло время уходить в 1.класс, Валя пошла туда с тряпичной сумкой.

"Иногда мама кладет вареную картошку в эту сумочку, не очищая ее. В то время даже маленьких детей заставляли собирать колоски в полях. Иногда я чесал все руки",

женщина делится своими воспоминаниями.

"Но я не чувствовал себя оскорбленным жизнью. Наше пребывание в лагере недавно обсуждалось. Раньше нам не давали никакой пользы. Во время мирной жизни мы начали посещать школу. У всех была одинаковая одежда и еда. У моего соседа было 6 детей. Есть было не так много, но всякий раз, когда я приходил к ней, она садилась за стол и предлагала суп с подсолнечным маслом. Люди были более дружелюбны. Позже они начали отличаться, некоторые были лучше обучены, другие хуже"

Сейчас Колышкина Валентина посещает Центр Hasday Nashama в Туле. Там учителя и психологи проводят занятия с бывшими узниками нацистских лагерей.

Когда наш совет ветеранов обсуждал историю Валентина, все участники плакали. История настолько проникает в сердце, что невольно начинаешь плакать…