Очень трудно рассказывать историю, события которой развивались в прошлом. Современный писатель не знает мелочей, которые определяли быт народа, не понимает тонкостей ментальности своих предков. Всю информацию о них и их жизни он черпает из других книг. Дотошный литератор соберет достаточно литературы, чтобы, включив воображение, воссоздать максимально полную картину. Ленивый начнет работу по принципу «и так сойдет» и превратит свой труд, независимо от первоначально задуманного жанра, в фэнтези с претензией. Марина Николаева — автор дотошный, иначе ее повесть «Брат» никогда не вышла бы настолько антуражной. Тона этого произведения насыщенные, густые, немного мрачные, недаром действие начинается глубокой ночью, когда в одной крестьянской хате все давно легли спать. Вдруг где-то за околицей послышались странные звуки — не то дите плачет, не то... нечисть воет. Вышел мужик во двор и обнаружил маленького мальчика из цыганского табора, который проходил тут на досуге. Привел он кроху в дом, обогрел, накормил, напоил да так и оставил в своей семье, чтобы цыганенок рос рядом с его родным сыном Иваном, как настоящий брат.
Это присказка, похожая на сказку. Только повесть вовсе не сказочная, а нарочито реалистичная. Мальчики, рожденные в разных культурах, воспитываются в одной семье и, казалось бы, должны вырасти с одинаковыми морально-этическими принципами и целевыми установками. Но... Марина Николаева не верит в то, что воспитание способно победить гены, нивелировать их влияние на личность. Вот и ее цыганенок Лука слышит зов вольного ветра. Его тянет прочь, в дальние дали, навстречу опасностям и приключениям. В отличие от Ивана не может он приучиться к трудолюбию, не желает обременять себя обязанностями. Уж и стыдно ему, и тягостно, а побороть натуру парень не способен.
И это еще не сказка, а лишь завязка сюжета. Предпосылка, из которой произрастает древо будущих несчастий всей семьи. Они начались в тот миг, когда Лука покинул дом, а продолжились, когда он ввязался в темную, кровавую историю. Нажив могущественных врагов и совершив непоправимое, он вернулся туда, где начался его путь. Но кто придет ему на помощь? Кто протянет руку, если целый свет отвернулся? Ответ кроется в названии. Да только каковы последствия помощи? Как велика цена такого родства?
Много не связанных напрямую с эпохой вопросов о взаимоотношениях между родителями и детьми, братьями и прочими родственниками ставит Марина Николаева. Она ищет ту черту, которую нельзя переступать ни во имя чего, и находит ее. Читатель замирает у края, потрясенный, возбужденный, напуганный. В его сердце отвращение борется с восхищением, презрение — с наваждением, надежда — с пониманием того, как устроен этот мир и что его правила значат для героев.
Каждая деталька, которая есть в этой книге, призвана создавать атмосферу прошлого, а вместе с тем особое настроение, достаточно тревожное и одновременно эмпатичное, чтобы проникнуться чужой болью. Каждый звук, каждый ветерок, каждое слово — все не просто так на страницах. И это ценно.