Мария Осипова стала одной из трех женщин, награжденных в 1943 году высшей степенью отличия в СССР за уничтожение наместника Гитлера Вильгельма Кубе.
Эта операция стала одной из самых громких в истории разведки периода Великой Отечественной войны.
Однако соперничество нескольких ведомств чуть не привело Марию в тюрьму, а не на пьедестал почета.
Довоенное время
Мария Осипова (в девичестве – Соковцова) родилась в 1908 году на западе Российской империи в Могилевской губернии (белорусские земли, отошедшие к России после раздела Речи Посполитой).
Родители Маши были крестьянами, а вот девушка выбрала стезю рабочего человека. С 13 лет она трудилась на заводе.
Рабочую деятельность совмещала с активным продвижением среди сверстников пионерского движения.
В 16 лет связала свою судьбу с комсомольцем Яковом Осиповым. Еще через четыре года вступила в Коммунистическую партию.
Позже получила образование, окончив сельскохозяйственную и юридическую школы в Минске. В 1940-1941 годах работала в Верховном суде республики.
Работа в подполье
После прихода фашистов Мария Осипова с коллегами по юридической практике организовала в Минске движение сопротивления. За два года отряд подпольщиков разросся с 14 до 50 человек.
Группа проводила операции по спасению минских евреев, организации побегов советских военнопленных из немецких застенков, печатала и распространяла листовки и подпольную газету.
Еще одним направлением деятельности подпольщиков были совместные операции с партизанами в рамках разведывательных и диверсионных миссий.
Мария Осипова под псевдонимом «Черная» выступала связной своей группы с несколькими партизанскими отрядами, в том числе, отряда «Дима», которым командовал Давид Кеймах.
На рубеже 1941-1942 годов отряд Кеймаха, в числе прочих, получил из Москвы задание уничтожить комиссара Вильгельма Кубе. Этот чиновник отметился небывалой жестокостью к населению оккупированной территории.
Он и его окружение были постоянно начеку в ожидании покушений, что делало задачу по уничтожению высокого немецкого чина трудновыполнимой.
К подготовке покушения Кеймах привлек Осипову. Совместно они вышли на горничную в резиденции коменданта Елену Мазаник.
Была проведена большая подготовительная работа, в результате которой Кубе был взорван в собственной постели миной, специально присланной из Москвы.
Прошла по краю
Насколько трудной была операция по уничтожению фашистского высокого чина, настолько же нелегкий период настал для участниц спецоперации потом. Женщин вызвали в Москву, где… посадили под арест.
Допросы Марии Осиповой вели начальник СМЕРШа Абакумов и его заместитель Цанаев, иногда присутствовал Берия.
Их целью было заставить подпольщицу изменить показания о том, какое ведомство «вело» операцию. Прессинг длился несколько недель, под конец Абакумов прямо обвинил Осипову в сотрудничестве с фашистами.
И все же кураторы Марии Осиповой из Разведуправления Красной Армии смогли ее отстоять.
О подвиге подпольщицы было рассказано на аудиенции у Сталина. Вождь дал указание наградить Марию Осипову и двух ее соратниц званием Герой Советского Союза.
После окончания войны Мария Осипова занимала посты в высших эшелонах республиканской власти. Многое сделала для реабилитации участников Минского подполья, которых обвиняли в работе на нацистов.
Мария Осипова дожила до 90 лет. Она умерла в 1999 году и была похоронена в Минске.