Найти тему
Игорь Орлов

Смирение глинского старца Андрея (Машкова). Удивительные истории.

Оглавление
Старец, игумен Андрей (Машков)
Старец, игумен Андрей (Машков)

Эти поучительные истории о смирении старца, игумена Андрея (Машкова), насельника Глинской пустыни, поведал его духовный ученик – схиархимандрит Авраам (Рейдман).

Мужской монастырь Глинская пустынь, Сумская область, Украина
Мужской монастырь Глинская пустынь, Сумская область, Украина

Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Екатеринбургская епархия
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Екатеринбургская епархия

Услышанное из Лествичника.

Тогда отец Авраам был молодым послушником. Читал умные духовные книги святых отцов.

Вычитал он у преп. Иоанна Лествичника, что смирение есть искоренительница всех страстей. По молодости духовной, сразу же загорелся желанием приобрести смирение. Как хорошо ведь: обретешь одну эту добродетель и одним махом уничтожишь все иные страсти. Что мелочиться?

Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской обители, описатель "Лествицы"
Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской обители, описатель "Лествицы"

Ошибка молодости – максимализм – который и в духовной области, к сожалению, себя проявляет. А ведь у Лествичника о смирении говориться лишь на 26 ступени духовного возрастания, а не на первой. Нужно дозреть до него: кому быстрей, кому медленней, но дозреть опытом.

Вопрос к духовнику.

Отец Авраам решился, все-таки, уточнить у своего духовника – игумена Андрея (Машкова).

Задал ему вопрос: «Что такое смирение?».

Ответ духовника.

Отец Андрей ответил: «Смирение – не надеяние на себя». Далее, он не стал пояснять.

Старец Андрей (Машков).
Старец Андрей (Машков).

Разочарование.

Отец Авраам был разочарован таким ответом. Он ждал другого. Но ничего не сказал и не возразил духовнику.

Духовник понял, что духовное чадо его разочаровано ответом, но не стал оправдываться и что-то добавлять. Наверное, оставив Богу это право и опыту самого послушника. Самый лучший вариант понять, что такое смирение – почувствовать, понять его в своей собственной жизни. Слова здесь не нужны.

Притча о «смиренномудром» монахе.

Ища ответ на свой вопрос, отец Авраам узнал, чуть позже, притчу о «смиренномудром» монахе, которая помогла его наблюдательности.

Один монах обличал себя в грехах самыми последними словами. Люди, видя это, думали о нем: вот какой смиренный, как самоуничижает себя.

Они поверили, что он такой, каким он себя обличает. И когда поверили в его грехи, то монаху стало плохо, он сильно опечалился.

Почему? Он думал, что, обличая себя, унижая себя, он будет возвышен Богом. Автоматически. Но этого не произошло. Игра в смирение не удалась. И тогда была больно уязвлена его гордыня, показавшая, что на словах он пытается смиряться (но лукаво), а на деле, в сердце нет.

Смирение отца Андрея (Машкова).

Отец Авраам тогда стал замечать, что его духовник, отец Андрей (Машков) никогда не говорит о себе плохо, не именует себя чем-то плохим (я – грешник, я ничего не стою, я - тварь , и так далее). Но он не говорил о себе и ничего хорошего. Он вообще не говорил о себе.

Но зато, когда плохо говорили о нем, он не печалился и не радовался. Он спокойно, без обид сердца, сносил это. И тогда отец Авраам понял, что такое настоящее смирение. Ты не мнишь о себе, не говоришь о себе, но, если кто-то говорит о тебе плохое, не падаешь духом, не теряешь присутствие духа Божьего в себе: не обижаешься, не затаиваешься, не мстишь, не гневаешься, не злословишь.

Случай.

Был еще один показательный случай с отцом Андреем (Машковым).

Один раз ему нужно было ехать на требу — причащать больного. Шел пост, было утро, в монастыре служили полунощницу. Братия выходили и выстраивались посередине храма.

Так как отец Андрей собрался на требу, то не взял с собой форму: мантию и клобук.

Отец Андрей решил выйти вмести с братией на середину храма, пока ждал тех, кто приедет за ним и отвезет на требу. Доброе ведь дело. Поучаствовать в полунощнице, пока ждешь другое мероприятие.

Он вышел, но без мантии. Наместник злобно говорит ему: “Ты как Иуда”.

Отцу Андрею уже было больше 50 лет, он вел чистую жизнь, имел духовных чад. А тут наместник сравнивает его с предателем Господа.

Можно было сильно обидеться, уйти в себя, разозлиться. Но ничего такого не сделал отец Андрей. Он простил легко, понимая, что все люди немощные.

Заботливый и смиренный духовник.

Был еще случай, сильно удививший отца Авраама. Он сильно болел, настолько, что не мог выходить по нужде за пределы келлии. Приходил к нему его духовник, отец Андрей, поддерживал словом, интересовался здоровьем и молился о здравии своего духовного чада. А потом брал ведро с испражнениями, выносил и выливал сам, никого не прося.

Духовник убирает ведро с грязью за своим чадом!

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Для отца Авраама это было немыслимо. Он про себя подумал, что так не смог бы. Переступить через свой авторитет, статус, чин. А отец Андрей сделал это без всякого усилия. Вот смирение.

Послесловие.

Бывали случаи, когда все-таки кому-то удавалось обидеть словом или поступком отца Андрея. Это было видно по нему. Много стрел лукавых и злых, какая-то, да и касалась сердца, вносила смуту. Но отец Андрей быстро каялся в сердце своем и выходил из этого состояния.

Он говорил своим духовным чадам, что даже святые впадали в то или иное бездуховное и не смиренное состояние: злились, обижались, гневались, были вспыльчивыми. Это не беда. Сразу стоит уврачевать мысленным покаянием перед Богом – и отпустит напасть. Хуже, и это признак не смирения: держать злобу и обиду в себе. И надолго.

Отец Андрей не держал. Отпускал сразу.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.