Эти поучительные истории о смирении старца, игумена Андрея (Машкова), насельника Глинской пустыни, поведал его духовный ученик – схиархимандрит Авраам (Рейдман).
Услышанное из Лествичника.
Тогда отец Авраам был молодым послушником. Читал умные духовные книги святых отцов.
Вычитал он у преп. Иоанна Лествичника, что смирение есть искоренительница всех страстей. По молодости духовной, сразу же загорелся желанием приобрести смирение. Как хорошо ведь: обретешь одну эту добродетель и одним махом уничтожишь все иные страсти. Что мелочиться?
Ошибка молодости – максимализм – который и в духовной области, к сожалению, себя проявляет. А ведь у Лествичника о смирении говориться лишь на 26 ступени духовного возрастания, а не на первой. Нужно дозреть до него: кому быстрей, кому медленней, но дозреть опытом.
Вопрос к духовнику.
Отец Авраам решился, все-таки, уточнить у своего духовника – игумена Андрея (Машкова).
Задал ему вопрос: «Что такое смирение?».
Ответ духовника.
Отец Андрей ответил: «Смирение – не надеяние на себя». Далее, он не стал пояснять.
Разочарование.
Отец Авраам был разочарован таким ответом. Он ждал другого. Но ничего не сказал и не возразил духовнику.
Духовник понял, что духовное чадо его разочаровано ответом, но не стал оправдываться и что-то добавлять. Наверное, оставив Богу это право и опыту самого послушника. Самый лучший вариант понять, что такое смирение – почувствовать, понять его в своей собственной жизни. Слова здесь не нужны.
Притча о «смиренномудром» монахе.
Ища ответ на свой вопрос, отец Авраам узнал, чуть позже, притчу о «смиренномудром» монахе, которая помогла его наблюдательности.
Один монах обличал себя в грехах самыми последними словами. Люди, видя это, думали о нем: вот какой смиренный, как самоуничижает себя.
Они поверили, что он такой, каким он себя обличает. И когда поверили в его грехи, то монаху стало плохо, он сильно опечалился.
Почему? Он думал, что, обличая себя, унижая себя, он будет возвышен Богом. Автоматически. Но этого не произошло. Игра в смирение не удалась. И тогда была больно уязвлена его гордыня, показавшая, что на словах он пытается смиряться (но лукаво), а на деле, в сердце нет.
Смирение отца Андрея (Машкова).
Отец Авраам тогда стал замечать, что его духовник, отец Андрей (Машков) никогда не говорит о себе плохо, не именует себя чем-то плохим (я – грешник, я ничего не стою, я - тварь , и так далее). Но он не говорил о себе и ничего хорошего. Он вообще не говорил о себе.
Но зато, когда плохо говорили о нем, он не печалился и не радовался. Он спокойно, без обид сердца, сносил это. И тогда отец Авраам понял, что такое настоящее смирение. Ты не мнишь о себе, не говоришь о себе, но, если кто-то говорит о тебе плохое, не падаешь духом, не теряешь присутствие духа Божьего в себе: не обижаешься, не затаиваешься, не мстишь, не гневаешься, не злословишь.
Случай.
Был еще один показательный случай с отцом Андреем (Машковым).
Один раз ему нужно было ехать на требу — причащать больного. Шел пост, было утро, в монастыре служили полунощницу. Братия выходили и выстраивались посередине храма.
Так как отец Андрей собрался на требу, то не взял с собой форму: мантию и клобук.
Отец Андрей решил выйти вмести с братией на середину храма, пока ждал тех, кто приедет за ним и отвезет на требу. Доброе ведь дело. Поучаствовать в полунощнице, пока ждешь другое мероприятие.
Он вышел, но без мантии. Наместник злобно говорит ему: “Ты как Иуда”.
Отцу Андрею уже было больше 50 лет, он вел чистую жизнь, имел духовных чад. А тут наместник сравнивает его с предателем Господа.
Можно было сильно обидеться, уйти в себя, разозлиться. Но ничего такого не сделал отец Андрей. Он простил легко, понимая, что все люди немощные.
Заботливый и смиренный духовник.
Был еще случай, сильно удививший отца Авраама. Он сильно болел, настолько, что не мог выходить по нужде за пределы келлии. Приходил к нему его духовник, отец Андрей, поддерживал словом, интересовался здоровьем и молился о здравии своего духовного чада. А потом брал ведро с испражнениями, выносил и выливал сам, никого не прося.
Духовник убирает ведро с грязью за своим чадом!
Для отца Авраама это было немыслимо. Он про себя подумал, что так не смог бы. Переступить через свой авторитет, статус, чин. А отец Андрей сделал это без всякого усилия. Вот смирение.
Послесловие.
Бывали случаи, когда все-таки кому-то удавалось обидеть словом или поступком отца Андрея. Это было видно по нему. Много стрел лукавых и злых, какая-то, да и касалась сердца, вносила смуту. Но отец Андрей быстро каялся в сердце своем и выходил из этого состояния.
Он говорил своим духовным чадам, что даже святые впадали в то или иное бездуховное и не смиренное состояние: злились, обижались, гневались, были вспыльчивыми. Это не беда. Сразу стоит уврачевать мысленным покаянием перед Богом – и отпустит напасть. Хуже, и это признак не смирения: держать злобу и обиду в себе. И надолго.
Отец Андрей не держал. Отпускал сразу.